Цель мероприятия: закрепить знания учащихся об истоках родного языка и письменности; воспитывать бережное к ним отношение и уважение.
Задачи: познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности; показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры; прививать интерес и любовь к истории России, славянских народов.
Планируемые результаты:
а) личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности; воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально-нравственной отзывчивости; осознание и освоение литературы, истории и искусства как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
б) метапредметные:
- познавательные УУД: развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- регулятивные УУД: формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника;
- коммуникативные УУД: формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников; развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в статичных группах в режиме интерактива, распределять роли и функции совместной деятельности; формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
в) предметные: понимать связи литературных произведений, произведений искусства с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
В ходе мероприятия осуществляется просмотр презентации; прослушивание музыкальных произведений; чтение стихов; участие в викторине.
Мероприятие адресовано учащимся 8-11 классов, желающим расширить представления о славянской письменности, истории её возникновения и развития, повысить свой интеллектуальный уровень, овладеть навыками общения.
Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия учащихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, уровень их способностей и познавательная активность.
Оборудование: столы для игроков, столики для пирожных и безалкогольных напитков, звуковая аппаратура, компьютер, проектор, карточки для записи ответов, песочные часы.
Предварительная подготовка: За две недели до проведения игры вывешивается объявление – анонс. Участники заранее объединяются в команды по 5 человек, выбирают капитана, придумывают название. Команды постоянны в своем составе (т.е. и в последующих играх в АНТИКАФЕ участвуют эти команды, хотя в составе игроков допустимы небольшие изменения). За 3 дня до игры объявляется её тема.
Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята! Я вас приветствую на интеллектуально-познавательной игре «АЗ БУКИ ВЕДИ» в импровизированном АНТИКАФЕ. Участие в интеллектуальных соревнованиях — не только большая честь, но и большая ответственность для каждого из вас, представляющих свою школу (свой класс, свою команду). А также это возможность повысить свой интеллектуальный уровень, пообщаться со сверстниками и отдохнуть в приятной компании.
Сегодня вам предстоит помериться силами знаний. Общая тема нашей игры – история возникновения славянской письменности и культуры.
Игра состоит из трёх тематических раундов и одного блиц-опроса. В каждом раунде вам будет предложено по 5 заданий, которые нужно выполнить за определённое время.
В первом раунде вы покажете свои знания в области филологии. Во втором раунде вас ждут вопросы из области истории. В четвертом – из области искусства. Ответы вы будете записывать в тематические карточки, которые сдадите по окончании раунда членам счётной группы для подсчёта баллов и объявления результатов.
Чтобы правильно ответить на вопросы, вам нужно работать сообща, прислушиваться друг другу.
Ведущий представляет счётную комиссию, команды, собравшиеся на игру (название, класс или школа и т.д.)
Ведущий. Начинаем интеллектуально-познавательную игру, посвященную Дню Славянской письменности и культуры.
Ежегодно 24 мая мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия. (слайд 1)
(на фоне колокольного перезвона читает стихотворение)
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий: 1 тур – ИСТОРИЧЕСКИЙ (Сначала ведущий зачитывает вопросы, сопровождая их показом слайдов. Для ответа на каждый вопрос даётся 2 минуты. Команды записываю ответ в карточку. Так – все 5 вопросов. По окончании раунда капитан отдаёт карточку с ответами в счётную комиссию. Ведущий называет ответы на вопросы данного раунда, показывая слайды с ответами).
Таким же образом организована работа в каждом раунде.
1. Мефодий и его брат Кирилл родились в Македонии, в городе Солунь. Назовите общепринятое прозвище Кирилла и Мефодия. (Солунские братья)
2. Легенда гласит, что в юности явилась во сне Константину прекрасная София и понял он, что будет она ему суженой… Каким образом сбылось это пророчество? (Кирилл много наук постиг, был очень мудрым, за что его прозвали Философом)
3. На миниатюре XI века изображено обретение святыми Кириллом и Мефодием мощей святого Климента, папы Римского. Обретение было на территории современного Крыма. Близ какого древнего города это произошло и какова дальнейшая судьба обретения? (Близ древнего города Херсонес (недалеко от Севастополя). Святые мощи были братьями переданы Римской церкви)
4. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. При каком царе славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит? (при Петре I)
5. Кто создал первую библиотеку на Руси и где она находится? (В 1037г. Ярославом Мудрым, Софийский собор в Киеве)
Окончание раунда. Команды сдают карточки с ответами для подведения предварительных итогов. Ведущий зачитывает правильные ответы.
