Цель урока: формировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по небольшому по объёму тесту в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 части 3).
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по стилям языка и типам речи;
- развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе впечатлений и языкового анализа, формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе составлять собственный текст публицистического характера;
- воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание чувства ответственности за себя при выборе жизненного пути.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
С русским языком можно творить чудеса. |
Сказка ложь, да в ней намёк, |
Ход урока
I. Организационный момент. (Объявление тему урока, постановка цели и задач)
II. Актуализация знаний.
1. Повторение типов речи, их характерных признаков.
(Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли).
- Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
- Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события). (речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?)
- Рассуждение - это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? Зачем?».
Композиция сочинения-рассуждения.
1) тезис – мысль, которую нужно доказать;
2) обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
3) резюме – итоги, выводы.
2. Повторение стилей речи.
А теперь попробуем в группах решить задачи продуктивного уровня. Для этого вспомним стили речи.
Стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой разговорный.
Каждый из стилей имеет свои языковые черты и стилистические особенности (смотрим на таблицу) (Приложение №1)
Название стиля | Стилевые черты |
Языковые особенности |
Научный стиль |
Строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлечённость и высокая степень обобщения, объективность. |
- употребление слов в прямом значении, терминология, абстрактная лексика; |
Официально-деловой стиль |
Точность, стандартность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля, широкое употребление клише и штампов; полнота информации, почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств. |
- особая официальная и канцелярская лексика; |
Публицистический стиль |
Логичность; образность; |
- общественно-политическая лексика и фразеология, частотны заимствованные слова; |
Художественный стиль |
Широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя). |
- лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; |
Разговорный стиль |
Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для непосредственного общения людей между собой. Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией). Разговорный стиль представлен не только в устной речи, но и в письменной – в виде писем, записок. Но преимущественно этот стиль используется в устной речи – диалогах, полилогах. |
Для него характерны непринужденность, неподготовленность речи (отсутствие обдумывания предложения перед высказыванием и предварительного отбора необходимого языкового материала), неофициальность, непосредственность общения, обязательная передача отношения автора к собеседнику или предмету речи, экономия речевых усилий ("Маш", "Саш", "Сан Саныч" и др.). Большую роль в разговорном стиле играет контекст определенной ситуации и использование невербальных средств (реакция собеседника, жесты, мимика). |
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом сказки «Курочка Ряба», по которой мы и будем писать сочинение-рассуждение. Просмотр мультфильма. (Приложение №2) (Приложение №3)
- Каков тип текста данного произведения? Почему?
- К какому стилю относится наш текст? Почему?
3. Задание на определение типа и стиля речи.
Прочитайте приведенные ниже тексты и определите принадлежность каждого из них к тому или иному функциональному стилю: (Приложение №4)
Текст 1.
Сенсация! К нам поступило сообщение от Васи Иночкина, жителя села Куропаткино. Чего только ни происходило за последнюю неделю в доме бабы Клавы и деда Мазая! Купив на птичьем рынке курицу Рябу и долго ее откармливая, наши герои получили в благодарность за свои хлопоты от Рябы яичко, да не простое, а самое что ни на есть золотое! После этого события в село Куропаткино устремился поток иностранных гостей. Наш корреспондент побывал на месте событий и сам убедился в доброкачественности металла снесенного яичка.
Но спустя час случилось непредвиденное: мышка-норушка бежала мимо яичка и задела его своим хвостом. В результате яйцо было разбито … Какое несчастье для бедной бабы Клавы и деда Мазая! Но, по их словам, курица Ряба обещала снести им простое яйцо. Поздравим же семейную чету с тем, что Ряба еще в состоянии нести яйца после пережитого стресса.
Текст 2.
В ходе следствия было установлено следующее:
У гражданина Деда и гражданки Бабы проживала курица по кличке Ряба. При допросе вышеназванные граждане показали, что проживавшая с ними Ряба произвела на свет яйцо. Допрошенные Дед и Баба утверждали, что яйцо было не простое, а золотое, что и было установлено в ходе следственного эксперимента по разбиванию яйца. Свидетели - они же Дед и Баба - заявили о том, что их личное имущество было испорчено мышью посредством взмаха хвоста, который и привел к разбиванию яйца об пол.
