Роль внеклассной работы по русскому языку огромна:
- углубляет и расширяет знания, полученные на уроке - по всем разделам языка,
- способствует развитию речи учащихся благодаря своей коммуникативной направленности,
- формирует положительную мотивацию изучения русского языка,
- расширяет лингвистический кругозор, раскрывая богатство русского языка, развивает языковое чутье,
- обогащает запас знаний учеников о нормах русского языка,
- развивает логическое мышление,
- повышает уровень грамотности, так как формирует орфографическую и пунктуационную зоркость,
- прививает навыки самостоятельной работы,
- пробуждает творческую активность.
Методика проведения недели:
- создать оргкомитет,
- написать объявление о неделе,
- составить и вывесить программу,
- проводить занятия до уроков, на переменах, после уроков,
- ежедневно сообщать информацию об итогах,
- в субботу, на закрытии недели подвести общие итоги, наградить победителей, организовать чаепитие или концерт,
- на переменах вывешивать ребусы, загадки и ящик для ответов,
- оформление школы, класса.
Можно использовать:
- конкурс на создание стенгазет,
- конкурс на лучшую тетрадь в классе/школе,
- конкурс на самого грамотного (диктант),
- выставка книг о русском языке,
- альбом иллюстраций к художественным произведениям, выявление лучшей работы,
- проведение викторин.
- у каждого дня недели свои тематика и название.
Предлагаем провести следующую неделю русского языка
«Неделя юных языковедов»
Объявление о неделе русского языка
Есть праздник слов, когда они, лучась, исторгнут семицветное свеченье. Их достигают люди в светлый час! Огромный смысл их - высшее значенье. Приглашаем всех принять активное участие в конкурсах, играх и познавательных мероприятиях, посвященных неделе русского языка, которая состоится с… по… Ждем вас, юные языковеды!
План
Понедельник. «Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает»
1. Создание устного журнала (выступлений в классе) или стенгазет на тему: «Язык мой - друг мой» с распределением по классам:
- «Жемчужины русского языка» - посвящено пословицам, поговоркам и загадкам о русском языке (начальная школа),
- «Великое русское слово» - приводятся высказывания писателей и поэтов о русском языке (5 кл.),
- «Слово на карте» - о происхождении географических названий (6кл.),
- «Приключения слов» - посвящено словам, изменившим свое значение («знакомые незнакомцы») (7 кл.),
- «Почему мы так говорим» - об этимологии слов и выражений (8кл.),
- «А знаете ли вы» - об интересных фактах языка (9кл.),
- «Известные языковеды» (10-11 кл)
2. На переменах в коридоре вывешены слова, в которых нужно правильно расставить ударение. Ответы собираются в специальном ящике.
Орфоэпическая минутка.
На следующий день рекомендуем разместить эти же слова с верным ударением. И обязательно написать фамилии тех учеников, кто справился с заданием без ошибок.
- баловать
- бармен
- водопровод,
- договор
- жалюзи
- завидно
- каталог
- квартал
- красивее
- ломота
- банты
Ответы
- щавЕль
- мАркетинг
- мастерскИ
- новорождЁнный
- обеспЕчение
- облегчИть
- откУпорить
- алфавИт,
- апострОф,
- свёкла
- фОрзац
3. С понедельника и до пятницы по школе в коридорах разместить различные словарные слова для запоминания. Для начальной школы и для среднего/старшего звена слова должны быть разные. В пятницу в определенное время написать словарный диктант среди желающих, выявить победителей.
Слова для начальной школы:
аккуратный, апельсин, библиотека, винегрет, город, деревня, животное, здравствуйте, интересный, кроссовки, лестница, матч, неделя, отдых, понедельник, ромашка, спасибо, трамвай, учитель, фамилия, чёрный, яблоко.
Слова для 5-11 классов:
Конфета, хоккей, фиолетовый, природа, троллейбус, гирлянда, фантазия, Россия, идеальный, офицер, оригинальный, землетрясение, юный, фонтан, гардероб, священный, миллион, сдать, посетить, беречь, шоколад, медленный, винегрет, профессия, спортсмен, килограмм, жюри, пожалуйста.
