Методическая разработка конкурса "История русской письменности"

Разделы: Математика, Русский язык, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: День славянской письменности и культуры, история русской письменности, кириллица, происхождение русских фразеологизмов, история буквы, история знаков препинания, древнерусская запись числа


Методическое пояснение

Методическая разработка представляет собой описание внеаудиторного занятия «История русской письменности» для студентов первого курса колледжа, посвящённое Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. Занятие проводится в форме игры между двумя группами.

Цель – поддержать традицию празднования Дня славянской письменности в России.

Задачи:

  • вызвать интерес студентов к истории русской письменности, истории происхождения русского литературного языка;
  • способствовать формированию представления студентов о русском языке как части культуры России;
  • показать взаимосвязь лингвистических и математических знаний;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств студентов: умения слушать и слышать другого человека, формулировать мысли ясно в течение короткого отрезка времени, умения договариваться, стремясь достичь общего высокого результата.

В составе каждой команды - по пять студентов, заранее подготовленных по темам, выходящим за рамки программы курса русского языка в колледже: «История происхождения русской письменности», «История буквы», «Развитие системы знаков препинания», «Старославянские фразеологизмы», «Математика в буквах». Зрители – одногруппники членов команд – также вовлекаются в игру на разных этапах. Создание проектов по теме «История русской письменности» в течение предыдущей и текущей недели позволит студентам иметь представление о содержании игры.

Методическая разработка адресована преподавателями русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, а также может быть использована учителями старших классов общеобразовательной школы.

Оборудование: проектор, экран, презентация с заданиями; два игровых поля (2 стола, 10 стульев), места для зрителей; раздаточный материал для команд (Приложение 1); раздаточный материал для жюри (Приложение 2); листы для записей, ручки; чёрная тушь (2 баночки), перьевые ручки (2 шт.); грамоты; призы. Презентация

План занятия:

1. Вступительное слово ведущего;
2. Конкурс «Блицтурнир»;
3. Конкурс «Задание на выбор»;
4. кКонкурс «Математика в буквах»;
5. «Конкурс каллиграфов»
6. «Конкурс переводчиков»;
7. Игра со зрителями «Аукцион»;
8. Слово жюри, награждение.

Ход игры

1. Вступительное слово ведущего

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения.  В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться День славянской письменности и культуры. Российский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям».

2. Конкурс «Блицтурнир»

а) Ведущий объявляет правила конкурса и критерии оценки.

Командам предлагается ответить на вопросы, выбрав один из четырёх правильных ответов. Ответы обсуждаются в течение 10 секунд, заносятся одним из участников в таблицу. По окончании конкурса таблица сдаётся жюри. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

На столах у команд – таблица для фиксирования ответов и славянская азбука (Приложение 1).

б) Вопросы конкурса демонстрируются на слайдах и озвучиваются ведущим.

Вопросы для блицтурнира с правильным ответом (ответы не озвучиваются)

1. Старославянский язык – это…

  1. то же, что древнерусский язык;
  2. древнейший литературный язык славян;
  3. общий язык русских, украинцев и белорусов;
  4. древнеболгарский язык.

2. Где родились братья Кирилл и Мефодий?

  1. в Киеве;
  2. в Фессалонике (Солуни);
  3. в Константинополе;
  4. в Преславе.

3. Как в памятниках древнерусской литературы часто называли Кирилла?

  1. Кирилл Мудрый;
  2. Константин Мудрый;
  3. Кирилл Философ;
  4. Константин Философ.

4. В каком веке была создана старославянская азбука?

  1. в IX веке;
  2. в X веке;
  3. в XI веке;
  4. XII веке.

5. Где впервые начал использоваться старославянский язык?

  1. в Моравии;
  2. в Болгарии;
  3. на Руси;
  4. в Чехии.

6. Сколько букв было в старославянской азбуке (кириллице)?

  1. 23;
  2. 33;
  3. 43;
  4. 53.

7. Как в древнерусских памятниках обозначились цифры?

  1. так же, как и в современных текстах (арабскими цифрами);
  2. при помощи букв кириллицы;
  3. латинскими буквами;
  4. специальными значками, ныне утраченными;

8. На каком материале на Руси записывали первые тексты?

  1. на папирусе;
  2. на глиняных табличках;
  3. на пергамене;
  4. на бумаге.

9. Какое из данных слов является старославянским?

  1. светить;
  2. свет;
  3. светло;
  4. светящий.

10. Какое из данных слов является русским?

  1. среда;
  2. млечный;
  3. оборона;
  4. кладезь.

11. Какой частью речи в древнем языке было слово «тьма»?