Музыкальная пауза. Фольклорная группа исполнит песню…. В это время команды могут отдохнуть, попить сок.
Ведущий: 2 раунд – Филологический.
1. Перед вами – славянская азбука, созданная св.Кириллом. Это уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Её уникальность в том, что она содержит в себе послание.
Итак, составьте из первых 14 букв, не меняя их порядка, фразу. Переведите её на современный язык.
(Аз буки веди глаголь добро есть живете зело земля и како люди мыслете. Если их повторить вслух, то мы прочитаем то, что было написано 1157 лет назад Кириллом. «Я буквы знаю (,) говорю(:) «Хорошо есть (знание) жизни, обильной земли и (того) как люди мыслят».
Фраза утверждает очень простую истину: хорошо знать азбуку, ибо она позволяет ведать и жизнь, и землю, и то, как люди мыслят.)
2.
«Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!»
Назовите автора и название стихотворения (И.А.Бунин «Слово»)
3. К 1000-летию со дня кончины Св. Кирилла Ф.И.Тютчев написал стихотворение, которое заканчивается проникновенным воззванием к России, а значит, и к нам:
«….Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам».
В каком году было написано это стихотворение? (в 1869 г.)
4. Назовите первые книги, переведенные на славянский язык. (Апостол, Евангелие, Псалтырь)
5. Назовите (показана картинка или несколько). Кто или что объединяет эти изображения? (Иван Фёдоров - первопечатник на Руси, первая печатная книга была издана в 16 веке, называлась «Апостол»)
Окончание раунда. Команды сдают карточки с ответами для подведения предварительных итогов. Ведущий зачитывает правильные ответы.
Музыкальная пауза. Вокальная группа исполнит песню…
3. Блиц-раунд. На обдумывание каждого вопроса даётся 30 секунд.
- Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
- Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)
- Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники: кириллицей или глаголицей (Глаголицей)
- Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
- Кто и когда придумал букву Ё? (29 ноября 1783г., Екатерина Дашкова)
- Кто из Солунских братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
- Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)
- Наука, изучающая рукописные книги как памятники культуры (Кодикология)
- Из какой главной русской летописи мы узнаём о начале славянской письменности? («Повесть временных лет»)
- Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? ("Ведомости".)
Окончание раунда. Команды сдают карточки с ответами для подведения предварительных итогов. Ведущий зачитывает правильные ответы.
Музыкальная пауза.
4 раунд. Изобразительное искусство и музыка
- Изображение «Икона св.Кирилла и Мефодия». Закрыто то, что держит в руках Кирилл. Что обычно держит в руке изображаемый на православных иконах Святой Кирилл? (славянскую азбуку)
- На иконостасах бокового придела Владимирского собора в Киеве есть две иконы, написанные известным русским художником М.В.Нестеровым. Назовите, кто изображён на каждой из них? (св.Кирилл и св. Мефодий)
- Звучит музыка. Назовите музыкальное произведение (Гимн св. Кириллу и Мефодию)
- В базилике святого Климента в Риме сохранилась фреска с изображением св. Кирилла (IX в.). Почему именно св.Кирилл был изображён в этой базилике? (там был похоронен св.Кирилл)
- На экране фотография памятника Кириллу и Мефодию скульптора В.М.Клыкова. Где установлен памятник? (в Москве на Славянской площади. Открыт 24 мая 1992г.)
Окончание раунда. Команды сдают карточки с ответами для подведения предварительных итогов. Ведущий зачитывает правильные ответы.
Музыкальная пауза. Подведение общих итогов игры. Награждение победителей.