Цель:
- обобщение знаний учащихся по основным разделам русского языка
Задачи:
обучающая:
- проверить уровень знаний учащихся по основным разделам русского языка;
развивающие:
- развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать общую языковую культуру учащихся;
воспитательная: способствовать пробуждению интереса к русскому языку.
Тип урока:
- урок-конкурс
Дидактические материалы:
- вопросы для отборочного тура;
- карточки с заданиями разного уровня сложности, в зависимости от выбранной цветовой дорожки;
- три цветовые дорожки (красная – на 2 вопроса, желтая – на 3 вопроса, зеленая – на 4 вопроса), выполненные из клейкой ленты;
- оценочные листы для жюри; задания для желтой, красной, зеленой дорожек;
- задания для участников конкурса, дающие право выбора цветовой дорожки;
- медали и памятные призы участникам и победителям конкурса.
Оформление доски:
1. Разделы русского языка: «Морфология», «Фразеология», «Фонетика», «Стилистика», «Словообразование», «Лексика».
2. Высказывания:
- «Язык обогащается вместе с развитием идей и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов». В.В. Виноградов
- «В России словесные науки не дадут никогда прийти в упадок российскому слову». М.В.Ломоносов
- «Язык есть вековой труд целого поколения». В.И.Даль
План и хронометраж урока
№ п/п |
Этапы урока |
Минуты |
1 |
Организационный этап |
1 |
2 |
Основной этап |
58 |
2.1 |
Вступление, объявление темы, участников, жюри |
3 |
2.2 |
Отборочный тур |
10 |
2.3 |
Агон отборочный |
15 |
2.4 |
Агон 1 |
10 |
2.5 |
Агон 2 |
10 |
2.6 |
Агон 3 |
10 |
3 |
Заключительный этап |
11 |
3.1 |
Определение победителя, награждение |
5 |
3.2 |
Игра с теоретиками |
5 |
3.3 |
Заключительное слово |
1 |
|
Итого |
70 (1 час 10 мин.) |
Ход урока
1. Организационный этап (перекличка учащихся, постановка целей и задач урока)
2. Основной этап
2.1 Вступление, объявление темы, участников, жюри
Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Я приветствую вас на конкурсе знатоков русского языка
«Умники и умницы».
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком!
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы.
Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем иной.
Наш конкурс будет проходить по принципу игры «Умники и умницы». Прежде всего представлю жюри нашего конкурса:
1.
2.
2.2 Отборочный тур
Всем участникам конкурса предлагаю ответить на вопросы отборочного тура (таблица 1).
Таблица 1
Вопросы для отборочного тура
Вопросы |
Ответы |
1. Доскажи пословицу: Слово не воробей – Взялся за гуж – Ум – хорошо – Кто грамоте горазд - |
вылетит, не поймаешь не говори, что не дюж а два лучше тому не пропасть |
2. Где ошибка?
|
У рыб нет зубов
Сальто
Ушей |
4. О каком правиле идет речь? Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил Благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю». Частица Не не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. И они пошли вместе. |
Правописание НЕ с глаголом |
5. Назовите все части речи. |
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие (12) |
6. Как превратить большой дом в маленький? |
При помощи суффикса –ик- : дом - домик |
7. Из чего состоит текст? |
Из предложений |
8. Эта морфема стоит перед корнем. |
Приставка |
9. С помощью этой морфемы изменяется слово. |
Окончание |
10. Член предложения, служит для обозначения действия. |
Сказуемое |
11. Что это: первые буквы имени и отчества. |
Инициалы |
12. С немецкого языка это слово переводится как «хлеб с маслом». |
Бутерброд |
13. Замените словосочетания одним словом: Приспособление для сиденья - Заросли высокой травы - Чистый отвар из мяса - |
скамья, стул, и т.д. бурьян бульон |
14.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением |
Антонимы |
16. Мать – овца, а детеныш? |
Ягненок |
17. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? |
Это существительные общего рода |
18. О каком правиле правописания идет речь в предлагаемом стихотворении. Сформулируйте его.
|
Гласные и, ы после ц |
19. Как превратить слова ай и но в местоимения? |
Прочитать справа налево: я, он |
По ходу проведения отборочного тура я предлагаю жюри заполнить следующий оценочный лист:
Ф.И. учащихся |
Ответ на вопрос |
Общее кол-во ответов |
|
|
|
|
|
|
1 место – 2 место – 3 место - |
Таким образом, по результатам отборочного тура участниками конкурса «Умники и умницы» становятся: 1)…, 2)…, 3)…
Остальные участники становятся теоретиками и занимают места в зрительном зале. А для наших трех финалистов – Агон отборочный для того, чтобы получить право выбрать дорожку.
2.3 Агон отборочный
Нашим трем участникам я предлагаю выполнить два задания.
1 задание. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в предложении:
Под легк_м дун_вением взволнова(н,нн)_го ветерка море вздраг_ва_т покрыва_т(?)ся мелк_й (н_)чаянной рябью осл_пительно ярко отр_жающ_й солнце и улыба_т(?)ся голубому небу тыс_чами серебр_(н,нн)ых улыбок.
А пока наши участницы готовятся – почитаем стихи. Я начну, а вы продолжите:
1. Я любимец всех детей,
Добрый доктор….(Бармалей) Айболит.2. Всех быстрей бегу от страха,
Я – большая…(черепаха) Зайчиха.3. Нос большой и деревянный,
Я ……(солдатик оловянный) Буратино.4. Смолой пропитанный мой бок,
Я, конечно, …..(колобок) Соломенный бычок.
2 задание для наших участников называется: «Сражение в красноречии». Вы должны, подумав минуту, рассказать о значимости русского языка.
В это время предлагаю жюри проверить первое задание.
Представляем участникам слово для защиты.
А сейчас жюри подведет итоги всего конкурса, заполнив следующий оценочный лист конкурса:
Дорожка |
Ф.И. участницы |
Агон 1 |
Агон 2 |
Агон 3 |
Место |
Красная (без ошибок) |
|
|
|
|
|
Желтая (1 ошибка) |
|
|
|
|
|
Зеленая (2 ошибки) |
|
|
|
|
|
По результатам Агона отборочного предлагаю нашим участницам выбрать цветовую дорожку. Но прежде чем начать конкурс, теоретикам предлагается посмотреть сценку (подготовленную учащимися заранее) и ответить, почему произошла путаница (приложение 1).
А сейчас я хотела бы познакомить с правилами нашего конкурса: первое - каждая участница выбирает раздел русского языка (разделы указаны на доске) и отвечает на вопрос по этому разделу (приложение 2, приложение 3, приложение 4); второе - на красной дорожке нельзя ни разу ошибиться, на желтой – допустима одна ошибка, на зеленой дорожке можно ошибиться два раза; правило третье - если участник не отвечает, ответить могут теоретики и заработать жетон.
Жюри я попрошу следить внимательно и отмечать того, кто первый поднимет руку.
2.4 Агон 1. Задания для участников.
2.5 Агон 2. Задания для участников.
2.6 Агон 3. Задания для участников.
3 Заключительный этап
3.1 Определение победителя, награждение.
3.2 Предлагаю теоретикам ответь на оставшиеся вопросы для цветовых дорожек. Тот, кто наберет наибольшее количество жетонов будет награжден.
3.3 Заключительное слово
Вот и закончилась наша игра, но не закончилось изучение, познание русского языка. И наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.С.Тургенева «Русский язык»:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
Всем спасибо! До свидания!