Методическая разработка "Учимся писать письма"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Развить интерес у учащихся к эпистолярному жанру.
  • Привить культуру письма.
  • Воспитать бережное отношение к своему языку и языкам других народов, читателя, способного любить и сострадать.

Форма: Творческая мастерская. Работа в группах и индивидуально.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

– Ребята, любите ли вы получать письма?
– Как часто вы их получаете?
– Опишите своё состояние при получении или ожидании письма в 2–3-х предложениях.
– Приведите примеры из литературы, где письма играют немаловажную роль.

2. Словарная работа

– Напишите слово “письмо” и подберите к нему однокоренные слова – существительные.

(После самостоятельной работы ребят, на доске спроецирован предполагаемый ответ)

Письмо – писать, роспись, надпись, письмоносец, выписка, подпись, приписка, писулька, записка, переписчик, писарь, опись, запись, расписка, роспись, писец, писатель, летописец, пропись, описание…

3. Групповая работа

– Определите, сколько значений имеет слово “письмо”.

(Ребята работают по словарю С. И. Ожегова, если ответ вызывает затруднения).

Ответ:

Письмо – это:

  • написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;
  • умение писать (учиться письму, искусству письма);
  • та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи (иероглифическое письмо, славянское письмо);
  • манера художественного изображения (реалистическое письмо, икона старинного письма).

4. Работа по группам с толковым словарём

– Найдите в толковом словаре значения данных слов и выпишите их в тетрадь.

Письмовник (в старину: сборник образцов для составления писем).
Письмоводитель (устар.) (переписчик, писарь).
Письмоносец (то же, что почтальон).
Писулька (небольшое письмо, записка).
Постскриптум (приписка в письме после подписи, означаемая буквами P.S., по латыни “после написанного”)
Реквизиты (обязательные составные части делового письма или документа).
Эпистолярный (о жанре литературного произведения: в форме письма, переписки).

5. Работа в группах с текстом

– Прочитайте и поймите текст.

(Текст раздаётся в напечатанном виде).

Сколько понятий включает в себя это поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, ещё нераскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь – “бросить в бездну без стыда” (К. Рылеев). Не зря художники слова нередко избирают письма как форму романного повествования, например, “Страдания юного Вертера” Гёте, “Опасные связи” Шодерло де Лакто. Эпистолярный жанр использовался и в русской (Тургенев, Толстой, Чехов, Достоевский), и в советской классике: В. Каверин (“Два капитана”), Д. Гранин (“Зубр”) и др. Своеобразными письмами являются записки, дневники в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Жанр “письма” был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы: “В землянке” А. Сурикова, “Жди меня” К. Симонова, “Тёмная ночь” В. Агатова и т. д. Шестнадцать “домашних” строк из письма А. Суркова жене стали песней благодаря композитору К. Листову.

Академик Д. С. Лихачёв был уверен, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова: “…чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например). …В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. …Хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку”.

6. Письменная работа

– Сегодня, следуя мудрому совету Лихачёва, мы будем учиться писать. Для начала напишем небольшое личное письмо другу (подруге) на тему “Письмо”. (7-10 мин.). В зависимости от содержания вашего письма тему можно конкретизировать.

Учитель. Не забудьте обратить внимание на основные компоненты письма:

(На экран спроецированы основные компоненты письма).

  • начало (дата, место, форма обращения к адресату);
  • основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
  • конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в начале).

(На каждом столе лежат карточки с общими требованиями, предъявляемыми к официальному, деловому, личному стилю).

Учитель. Чтобы ваши послания были содержательными, интересными, предлагаю вам использовать в своих письмах следующие афоризмы.

(Учитель раздаёт карточки с афоризмами).

  • Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (Мартин Эмис)
  • Чем больше человек пишет, тем больше он может писать. (Уильям Гэзлитт)
  • Писать – значит читать себя самого. (Макс Фриш)
  • Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. (Дэниэл Бурстин)
  • Писать трудно, но ещё труднее было бы не писать. (Тадеуш Бреза)
  • Думать легко. Писать трудно. (Рамон Гомес де ла Серна)
  • Дневник – это Я, письмо – это Ты. (Казимир Выка)
  • В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы. (Георг Лихтенберг)
  • Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века. (Торнторн Уайлдер)
  • Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли. (“Закон письма).
  • Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче. (Блез Паскаль)
  • Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что нужно бросить письмо. (“Закон Хаудена”)
  • Я бы ответил на ваше письмо быстрее, но вы мне его не послали. (Гудман Эйс)

(Учащиеся пишут письма).

7. Слово учителя о письмах известных людей

– Письмо – это что-то личное, поэтому читать ваши письма мы не будем.

