Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.
За одиннадцать прошедших лет, с 1996-го по 2007-й годы, я сделала восемь выпусков учащихся средней школы.
С 2001-го учебного года мы включились в эксперимент по проведению экзамена по русскому языку в форме Единого Государственного Экзамена. В первый год эксперимента экзамен в форме ЕГЭ выбрали только сильные ученики, поэтому и результат был соответствующий – 100% успеваемость и 100% качество.
В дальнейшем ситуация изменилась. Чувство неуверенности в своих силах прошло, и в последующие годы экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ сдавали почти все мои выпускники:
200 г. – из 16 учеников – 15.
2004 г. – весь класс – 18 человек.
2005 г. – из 20 выпускников – 18.
2007 г. – из 18 учеников – 16.
Результаты сдачи экзамена представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах
Годы выпуска |
Успеваемость, % |
Качество, % |
2001 |
100 |
100 |
2002 |
100 |
64 |
2004 |
100 |
94,5 |
2005 |
94,7 |
68,4 |
2007 |
100 |
81,3 |
Литература |
||
2007 |
100 |
100 |
Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка.
С моей точки зрения, самой интересной частью КИМа по русскому языку является задание С, выполненное в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.
Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: и к традиционному сочинению по литературе, и к ЕГЭ по русскому языку.
А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.
Итак, с чего начинается эта подготовка? Поэтапно это можно представить так:
1-й этап. Подготовка начинается со среднего звена, в котором практически начинаем готовиться к традиционному сочинению по литературе в 11-м классе. Я работаю по традиционной программе и очень много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:
а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)
б) Судил ли я самого себя?
в) Близки ли мне мои близкие?
г) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)
2-й этап. Много времени уделяю работе над текстом. На уроке мало возможности, чтобы этим заниматься: слишком много задач нужно решить. Поэтому, заложив основы работы над текстом в 5–7-х седьмых классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах в спецкурсе “Анализ текста на уроках русского языка”.
План спецкурса представлен в Приложении 1.
3-й этап. Когда формируется новый десятый класс, я разрабатываю темы занятий по русскому языку из расчета один урок в неделю.
Этот план занятий составляется, исходя из знаний и способностей детей каждого выпуска. Рассчитан он на 10–11-е классы, то есть на два года. План является подвижным: я свободно могу менять одну орфографическую или пунктуационную тему на другую, исходя из возникшей необходимости, например: низкие оценки за грамотность в сочинениях, неважные результаты по диктанту и т.д. Темы занятий представлены в Приложении 2.
4-й этап. Готовя старшеклассников к выполнению части С, я настраиваю их на написание сочинения-рецензии. В тетради по подготовке к ЕГЭ заранее собираем материалы по отзыву и рецензии. Многое для получившегося материала по рецензии я взяла из журнала “Русский язык в школе” № 1 за 1998 год, газеты “Русский язык” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 8 (176) за 1999 год. Обобщила эти материалы, составила универсальный “Типовой план для написания рецензии” (разбор театрального, музыкального, кинематографического произведения). Мне это было необходимо, потому что мои классы всегда писали сочинения-рецензии по вышедшим в свет кинофильмам (“Идиот”, “Мастер и Маргарита”), поставленным по русской классике, или по книгам (например, книге Павла Санаева “Похороните меня за плинтусом…”). Чем хороши эти обобщённые материалы? В них даны в сопоставлении требования к рецензии и отзыву, дан “Типовой план для написания рецензии”, ученики знакомятся с клише (специальными оборотами речи), которые можно использовать при написании текста рецензии. Привожу методические материалы по рецензии и отзыву, которые использую в работе, в Приложении 3.
5-й этап. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии. С планом-памяткой можно ознакомиться в Приложении 4.
6-й этап. При работе над текстами произведений специально обращаю внимание ребят на выразительно-изобразительные средства. Почему? Анализируя рабочие сочинения-рецензии, пришла к выводу, что это одно из самых слабых мест в работах учеников. Обратилась к учебнику Г.Л. Абрамовича “Введение в литературоведение” (Москва, “Просвещение”, 1975), к “Словарю литературоведческих терминов” Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева (Москва, “Просвещение”, 1974). Составила таблицу наиболее распространенных выразительно-изобразительных средств. Она служит хорошим подспорьем ученику при подготовке к написанию рецензии. Таблица помещена в Приложении 5.
Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С.
В качестве примера привожу черновой вариант сочинения-рецензии учащегося Андрея К. , выпуск 2004 года (Приложение 6).
В заключение хочу кратко сказать о методическом сопровождении в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Для подготовки учащихся к выполнению частей А и Б использую пособие Д.Э. Розенталя “Русский язык. Пособие для поступающих в вузы” (Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс – В”, 1998, 2002.)
Но на этом учебном пособии я останавливаться не буду, т.к. задания А и Б не являются предметом моей статьи. А вот среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С, хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них: с моей точки зрения они не отвечали многим параметрам в подготовке к заданию С. К своему учебнику я шла интуитивно. И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём своеобразие учебника? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия: 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А, Б), 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи.
Что мне нравилось в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные тексты – отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи!
Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике.
Авторам учебника, с моей точки зрения, удалось сделать интересными для учеников задания по составлению разных видов текста.
С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня, как и всех опытных учителей, выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С: и образцы сочинений-рецензий, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы, часть из которых я представила на суд коллег в этой статье.
А ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние три года напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения-рецензии (части С).
Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию, изобразительные средства в тексте и т. д.
Вот названия некоторых публикаций:
1. № 9 – 2005 г. Статья Н. Шапиро “Оценка заданий С при подготовке к ЕГЭ”.
2. № 10 – 2007 г. Г.Т. Егораева. “Языковой анализ исходного текста”.
3. № 24 – 2006 г. И. Руденко. “Пишем сочинение-рассуждение по научно-популярному тексту”.
Ещё раз прихожу к мысли, что для меня есть в этих публикациях какие-то новые нюансы, но в основном рассматриваемый вопрос я уже для себя решила. Повторюсь, что газета остается для меня ориентиром в том, шагаю ли я в ногу со временем.
Думается, что все зависит от учителя. Нужна эта методическая помощь в газете – пользуйся, если не нужна – пользуйся своими наработками и другими пособиями.
Сделав выпуск 2007 года, стала анализировать ситуацию, думать, как работать дальше. У меня сейчас пятые классы. Через несколько лет придет время сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Многое изменится за эти несколько лет, но однозначно, что учебник Власенкова и Рыбченковой для меня исчерпан. Хочется каких-то новых подходов в преподавании русского языка и в подготовке к экзаменам.
Мне показался интересным в этом плане учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой “Русский язык”. Особенность учебника в том, что ученики начинают работу с текста, чтобы потом прийти к теории, вернуться назад, понять то, чего они не знают, о чем имеют недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие. Это коротко об учебнике. Но его ли я возьму или другое пособие, не суть важно. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.
Литература
- Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Словарь литературоведческих терминов. Москва, “Просвещение”, 1974.
- Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. Москва, “Просвещение”, 1975.
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва, “Просвещение”, 2001.
- Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Москва, “Просвещение”, “Учебная литература”, 1997.
- Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы. Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс-В”, 1998.
- В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва, “Просвещение”, 1991.
- Газета “Русский язык”. Приложение к газете “Первое сентября”. Отдельные номера за 2005–2007 годы.
- Словарь русского языка в четырёх томах под редакцией А.П. Евгеньева. Москва, “Русский язык”, 1986.