4. Всю неделю проводится конкурс на лучшую тетрадь.
Вторник. «Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается».
1. Конкурс поэтов / конкурс на лучшее стихотворение.
На следующий день не забудьте указать на стенде фамилии победителей.
1) Необходимо вставить пропущенные слова в стихотворения, не нарушив рифмы, свои ответы опустить в специальный ящик.
Жил на свете … слон,
Сочинял … он.
Книжки … писал,
И друзьям их ...
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не ...
Вот картина, вот…,
Вот ромашка, вот …,
Вот и пушка, вот и …,
Вот вам пышка, а вот …,
Вот сосед, а вот .
Чтобы нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Первоначальный вариант:
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтобы нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
2. Сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение
А)
____________лета
____________глаза
____________где-то
____________слеза
Б)
_________________год
_________________хлопушки
_________________хоровод
_________________игрушки
В)
________________морозной
________________звёздный
________________волков
________________снегов
Г)
_____________________гуляет
_____________________мороз
_____________________рассыпает
_____________________берёз
Среда. Подготовить ознакомительный плакат или беседу в каждом классе на тему «Правильно ли мы говорим».
На переменах в коридоре - шарады с ящиком для ответов, В конце дня обязательно фамилии отличившихся учеников разместить на стенде.
Шарада - языковая игра, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них - самостоятельное слово, которое нужно отгадать по указанному значению
1)
Первый слог - нота,
Второй - тоже,
А целое на боб похоже
(фасоль)
2)
Две ноты, союз - всё вместе - игра,
В которую любит играть детвора.
(домино)
3)
Две ноты и предлог,
Соединясь, дадут гудок.
(сирена)
4)
К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно.
(помидор)
5)
Три простеньких слова;
Нота, круг, союз -
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус (редиска)
6)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом - мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную
(столяр)
7)
Начало - буква в слове «плот»,
Конец - местоимение,
А середина - пара нот,
Всё вместе - поощрение
(премия)
8)
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета
(яблоко)
9)
Первое - наречие,
Второй предлог,
В целом нежный
Душистый цветок
(мимоза)
10)
Три буквы - термин при игре,
Другие три - победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык
(конура)
11)
Мой первый слог найдешь в капели,
Второй же звали губы, рот.
Вы целое, конечно, ели:
Меня дает вам огород.
(капуста)
12)
Мой первый слог - местоимение,
Второй же времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое находится в лесу
(ягода)
13)
Мой первый слог - в оркестре. Боевой!
С ним борются и побеждают.
Часть света - назовешь второй,
А целым школу называют.
(гимназия)
14)
Начало - голос птицы,
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(картина)
15)
Начало слова - лес,
Конец - стихотворение,
А целое растет, хотя и не растение.
(борода)
Четверг. На переменах в коридоре - метаграммы с ящиком для ответов.
В конце дня обязательно фамилии отличившихся учеников разместить на стенде.
Метаграмма - языковая игра, по условиям которой из загаданного слова при замене буквы или звука получается новое слово.
1)
С буквой «Т» его все знают:
Он с собой весну несет.
С буквой «Ш» всегда играют,
Коль в строю народ идет.
(март-марш)
2)
Ты меня, наверно, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если «л» на «Н» сменяешь -
Сибирской стану я рекой.
(Елисей-Енисей)
3)
Если мне на место «А»
Мягкий знак дадите,
Сорную траву тогда
В птицу превратите
(лебеда - лебедь)
4)
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною,
Но замените мягкий знак
На букву «А» - и я завою.
(сирень-сирена)
5)
Я символ власти, нужный королю.
Но если «Н» на «В» сменить -
Я травку на лугу щиплю.
И можете меня доить.
(корона - корова)
6)
Металл я ценный - это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото-болото)
7)
Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.
(кран-краб)
8)
С буквой щ на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место -
Без меня не будет теста.
(щука-мука)
9)
С буквой «Б» я хвойный лес,
С «В» в чужой карман залез.
(бор-вор)
10)
Я животное с рогами,
Но смените а на у,
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.