Но о каких бы письмах ни шла речь, официальных, деловых, личных, наряду с радостными и печальными известиями в них отражается время автора и его адресата, его современников. Письма великих людей вековой, полувековой давности – всегда открытие, ибо на них лежит печать истории, отблеск давних событий. Они помимо книг, научных источников освещают какую-то, может быть, забытую, но важную сторону жизни, нравов, умонастроения людей, прибавляют существенное к нашему знанию о прошедших поколениях.

А.П. Чехов был общителен в переписке, но в общении молчалив – будто не доверял произнесённому слову, мимолётному, суетному и поспешному. А письма он любил, любил посылать их и получать и раскладывать в конце года по алфавиту.

“…Я люблю получать от Вас письма… столько в них всегда меткого остроумия, так хороши все Ваши характеристики людей и вещей, что их читаешь как талантливое художественное произведение”, – писал А. Н. Плещеев Чехову 15 июля 1888 г.

Достоянием национальной культуры является эпистолярное наследие земляка Кузебая Герда, удмуртского поэта, прозаика, фольклориста, педагога, этнографа, переводчика. Собиратель духовных ценностей, реформатор культуры своего народа, он внёс бесценный вклад не только в финноугорскую, но и в русскую поэзию.

Бесценны письма из Соловков учёного, богослова, философа, священника П. А. Флоренского к родным, в которых он пишет об удмуртском поэте, рассказывает о содержании их бесед.

– Послушайте стихотворение Максимилиана Волошина, поэта, философа, путешественника (1877–1932), о старых письмах.

(Ученик читает наизусть стихотворение. На экране проецируется портрет поэта).

8. Анализ данного стихотворения

(Раздаётся по группам распечатанный текст)

Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –
В нём есть шорох трав сухих,
Быстрых букв знакомый почерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаяние
Их усталой красоты…

(Автор сравнивает старые письма с сухими травами, которые причудливо украшают землю. В отличие от сухих трав, ни одна буковка не шелохнётся при дуновении ветерка. Письмо не гремит громом, а устало, тихо, мягко шепчет),

9. Беседа

– Старые, дорогие сердцу письма… Письма 1941–1945 годов… Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов, которым уже более полувека… Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, документом, историей – деревами Познания.

В нашем школьном музее есть письма Анатолия Афанасьевича Чубарова с войны к Клавдии Николаевне Чубаровой и другу Д.А.Демидову, А.А.Чубаров был директором нашей школы, а после ухода на войну его заменила его жена Клавдия Николаевна.

(Учащиеся берут в руки письма, внимательно рассматривают их и передают друг другу, чтобы почувствовать, что они значили для близких людей.).

Учитель. О чём может поведать нам этот скромный солдатский треугольник?

(Читаем отрывок из одного письма А. А. Чубарова)

“Здравствуйте, дорогие Клава, Вадик и Белка!

Пользуясь случаем, пишу вам письмо… Мы были в большом походе, а теперь около недели стоим на одном месте – подготавливаем переправы для дальнейшего движения… Много мы за месяц прошли городов и сёл, много в них понапакостил немец: поразрушил, пожёг…У всех одно желание: прогнать ненавистных фрицев как можно дальше… Но ничего, прогоним немцев. Может быть, останусь жив и увижусь с вами..

Пишите мне о своей жизни почаще, хотя бы по нескольку слов…”

Учитель. А вот ещё одно письмо Мусса Джалиля жене с фронта “12 января 1942 года

Дорогой Амине!

…Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать. Вот и думаю я: если я погибну в Отечественной войне, проявляя отвагу, то эта кончина совсем не плохая. Ведь когда-нибудь должно кончиться моё земное существование, оборвётся же нить моей жизни когда-нибудь по законам природы… Мы очень любим жизнь, хотим жить и поэтому презираем смерть! А если эта смерть так необходима (в войне, за Родину) и эта славная смерть за Родину компенсирует 30-40-летнюю спокойную трудовую жизнь до старости, то незачем бояться, что рано погиб. “Жил и творил для Родины, а когда нужно было, погиб для Родины” (и эта гибель – уже есть бессмертие!)…

До свидания, милая!.. До победы!..
                                                Мусса”

Учитель. Обменяйтесь в группах впечатлениями. Какие мысли появились после прочитанного и услышанного?

10. Подведение итога

Учитель. А сейчас напишите ещё раз слово “письмо” и подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутренне состояние, цвет, запах, звук и т. д.

(Работают индивидуально, парами, в группах)
(Слайд на экране)

Письмо – беспредельна радость, внезапная неожиданность, тревога на душе, мучительное сомнение, наша история, вечная память, семейная реликвия, национальная святыня, духовная культура, прекрасная традиция, родительское поучение, мудрое наставление, умение писать, развивающая грамотность, исторический документ, голубая мечта, радужное счастье, слёзы радости, любимое лицо, свежий запах страниц, усталый шелест старых писем и т. д.

11. Домашнее задание

– Используя материалы нашей мастерской, напишите итоговую работу – письмо другу.