  1. именем существительным;
  2. именем прилагательным;
  3. именем числительным;
  4. местоимением.

12 . Что значит старинное выражение “столы ставят покоем”?

  1. «ставят спокойно»
  2. «ставят так, чтобы они образовали букву П»
  3. «ставят пока»
  4. «ставят по краю»

13. Что означает выражение «всё похерить»?

  1. нечто неприличное;
  2. «всё перечеркнуть»;
  3. «всё украсть»:
  4. «всё исправить».

14. Когда произошло окончательное размежевание церковно-славянского и русского языков?

  1. в Петровскую эпоху;
  2. во времена правления Екатерины II;
  3. после Великой Октябрьской социалистической революции;
  4. в 90-е годы XX века.

в) Во время подсчёта баллов ведущий зачитывает текст, в который включены предложения с правильными ответами на вопросы блиц-турнира.

Текст для проверки правильных ответов «Блицтурнир»

В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. С этой целью он снарядил посольство в Константинополь. Император Византии Михаил и патриарх Фотий направил в Моравию греков – учёного мужа Константина Философа и его старшего брата Мефодия. Родом они были из Солуни (по гречески - Фессалоники), где жило много славян.

Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда ещё не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году, т.е. в 9 веке. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов (литературный язык), выполненных братьями, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.

Древнейшие славянские рукописи выполнены двумя графическими системами: криллицей и глаголицей. Многие учёные считают, что Кирилл создал глаголицу. Глаголица – очень своеобразный алфавит, не похожий ни на какой другой. Скорее всего, это результат авторского творчества. Кириллица (которой мы сейчас пользуемся) была создана позже учениками Мефодия. Она создавалась на основе греческого алфавита, поэтому в ней встречались буквы, лишние для славянского языка. Кириллица содержала 43 буквы, они обозначались словами (аз, буки, веди…, покой, ферт, хер). Числа обозначались кириллическими буквами.

Этот язык, во многом искусственный, стал на столетия языком славянской культуры. На Русь письменность пришла в X веке, после Крещения Руси Владимиром в 988 г.), но первые рукописные книги, дошедшие до наших дней, относятся к XI веку. Тексты, в основном духовного содержания, записывали на особой выделке телячьей кожи – пергамене. Доски, на которую крепились такие листы, оборачивали также кожей, нередко книгу инкрустировали драгоценными камнями.

Грамматика древнего языка отличалась от современного. К примеру, у имени существительного было не шесть, а семь падежей (седьмой - звательный); не два, а три числа: кроме единственного и множественного, существовало ещё и двойственное число. Среди числительных (счётных слов) встречалось слово «тьма», означавшее очень большое число. Глагол значительно отличался от современного, к примеру, у него было четыре прошедших времени, которые отличались и по форме, и по значению.

Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такие варианты (их ещё называют изводы) теперь называют церковно-славянским языком.

Окончательное размежевание церковно-славянского и русского языков произошло в Петровскую эпоху, время когда церковная и светская культура были разграничены. Церковно-славянский утрачивает функцию литературного языка, передав её русскому. XIX век – время становления русского литературного языка.

Несмотря на то, что старославянский язык считается «мёртвым языком» - на нём ни говорит и не пишет ни один народ – в современном русском мы встречаем слова, пришедшие из этого языка. Их можно узнать, к примеру, по неполногласным сочетаниям: брег (вместо – берег), врата, кладезь, млечный, среда. Пришли в наш и старославянские причастия (делающий, смотрящий, светящий). А старославянские фразы довольно часто употребляются в современных текстах («ставить столы покоем» - ставить буквой «П»), «всё по херить» - перечеркнуть).

г) Жюри озвучивает количество баллов, набранных командами за первый конкурс.

3. Конкурс «Задание на выбор»

а) Ведущий объявляет правила конкурса и критерии оценки.

Команды поочерёдно выбирают задания на слайдах по одной из тем викторины («История буквы», «История знаков препинания», «Старославянские фразеологизмы»). Право выбирать первой предоставляется команде, которая набрала больше очков в предыдущем конкурсе. Правильный ответ открывается сразу после озвучивания командой своего варианта ответа.

3 балла – команда отвечает правильно без подготовки; 2 балла – команда отвечает правильно, взяв 1 минуту для обсуждения; 1 балл – команда не отвечает, но правильный ответ даёт болельщик команды. Жюри фиксирует количество баллов в бланке.

б) Задания для конкурса и правильные ответы демонстрируются на слайдах и озвучиваются ведущим.

Тема №1: «История буквы»

1. Название современной российской газеты «Коммерсант» написано в старой орфографии. Как вы считаете, какая старославянская буква написана в этом слове? Эта буква стала брендом «Коммерсанта».

