Русский язык
-
Исследовательская работа на уроках русского языка. 5-й класс 2014
Цель исследования: углубление знаний о происхождении русского алфавита и определение роли буквы в русской речи. Предоставлено небольшое исследование, посвященное частотности буквы "Ф" в языке и, следовательно, словам, ее содержащим. В результате исследования было выявлено, что исконно русских слов с буквой "Ф" чрезвычайно мало (уф, тьфу, фи, фыркнуть, простофиля). Все остальные слова заимствованные, но представить нашу речь без них невозможно.
-
Повторение и обобщение изученного о причастиях и деепричастиях. 7-й класс 2014
Урок по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. повторяет и обобщает изученные материалы о причастиях и деепричастиях, может быть использован в 6-м классе по программе С.И. Львовой, а также как урок повторения в 9-х, 11-х классах при подготовке к экзамену. Урок представляет собой проект, некоторые этапы которого строятся на творческих работах учащихся.
-
"Все люди мира – родственники? Братья?" Подготовка к сочинению-рассуждению. 11-й класс 2014
Работа на уроке построена на материале новеллы Сергея Довлатова из сборника «Речь без повода… или Колонки редактора». Урок совершенствует виды речи (чтение, разговорная речь, письмо) и формирует правильную гражданскую и личностную позицию учащихся, учит анализу жанровой и стилистической принадлежность текстов, сопоставлению идейного единства, писать сочинение.
-
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе 2014
На уроке повторяются понятия «существительное»; правописание падежных окончаний имен существительных; развиваются навыки правильного написания, определяется род, число, падеж и склонение имен существительных.
-
Урок русского языка по теме "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова". 2-й класс 2014
Урок в форме путешествия в лес. В ходе путешествия дети тренируются находить слова с орфограммой "парной согласной на конце слова", в подборе проверочных слов, работают в парах, отгадывают загадки, вспоминают, что им известно о растениях и животных леса.
-
Тема урока: "Гласные "о" и "е" после шипящих в суффиксах существительных". 6-й класс 2014
Урок знакомит учащихся с новой орфограммой: буквы "о", "е" после шипящих в суффиксах существительных. Объясняется, как правильно обозначать орфограмму; обобщается правописание "о", "е" после шипящих в корне, окончании.
-
Развитие критического мышления в чтении и письме 2014
Урок русского языка развивает критическое мышление в чтении и письме. Под критическим мышлением автор понимает открытое мышление, развивающееся наложением новой информации на личный опы. В основе РКМЧП – базовая модель, состоящая из трех этапов: стадия вызова; смысловая; рефлексия.
-
Урок обобщение "Перед вами громада – русский язык". 5-й класс 2014
Утро обобщения по итогам изученных тем можно провести после знакомства с разными разделами лингвистики перед началом изучения морфологии. Цель: закрепление материала и подготовка к восприятию нового материала. Выбранная форма работы позволяет повторить материал по фонетике, орфоэпии, лексике, этимологии, морфемике. Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, повышают мотивацию учения, формируют адекватную самооценку.
-
Урок русского языка по теме "Повторение в конце года. Разделы науки о языке". 7-й класс 2014
Как построить урок, чтобы он был насыщен учебным материалом и в то же время содержал элементы игры, был интересен детям? Как на одном уроке успеть организовать самостоятельную и коллективную деятельность учеников, самопроверку и самооценку работы? Каким образом объединить теорию и практические задания по разным разделам языкознания, развитию речи? Как рационально использовать информационные технологии на уроке? Представлен дидактический материал и урок русского языка.
-
Языковые особенности текста 2014
Урок готовит учащихся к заданию В8 по ЕГЭ; повторяет теоретический материал по изобразительно-выразительным средствам языка; формирует умения и навыки учащихся поиска в текстах художественно-выразительных средств языка.
-
Вводные слова. Значения вводных слов 2014
Открытый урок русского языка повторяет материала с изучением нового. Ученики повторяют тему «Обращение», систематизируют знания о вводных словах, полученных в школе, продолжают изучение разрядов вводных слов, знакомятся со словами, которые не считаются вводными. Методы и приемы обучения – тест, слово преподавателя, опрос (фронтальный и индивидуальный), лексический диктант, наблюдение за языковым материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, выполнение упражнений.
-
Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком". 1-й класс 2014
В ходе урока учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.
