Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу"

Разделы: Русский язык, Литература, Работа с родителями


"Золото, золото, сердце народное"
Н.Некрасов.

Цели:

  • Приобщение к народному творчеству.
  • Пробуждения чувства причастности к своему народу, к его традициям, к его культуре, к его истокам.
  • Знакомство со свадебным ритуалом в русских народных традициях.

Оформление и реквизит.

  • Посредине гостиной большой стол, накрытый скатертью.
  • На столе самовары, пироги, баранки, сахар, орехи и т.п.
  • В углу столик со свечами в подсвечниках.

Ход урока

Хор или группа исполняет русскую народную песню "Как на горе калина" (или любую другую, где говорится о встрече и любви).

1-ый ведущий:

- Добро пожаловать, гости дорогие, в нашу горницу, где будет сегодня играться свадьба.

Почему в литературной гостиной да свадьба?

Да потому, что, как сказал известный писатель нашего времени В. Личутин, " оказывается, что ты столетиями переливался из человека в человека, чтобы скрепиться в это живущее ныне обличье". Да потому, что "народное творчество - живительный родник литературного творчества. Да потому, что выпускники школы, выходя из неё, должны быть готовы очень скоро принять самое непосредственное участие в этом удивительном действе - свадьбе.

2-ой ведущий:

- Свадьба вбирает в себя, как народная пьеса, многие виды литературного творчества. Ведь народом же говорят "играем свадьбу", "сыграли свадьбу". Слово игра здесь не случайно. Хотя все основные моменты свадьбы традиционны, но в разных местностях они неповторимо украшены особенностями именно этой области, этого села. Прелесть действа зависит также и от индивидуальных качеств основных действующих лиц : свахи, свата, распорядителей, вытниц, песельниц и т.п.

Уч - ца:

- До свадьбы проводится несколько подготовительных этапов.

Начинается всё со сватовства. В дом к невесте приезжают сват и сваха. Эта роль поручается разговорчивым, веселым, находчивым людям, которые умеют вести беседу, знают все тонкости этого ответственного мероприятия.

Обычно в деревнях, селах и городах были такие люди профессионалами в своем деле и устраивали из сватовства целое представление.

Сват или сваха при входе в дом отворяли дверь немного, снова затворяли наглухо, потом отворяли вторично и опять тотчас затворяли, наконец, в третий раз уже отворяли дверь совсем и входили. Во время входа в избу, перенеся через порог правую ногу, сват или сваха постукивали о порог пятой и потом уже ступали на пол комнаты (это постукивание нужно для успеха дела). Сват, помолившись, молча кланяется хозяевам и садится на лавку и молчит до тех пор, пока хозяин не спросит его о причине прихода. И тут уже сват (сваха) начинает говорить о деле. Предлагая жениха, расхваливает его донельзя. Отец и мать невесты отговариваются, сколько могут.

Так начинается первое сватовство, почин делу. Свату (свахе) нужно несколько раз приехать с добрым словом, чтобы получить окончательное согласие и договориться с отцом относительно рукобитья и сговора. Когда на рукобитье бывает жених, то во время даров и застолья поются песни так же, как и вдень свадьбы.

1-ый ведущий:

- Мы не ставили задачей показать вам все предсвадебные и свадебные действа, потому что это невозможно в рамках нашей литературной гостиной. Вы увидите сегодня лишь фрагменты, а остальное устраивайте сами, сообразуясь с народными обычаями, со временем, со своей фантазией и умением. Но сцену сватовства вы сейчас увидите.

Сваха:

- Как голубь без голубки гнезда не вьет, так и парень без девки дом не создает. У нас есть голубь сизокрылый, а у вас голубка ему под стать. Жених стоящий, лучше не найти, у него всякий скот, пашни, добра, хлеба в сусеках не переводится.

Родители:

- Да она не приготовила ещё ни подарков, ни верхней одежды, нет у неё ни кафтана, ни сарафана.