(баран-буран)
Пятница. Словарный диктант.
Викторина «Час веселого языкознания» между двумя командами, в каждой из которых есть представители с 5 по 11 класс.
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский)
Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. В процессе сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз убедимся.
Цель нашей игры - повторить и обобщить знания по русскому языку.
Ход игры
Загадочные круги: Составить слова из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время - 1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.
Лексический конкурс. Каждой команде нужно указать лексическое значение предложенных слов. За каждое слово - 1 балл.
1) Авторалли, мумия, сенсация
2) Мулине, регби, видеоклип
Авторалли - спортивное соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
Мумия (от араб. мум - воск) - труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием; (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
Мулине (франц.) - цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
Регби (от назв. англ. города Регби) - спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке ("поле") соперника за лицевой линией или забить в ворота.
Видеоклип (от англ. - обрезка, стрижка) - короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.
Сенсация (лат. - чувство) - сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
Побудь Шерлоком Холмсом
У меня есть друзья. Отгадайте по их фамилиям, кто они по профессии.За каждое угаданное слово - 2 балла.
- Старужлин - журналист
- Тирахтерко - архитектор
- Стибукин - букинист
- Алербина - балерина
- Кохуджин - художник
- Рератевин - ветеринар
- Посажкин - сапожник
- Цепрадов - продавец
- Терапальпедов - преподаватель
- Ромхетабкин - бортмеханик
Конкурс знатоков мудрых мыслей
За 3 минуты подобрать устойчивые выражения (фразеологизмы) о словах:
1 - хлеб (хлеб всему голова; не хлебом единым жив человек; встречать хлебом, солью; хлебом его не корми; сидеть на хлебе и воде; хлеб да каша - пище наша; будет хлеб - будут песни.)
2 - каша (с ним каши не сваришь; кашу маслом не испортишь; хороша кашка - да мала чашка; во рту у него каша; заварить кашу; мало каши ел…)
За каждое выражение -1 балл.
Викторина. Блиц-опрос
За каждый правильный ответ - 1 балл. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.
- Какие местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
- Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-Поль)
- Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь)
- Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими? (имя)
- В каком глаголе «нет» звучит 100 раз? (сто-нет)
- В какой пословице насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
- В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале)
- Когда он нужен - его выбрасывают, а когда не нужен - поднимают (якорь)
- На первом стоит часовой. Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, ты ляжешь - и кончен твой день трудовой. (Пост-ель).
- Первая - нота, второе - тоже, а целое - на горох похоже. (Фа-соль).
- Первый слог - китайский напиток, второй - название буквы, а целое - птица. (Чай-ка)
- Мой первый слог - на дереве, второй мой слог - союз, а в целом я - материя и на костюм гожусь. (Сук-но).
- Из писка птиц мой первый слог возьмите, второй - с бараньей головы. Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы. (Пи-рог).
- Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь во мне -
В кастрюлю я полезу. (шпала - лапша) - Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной -
И найдешь меня в буфете (атлас - салат) - Не раз в оркестре я звучала…
Мой голос струнный так певуч!
Но «ф» мою поставь сначала -
И я во тьму направлю луч (арфа-фара)
Конкурс «Самый грамотный»
Капитаны команд выполняют индивидуальные задания - исправляют ошибки.
- Здраствуй Леша! пишит тибе твой друк . У миня щас каникулы и я отдыхаю на море. Сдесь очень красива. Люблю купаца и загорать. Дасвиданье.
- Привет олег! как у тебя дила? Я жыву харашо. Люблю играть в кампъютер гулять с сабакой. Олег приежай ко мне в гости а я тебя буду ждать.
- Подведение итогов.
Суббота. Подведение итогов.
(Лучшие в словарном диктанте, в орфоэпической разминке, в разгадывании шарад и метаграмм, в конкурсе на лучшую тетрадь). Награждение победителей. Вывешены лучшие результаты на всеобщее обозрение.
Список использованной литературы
- Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2003.
- Орг А.О. Неделя русского языка. - «Русская словесность». 2001. №1
- Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. М., 2004.
- Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. М. 2000.