Введение
Моё правило – разделить каждую
проблему на много частей так, чтобы
каждая была реально выполнима.
Р.Декарт.
Модульное обучение возникло как
альтернатива традиционному, интегрируя в себе
всё прогрессивное, что накоплено в
педагогической теории и практике нашего времени.
Модуль позволяет ученику, включённому в общую
деятельность, последовательно, по частям
производить осознанное взаимодействие в зоне
общих идей.
Сложно говорить о полном переходе на модульную
систему ежедневного учебного процесса (должно
быть разработано особое расписание и режим
учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об
использовании некоторых элементов модульной
технологии на уроках русского языка.
Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствие с конкретной целью (выносится в начало блока). Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знаний, но и на уровень усвоения.
Проблема обучения: повышение эффективности обучения и развития личности каждого ученика.
Цель новой формы обучения: разработать технологию ведения урока , направленную на повышение эффективности обучения, и применить её к конкретным учебным темам повышенной сложности материала.
В этой связи можно выявить блоки целей по их уровню.
Высший или главный уровень: развитие способностей личности.
Средний или промежуточный уровень:
1. Функциональная грамотность.
2. Навыки самообразования.
Низший уровень:
1. Общеучебные умения и навыки;
2. Специальные учебные умения и навыки;
3. Компьютерная грамотность;
4. Экономическая грамотность и т.д.
Задачи:
- Устранить преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- Уменьшить объём фронтальных форм обучения;
- Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся;
- Повыситьуровень недостаточно высокой мотивации обучения;
- Усилить внимание к дифференцированному подходу в обучении;
- Создать рефлексию в обучении.
Идея внедрения инновационного опыта зародилась в связи с низкой мотивацией познавательной деятельности некоторого числа учащихся, выявленной после проведённого анкетирования. Нужно было вводить такие приёмы и методы обучения, которые бы значительно повысили интерес к одному из трудных школьных предметов – русскому языку. Ознакомившись с рядом педагогических технологий, пришла к выводу, модульное обучение как нельзя лучше позволяет реализоваться личности на разном уровне познавательной деятельности, учит самостоятельно достигать определённого результата, тренирует внимание и память, учит достигать поставленную цель, развивает коммуникативные навыки, учитель представляется в роли проводника на пути к познанию, возрастает уровень мотивации учебной деятельности.
Работа по заданному алгоритму отражает новые идеи, связанные с повсеместной компьютеризацией. Уровень обучения и в методических разработках, и в полученных результатах выше 60%.
Ожидаемые результаты:
1. Достичь полного усвоения базисного
компонента содержания гимназического
образования каждым учеником и повышенного
уровня в соответствии с интересами и
склонностями ученика.
2. Сформировать у учащихся устойчивые
познавательные интересы и способы их
удовлетворения своими силами.
3. Развивать интеллект, память и речь.
4. Научить коммуникативным умениям.
5. Осуществлять самопознание на основе рефлексии.
Основная часть
Предметом эксперимента послужило модульное
обучение в традиционном учебном процессе, как
фактор повышения его эффективности и
развивающего влияния на каждого ученика.
Благодаря модулю ученик дозирует содержание,
понимает, какая информация обсуждается и с какой
целью, осознаёт, что он принимает и зачем ему это
нужно. Главное предназначение модуля –
развивать мышление, сознание человека.
Особенности содержания и структуры
При той информационной насыщенности, которую задаёт средней и высшей школе современный социальный заказ, колоссальное значение приобретают проблем компоновки и преподнесения знаний.
Блок учебного материала – это часть
учебного материала, выделенная по какому – либо
признаку (сходству, расположению, объёму,
функциям и т.д.)
Блочное обучение осуществляется на основе
реконструирования учебного материала в блоки,
обеспечивающие ученикам возможность
сознательно выполнять разнообразные
интеллектуальные функции и использовать
приобретаемые знания и умения при решении
учебных задач. Выделяются следующие
последовательные блоки такой обучающей
программы:
- информационный блок;
- коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительные разъяснения, помощь, упражнения);
- блок применения – выполнение упражнений и заданий, на основе полученных знаний;
- блок проверки и коррекции.
Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой, составленной из модулей.
Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса. Такой частью может быть тема, на изучение которой требуется большое количество часов. В целях экономии времени или недостающего учебного времени (что в жёстких климатических условиях севера случается часто), очень целесообразно применять данную технологию. Подобную работу можно проводить в достаточно подготовленном классе и при изучении материала повышенной сложности.
Требования к организации нестандартной учебной деятельности учителем:
1. Чётко планирует конечный результат обучения
на разных уровнях, как взаимосвязанный комплекс
задач обучения, воспитания и развития.
2. Организует деятельность учащихся с
применением учебных модулей, включающих в себя
информационный блок, программу действий и советы
учителя.