(Ответ: «Коммерсантъ». В 1918 году из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита” и “ер” в конце слова.)

2. Интересно использовал различные признаки букв А.С.Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке:

Поэт Фита, не становись Фертом!
Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах.

Покажите, как это – «стоять фертом».

(Ответ: значение выражения «стоять фертом» - означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Буква «ферт» в старославянской азбуке напоминает человека, который держит кулаки на поясе.)

3. До изгнания этой буквы из азбуки её называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила: Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е) с…Ошибки на эту букву считались самыми страшными.

(Ответ: буква «ять» (аналог «е») была упразднена реформой орфографии.)

Дошлые гимназисты сочинили стишок, составленный только из таких слов. Стишок начинается так: Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Бѣлкой по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькiй тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.

4. Перед вами старославянская азбука. Сколько букв исчезло из современной русской письменности. Перечислите их.

(Ответ: славянский алфавит был создан на основе греческого и в него попали некоторые буквы для звуков греческого языка, которых не было славянских. В результате к XVIII веку, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, девять букв оказались в русском алфавите обузой: пси, кси, фита, ижица, омега, иже, зело, ять, юс малый, юс большой и еще два юса – перестали употребляться еще раньше.)

Тема №2: «История знаков препинания»

1. Известно, что первые рукописные книги писались без пробелов между словами, без заглавных букв (кроме буквицы в начале страницы, которая также появилась не сразу) и, конечно, без знаков препинания. Первый знак препинания писцы ставили не по грамматическому смыслу, а когда вынуждены были прервать работу. Этот «знак препинания» выполнял также и охранительную функцию – защищал священный текс от нечистой силы. О каком ныне не существующем знаке идёт речь?

(Ответ: крест. Крест позже превратился в четвероточие, и затем - в точку как знак членения текста.)

2. В 1563 году в Москве открылась первая русская типография, а в 1564 году на Руси появилась первая печатная книга, которая называлась «Апостол». В этой книге использовались только два знака препинания. Какие?

(Ответ: точка и запятая.)

3. К XV- началу XVI закрепились точка и затем, стал появляться знак «точка с запятой». Однако он не выполнял той функции, которая свойственна ему сегодня. Какой знак конца предложения заменяла «точка с запятой» в старых текстах?

(Ответ: вопросительный знак.)

4. В современном русском языке русском языке, как вы знаете, десять знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки и кавычки. Все названия знаков препинания – исконно русские. Даже сам термин «знаки препинания» восходит к русскому глаголу «препинать», что означает «задержать», «остановить в движении». Однако название одного знака заимствовано из французского и переводится - «черта». О каком знаке идёт речь?

(Ответ: тире. Закрепление этого знака в русской письменности связывают с именем Н.М.Карамзина.)

Тема №3: «Происхождение фразеологизмов»

1. Как звучит фразеологическое сочетание, употребляющееся в значении «предмет всеобщего обсуждения»?

(Ответ: притча во языцех.)

2. Первое слово в устойчивом словосочетании «ничтоже сумняшеся» имеет значение – «нисколько». Что же означает второе слово в данном фразеологизме?

(Ответ: не сомневаясь.)

3. В царские времена в России во всех людных местах собирались нищие, калеки, слепцы с поводырями, выпрашивавшие у прохожих милостыню со всевозможными жалостными причитаниями. Слепцы при этом часто напевали песню «О богатом и Лазаре», сочиненную по мотивам Евангелия. Эта история об очень бедном Лазаре и его сказочно богатом брате. Лазарь ел вместе с собаками остатки пищи со стола богача, но после смерти оказался в раю, тогда как его богатый брат отправился прямиком в Преисподнюю. Эта песня должна была напугать и вызвать угрызения совести у тех, кто отказывался давать нищим милостыню. Далеко не все страждущие были такими уж несчастными в действительности, и часто их жалобные стоны были притворными. Поэтому выражение это стало значить: ныть, клянчить, преувеличивая свои мнимые страдания и стараясь вызвать жалость и сочувствие окружающих. О каком фразеологизме идёт речь?

(Ответ: лазаря петь.)

4. Выражение «от а до я» означает «с начала до конца», то же самое значение имеет фразеологизм «от альфы до омеги» (альфа и омега – первая и последняя буква греческого алфавита). Как звучало это же выражение на старославянском языке?

(Ответ: от аза до ижицы, так как первой буквой алфавита была – «аз», последней «ижица».)

в) Жюри объявляет промежуточные результаты игры.

4. Конкурс «Математика в буквах»

а) Слово ведущего о древнерусской математике.