Сваха:

- Для чего нам кафтан, для чего сарафан? Нам нужна работница хорошая.

Родители:

- Да работница нам и самим нужна, подмога в доме, ведь в самую пору вошла.

Сваха:

- В самую пору и замуж выходить. Если тесто перестоится, то и хлеб не выпечь.

Родители:

- Нет, в этот год не отдадим, пусть в родительском дому понежиться.

Сваха:

- А муж её тоже нежить будет, он сам работящий. Как у Христа за пазухой будет жить ваша дочка.

Родители:

- А ну, как бить начнет? Слыхали мы, больно горяч он.

Сваха:

- Доброю женой и муж честен бывает.

Родители:

- Дочка - то наша пригожа да красива, но не норовиста.

Сваха:

- Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет. Вот и сладиться все у них и слюбится. Дом держится не красавицей, а умницей.

Родители:

- Ну что ж, уговорили. Чтоб весело жить им рука в руку, душа в душу. (бьют по рукам, начинается угощенье). Исполняется песня "Во кузнице".

2-ой ведущий:

- Со дня просватанья невеста считается просватанной. Начиная с этого дня, в дом приглашается вытница ( причитальница) и подруги. Во время пения вытницы невеста "вьёт, т.е. плачет, прощаясь с девичьей волей. До венчания девушки посещают невесту и помогают приготовить подарки родне жениха.

ученица (девушка):

- Ой, вы сборы мои, сборы, сборики! Чьи это сборы? Свет Евлампины. Это сборы да свет Пимовны.

Собирала девушек во батюшкин дом,
Уж сажала она их за дубовый стол,
Сама садилась выше всех,
Думу думала она крепче всех,
Думу думала крепче всех,
Голову она клонила ниже всех,
Голову она клонила ниже всех:
"Уж вы, девушки, подружки мои,
Вы придумайте, как мне, горькой, быть,
Вы придумайте, как мне, горькой, быть,
Как замуж идтить?
Как чужого отца - мать буду называть?
Как чужого отца - мать буду называть?
Назову ли я свекра батюшкой, свекровь - матушкой.
А чужого ли дитя назову ли я по имени, и по отчеству?

(Звучит грустная народная песня.)

1-ый ведущий:

- В первые дни после рукобитья все родственники по очереди приглашают к себе невесту с вытницей и подругами, для чего присылается зватый. Дорогой в гости девушки распевают разные поголосные песни. В гостях у тётушки поются всякие песни: грустные, лирические, весёлые. Вся пьеса посещения тётки или других родственников состояла в прославлении.

Девушка:

- Как на улице дождь поливает,
Во деревенке девок прибывает.
Во деревенке девок прибывает.
От хозяин - от волю даёт.
От хозяин - от волю дает.
Уж вы, девушки, играйте до утра,
Уж вы, девушки, играйте до утра,
Раскрасавицы, повеселитесь,
Раскрасавицы, повеселитесь.
А все старые старухи - не бранитесь,
А все старые старухи - не бранитесь.
Молодые молодки, не плошайте,
Молодые молодки, не плошайте,
Гляденьем девушку не возьмешь,
Гляденьем девушку не возьмешь,
Взять не взять её то по любви,
Да с батюшкина дозволенья,
Да с матушкина благословенья,
Пешью к обеду не ходят,
Да все больше на лошадях гуляют,
Да еще лошади вороные,
Да седелышки золотые,
А ребятушки молодые.

(Веселая дорожная песня, например "Перевоз Дуня держала")

2-ой ведущий:

- Предсвадебную неделю заключал девичник (девичий вечер). Девушки собирались для того, чтобы попрощаться с невестой. Она расставалась со своей возрастной группой "девок" - невест и переходила в группу "баб" - молодух. В быту старой деревни это было самое значительное событие в жизни женщины - она становилась женой, готовилась стать матерью и одновременно превращалась в самую бесправную в будущей семье - в сноху.