3. Распределяет время на учебном занятии в
соответствии: ? часть на самостоятельную работу; ?
часть на работу в группе.
4. Учит учащихся самопознанию и самооценке через
рефлексию.
5. Осуществляет гибкое управление УПД учащихся,
переходящее в самоуправление.
6. Осуществляет следующие условия:
- каждый ученик чётко знает свои цели, какого конечного результата он должен достичь по окончании темы;
- каждый ученик имеет технологическую карту с выделенными уровнями обучения, содержание входного и выходного контроля;
- учитель обеспечивает психолого-педагогические и гигиенические требования к организации УПД.
Методы подготовки и проведения нестандартного обучения:
- изучение научной литературы;
- наблюдение;
- тестирование;
- контрольные срезы;
- беседы.
Особенности методики
Начало каждого модуля предполагает
мотивационный этап.
Учитель выступает как организатор и
руководитель процесса обучения, а ученик
выполняет роль самостоятельного исследователя
проблем.
Процесс модульного обучения состоит в том, что
ученик либо полностью, либо частично
самостоятельно работает с предложенной ему
индивидуальной учебной программой.
Предполагается изменение форм общения учителя с
учеником, переведение её на субъектную основу.
Функция учителя варьируется от
информационно-контролирующей до
консультационно-координирующей.
Одним из главных элементов блочного и модульного
обучения является система контроля и оценивания.
Это могут быть традиционные формы оценки,
промежуточное оценивание, окончательное
оценивание, зачётная система, рейтинговая
система.
Базирование на ведущих теориях обучения:
1. Модульное обучение (МО) базируется на
деятельном подходе к учению, которое
рассматривается как целенаправленная,
мотивированная, самоуправляемая опережающая,
преобразующая деятельность.
2. МО опирается на теорию развивающего обучения.
3. Из программированного обучения МО использует
чёткие действия учеников по определённой логике,
его активность, индивидуальный темп.
4. Используется из теории поэтапного
формирования умственных действий её суть –
ориентировочная основа деятельности.
5. Из проблемного обучения берётся идея развития
ученика через поиск, постановку и решение
учебных проблем.
6. Из кибернетики – идею гибкого управления,
переходящую в самоуправление.
7. Высокая интенсивность опирается на теорию
оптимизации, которая требует организовывать
учение при наименьшей затрате сил, времени,
средств.
Имена учёных – разработчиков, внёсших свой вклад в данную технологию обучения:
Выготский Л.С. (об умственном развитии детей в процессе обучения),ему принадлежит технология развивающего обучения, учитывающая зону ближайшего развития.
Скаткин М.Н. (о проблемах современной дидактики), считал, что классно-урочная организация учебно-воспитательного процесса далека от оптимального варианта. Эта система «нивелирует способности, стрижёт всех под одну гребёнку, культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условия для формирования творческих способностей».
Бабанский Ю.К. (о проблемах повышения
эффективности педагогических исследований),
разделял точку зрения о целенаправленной
функциональной саморегулируемой педагогической
системе, стремящейся к наилучшим результатам
учебно-воспитательного процесса на основе двух
критериев: достижение каждым учеником
максимально возможного уровня успеваемости,
воспитанности и развитости и отсутствие фактов
систематического превышения учениками и
учителем норм времени.
Талызина Н.Ф. (об управлении процессом усвоения
знаний), считает, что подобная педагогическая
технология гарантирует конкретные конечные
результаты и позволяет избежать
ремесленничества.
Юцявичене П.А. (о теории и практике модульного обучения), имеет взгляд на новую технологию, принципиально отличающуюся от традиционной. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, в основе обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, достижение высокого уровня конечных результатов.
Заключение
Данная технология обучения соответствует
основным направлениям модернизации образования,
является инновационной, достаточно нова,
эффективна.
Модульная технология достаточно продуктивна,
потому что происходят существенные изменения в
качестве знаний (как правило выше 60%), учащиеся
активно овладевают практическими и
теоретическими навыками и умениями, значительно
повышается уровень мотивации в овладении
знаниями, повышается интерес к изучаемому
предмету,
формируются коммуникативные навыки, повышается
культура общения, формируется новый этап
отношений учитель – ученик в рамках партнёрства.
Список литературы:
1. П.И.Третьяков, И.Б.Сеновский «Технология
модульного обучения в школе», М., «Новая школа»,
1997;
2. Научный редактор Шамова Т.И. «Модульное
обучение: опыт, перспективы», М., Московский
педагогический государственный университет им.
В.И.Ленина, 1996;
3. Научно-практический журнал «Завуч», № 5, 2005.
Стр.50–56.
4. Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных
технологий», т.1, М., НИИ школьных технологий, 2006.
Стр.442–450.