Текст для ведущего к конкурсу «Математика в буквах»

Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX-XII вв. (древнерусская нумерация, метрология, первые системы дробей и др.). В Древней Руси времен Ярослава Мудрого (978-1054) уже существовали общеобразовательные школы. Славянская нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для переписки священных книг для славян греческими монахами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием в IX веке. До XVII века эта форма записи чиcел была официальной на территории современной России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию. Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается рукописное сочинение новгородского монаха Кирика, написанное им в 1136 г. и носящее заголовок «Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение им-же ведати человеку числа всех лет». Помимо хронологических расчётов, Кирик привёл пример геометрической прогрессии, возникающей от деления суток на всё более мелкие доли; на одной миллионной Кирик остановился, заявив, что «более сего не бывает». Рукопись Кирика очень важна, она ясно показывает, что славяне тысячу лет назад отлично владели четырьмя действиями Арифметики, свободно обращались с очень большими целыми числами и с очень маленькими дробями.

Вернемся к славянской нумерации и разберемся в ней. Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~ , называемым "титло", для отличия цифр от букв.

Текст ведущего сопровождается слайдами, где демонстрируются примеры старославянской записи чисел. На столах у команд – таблица старославянской нумерации (Приложение 1).

б) Задание №1. Запишите числа с помощью старославянской нумерации - 5736 и 236315. За каждое правильное обозначение цифры – 1 балл. Время выполнения задания – 3 минуты. Далее команда сдаёт жюри литок с ответами, ведущий после этого объявляет правильный ответ.

Задание №2. Запишите древнерусским способом сегодняшнюю дату. Правила и критерии оценки те же.

Задание №3. Монеты в начале XVIII века в России датировались буквами в датах от рождества Христова. На монете записана дата. Какой это год? (Фотография монеты демонстрируется на слайде). Правила и критерии оценки те же.

в) Жюри объявляет промежуточные результаты игры.

5. «Конкурс каллиграфов»

а) Одному участнику из каждой команды нужно переписать полученный текст как можно красивее с помощью перьевой ручки. Конкурс оценивают зрители – кладут жетоны рядом с работой, которая им понравилась больше. Жюри присуждает 3 балла команде, чья работа оценена зрителями выше, 2 балла – ниже.

Ведущий приглашает игроков на специально приготовленные места. Зрителям не должно быть видна их работа.

6. «Конкурс переводчиков»

Проводится одновременно с «Конкурсом каллиграфов» во время написания текста представителями команд.

Командам предлагается перевести со старославянского на современный русский отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Время на перевод – 10 мин.

3 балла – текст перевода близок к оригиналу, смысл текста передан без грубых фактических ошибок; 2 балла – смысл передан верно, но с небольшими недочётами в переводе; 1 балл – перевод содержит грубые фактические ошибки, искажающие смысл оригинала; 0 баллов – смысл текста полностью искажён.

Текст демонстрируется на слайде, а также выдаётся на карточках игрокам.

7. Игра со зрителями «Аукцион»

Проводится по время выполнения заданий «Конкурса каллиграфов» и «Конкурса переводчиков».

В то время, когда команды заняты переводом текста и каллиграфией, зрителям предлагается назвать как можно больше фамилий русских писателей. Из аукциона выходит тот, кто не поднял руки, повторился, назвал несуществующую фамилию. Если у зрителей больше нет примеров – аукцион прекращается. Победитель получает приз.

б) Подведение итогов «Конкурса каллиграфов». Ведущий кладёт листы с написанными текстами перед зрителями. Зрители голосуют за работу, которую считаю наиболее удачной.

в) Подведение итогов «Конкурса переводчиков». Представители команд зачитывают текст перевода, жюри даёт оценку (см. выше).

8. Подведение итогов игры

Слово председателя жюри. Объявление победителя игры, награждение.

Использованные источники информации

  1. История знаков препинания в русском языке: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/3/34/Znaki1.pdf;
  2. Откуда есть пошла славянская письменность - http://school59cheb.ru/uploaded/banners/slav_pis/index.html;
  3. Плунгян В.А. Почему языки такие разные / В.А.Плунгян. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 272 с.
  4. Русские фразеологизмы: http://frazbook.ru/category/russkie-frazeologizmy/;
  5. Сайт «Библиотекарь.ру»: http://www.bibliotekar.ru/index.htm;
  6. Цыганкова Н.В. Урок математики в форме устного журнала по теме «Задачи Древней Руси». 5–6-е классы: https://urok.1sept.ru/articles/314669/;
  7. Энциклопедия для детей: Том 10. Языкознание / под ред. Аксенова Марии. – М.: Издательство: Аванта+, 2010. - 704 с.