Курица не желает привлекать мышь к уголовной ответственности и просит не возбуждать уголовное дело о порче собственности.
Во избежание подобных случаев Ряба обязуется больше не нести золотые яйца.
Дело закрыто 28.10. 2017 г.
Текст 3.
Два представителя вида Homosapiens женского и мужского пола владели животным вида "курица рябчатая". У данного представителя этого вида появилось яйцо, по химическому составу соответствующее золоту (aurum).
Вышеназванные представители вида Homosapiens ставили своей целью проведение исследования внутреннего содержания яйца, но опыт не удался. Из-за влияния внешнего фактора, а именно механического воздействия хвоста представителя отряда мелких грызунов, была нарушена целостность опытного образца.
Впоследствии было установлено, что представитель вида "курица рябчатая" способен и к воспроизведению яйца обыкновенного, что не соответствует исходным параметрам опыта.
4. Обсуждение.
5. Анализ текста. Сначала «тонкие вопросы».
- Сколько яичек снесла курочка ряба?
- Какое это было яичко?
- Что с ним случилось?
- Какое яичко пообещала снести курочка ряба в следующий раз?
А теперь «толстые» вопросы, чтобы выявить сакраментальный смысл сказки.
(Сакраментальный, по Ожегову, закрепившийся в традиции, ставший обычным; по Ефремовой: Сакраментальный - 1. Священный, заветный. 2. Имеющий магический смысл, звучащий как заклинание (о словах, выражениях, речи). Священный, заветный.
- О чём сказка (какова её тема)?
- Какова основная мысль (идея) сказки?
- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Сказка создавалась народом, передавалась из уст в уста и несла какой-то глубинный смысл.
- Зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко, да ещё так настойчиво?
- Почему они огорчились и неутешно заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?
- Почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?
Подведём итог:
Жили-были дед да баба, вели своё хозяйство. Вдруг привалило небывалое счастье: золотое яичко. Не видали никогда такого дива – решили дознаться, что там внутри. Не удалось, уморились. И тут на тебе - мышка случайно разбила.
Эх, такое хорошее было яичко – золотое, дорогое, ненаглядное. И вот не уберегли своё счастье. Было большое счастье, и своими руками порушено.
Но курочка их утешает тем, что снесёт новое яичко. Хоть и невелик посул (яичко будет простым), но и ему рады, пусть хоть простое будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.
Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем.
6. Значит, сказка «Курочка ряба» о шансе, который был дан людям, а они им не воспользовались. Может быть, о том, что некоторые люди, не способные к активной жизненной позиции, довольствуются малым.
Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение часть 3, задание 9.3.
1) Дайте определение слова «шанс». Что такое шанс? (1.Условие, которое может обеспечить успех, удачу, вероятная возможность. 2. Вероятная возможность осуществления чего -н. 3. вероятность, возможность осуществления или достижения чего либо, а также условие, которое может обеспечить успех. 4. Случайный подарок судьбы. Одним из таких подарков, и самым главным, является шанс родиться на свет. Заблуждается тот, кто думает, что можно завладеть шансом (это он нами владеет) или заслужить шанс. 5. Вероятная возможность осуществления чего н.случай, возможность; счастливый случай, вероятность, надежда, прием, контршансы, допустимость, благоприятная пора, подходящий момент, нужный момент, время, объективная возможность, вероятие, шанец).
2) Данное вами определение возьмите в качестве тезиса к сочинению.
3) Приведите два аргумента в качестве доказательства тезиса (один из литературного произведения, а другой из своего жизненного опыта) Не забывайте о средствах связи частей сочинения.
4. Напишите вывод к сочинению.
5. Объём должен быть не менее 70 слов.
IV. Рефлексия.
1. Просмотр мультфильма «Чему учит сказка «Курочка Ряба». (Приложение №5)
2. С каким настроением вы уходите с урока?