Обряд расставания с девичеством, с "красотой", сопровождался расплетанием косы невесты и последним заплетанием её по - девичьи. На девичнике девушки пели много песен, главным образом грустной тональности.

Девушка:

- Зла изменница, красна девица,
Ты сказала нам, что замуж я не пойдешь
Ни за князя, ни за боярина,
Ни за гостя, ни за торгового.
А теперь, наша подруженька,
Ты пошла замуж, задумала
За удала добра молодца,
За Степана свет Ивановича!

Невеста:

- Не сама собой я замуж пошла,
Отдает меня сударь - батюшка,
Приневоливает родна матушка,
Потакают люди добрые,
Вы красуйтесь, красны девицы,
Во своей - то девичьей красоте!
Уж как я открасовалася:
Не плести уж мне Руссой косы,
Не носить мне алой ленточки!

(Звучит песня "На улице дождик")

2-ой ведущий:

- Как мы уже говорили, песни поются разные, в обряд вносится элемент творчества. Сейчас прозвучит современная песня - страдание девушки (звучит песня)

1-ый ведущий:

- На девичнике звучали бывальщины, рассказы, истории, притчи, легенды. Послушайте одну из них, бытующую в Поволжье.

Ученик или ученица рассказывают

"Наказание Волги"

"Разин и султанская дочь" и др. из сборника "Народная проза".

2-ой ведущий:

- И вот наконец наступает день свадьбы. Утро начинается с бужения невесты, её одеванием и ожиданием жениха. Невеста в причитаниях и девушки в песнях просят не отдавать невесту жениху.

Девушка:

- Расшаталась грушица,
Расшаталась зеленая,
Перед яблонькой стоючи;
Расплакалась Лизавета - душа,
Расплакалась Тимофеевна,
Перед батюшкой стоючи,
Перед матушкой взрыдаючи;

Невеста:

- Государь родимый батюшка,
Государыня родимая матушка!
Нельзя ли думу отдумати,
Чтоб меня замуж не выдати?

Мать:

- Ты дитя ли моё, дитятко,
Ты дитя ли моё милое!
И нельзя думу отдумати,
Чтоб тебя замуж не выдати:
По рукам у нас ударено,
На словах у нас положено!

(звучит песня "Матушка, что во поле пыльно?")

1-ый ведущий:

- Утром в доме жениха готовится к отъезду в дом невесты. Свадебный поезд украшался, подвод должно быть нечётное число, но не менее 3-х. С женихом едут дружки, шафер, тысяцкий, сопровождающие. (поют "Едет, едет, едет к ней")

Свадебный поезд подъезжает к дому невесты. На пороге их встречают препятствия, которые они должны преодолеть за выкуп. Затем устраивали малый стол - угощенье и после жених с невестой ехали в церковь, но не вместе, а порознь. Возвращались с венчанья уже вместе. У дома их встречают родители жениха с хлебом - солью и благословеньем.

При входе в дом молодых осыпают хмелем, зерном.

И вот свадебное застолье. Его ведет человек из родни, который знает все свычаи - обычаи. Во время свадебного пира звучат пожелания, величания в честь молодых, родителей. Веселье в разгаре, шуткам - прибауткам нет конца. А какие звонкие, веселые частушки поются на свадьбе. (звучат частушки).

2-ой ведущий:

- После застолья совершался постельный обряд. Ну, а мы с вами, завершая сегодняшнюю встречу с русским народным обрядом - игранием свадьбы, споем общую русскую народную песню и воздадим славу народу нашему, корням нашим, из которых питаемся все мы как в жизни, так и в искусстве, в литературе, ибо, как сказал поэт, "золото, золото, сердце народное".

(звучит песня "Светит месяц").

Антракт.

II Отделение - это импровизация учащихся, которые представляют отдельные моменты свадьбы в своей интерпретации.