-
Урок-обобщение по теме "Словосочетание" 2014
Урок по программе М.Т. Баранова можно использовать как один из последних в системе уроков по словосочетанию в 8-м классе. Урок включает в себя повторение и обобщение знаний обучающихся о словосочетании; отработку умений определять способы связи слов в словосочетаниях, умений преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи. Презентация может так же использоваться при подготовке к ГИА в 9-м классе и ЕГЭ в 10—11-х классах.
-
Интегрированный урок развития речи и МХК «Работа по картине З.Е. Серебряковой "За завтраком"» 2014
Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина Зинаиды Серебряковой "За завтраком". Написать детский портрет – трудная для художника задача. Ребенок обычно не может долго сидеть на одном месте, его настроение быстро меняется, и портретисту нужно мгновенно схватить самые неожиданные выражения лица, позу, настроение. Автор сумел рассказать о семье удивительно искренне и поэтично. Материал станет хорошим помощником для уроков развития речи и МХК в 5—6-х классах.
-
"Однородные члены предложения". 8-й класс 2014
Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, о разграничении разных функций союза "и" в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения; формировать пунктуационные и орфографические навыки; развивать речь, мышление.
-
Лингвистическая экспедиция 2014
Мероприятие воспитывает осознание ценности русского языка и формирует бережно отношение к нему. Читая текст, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Кроме небольшого экскурса в историю развития и становления русского языка, учащиеся освещают проблемы, связанные с современным состоянием языка, рассматривают причины нарушения его экологии, предпринимают попытки найти способы их устранения.
-
Урок русского языка по теме "Имена прилагательные. Сочиним загадку". 2-й класс 2014
Уважение к родному языку и умение им пользоваться необходимо воспитывать с ранних лет. Урок обогащает речь учащихся именами прилагательными.
-
Деепричастие как часть речи 2014
Урок знакомит с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, вводится понятие "деепричастный оборот". Отрабатываются навыки определения основного и добавочного действия деепричастия с презентацией.
-
"Лексическое значение слова". 5-й класс 2014
Урок особенно актуален, так как 5-е классы переходят на новые стандарты, необходима дополнительная методическая литература для учителя русского языка.
-
"Занимательная этимология". 6-й класс 2014
В ходе урока пополняются знания об этимологии; воспитывается интерес к слову.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия 2014
В ходе урока изучаются особенности СПП с придаточными следствия, общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений.
-
Нестандартные уроки – способ развития учащихся 2014
Учащиеся знакомятся с якутским поэтом-переводчиком Михаилом Тимофеевым и его некоторыми работами; выясняют, какие якутские поэты переводили Пушкина и какова роль переводческой деятельности в развитии якутской литературы. Совершенствуют навыки сопоставительного анализа оригинала художественного произведения с переводом; развивают умение чувствовать слово.
-
Правописание имен существительных с шипящей на конце 2014
Цель урока: научить детей дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце, уметь детям объяснить их правописание.
-
Урок развития речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». 5-й класс 2014
Задания для урока развивают самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ, прививают в межпредметной связи (история, изобразительное искусство) чувство ответственности, уважительного отношения к близким, формируют политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
-
"Стилистическая роль парцеллированных конструкций в русском языке". 9–11-е классы 2014
В 9-х и 11-х классах при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ требуются знания о стилистических возможностях синтаксиса: экспрессивности простых предложений с рядами однородных членов, вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также экспрессивности разных типов сложных предложений, периода, парцелляции. Материал поможет учащимся в создании сочинения. Лекция с элементами беседы учит составлять опорный конспект.
-
"Синтаксические средства выразительности (на материале творчества М. Цветаевой)". 11-й класс 2014
Урок по творчеству М. Цветаевой предполагает задания, которые обращают внимание на главную мысль. Развивается способность видеть в тексте особенности, которые делают его художественным, обнаруживать приемы, фигуры, которые автор использовал для воздействия на мысли и чувства читателя. Ученики решают задания В8, готовятся к ЕГЭ.
-
Урок по теме "Речевой практикум "О женщине, любви и красоте". 9-й класс 2014
Урок русского языка представляет собой речевой практикум, закрепляющий знания о строении и пунктуации бессоюзного сложного предложения и сложноподчиненного предложения. Цель: совершенствовать учебные навыки в определении вида сложного и придаточного предложения, постановке знаков препинания, моделировании синонимичных словосочетаний с разными видами связи; развивать выразительность и точность речи, воспитывать стремление к красоте.
-
Урок развития речи "Описание внешности". 7-й класс 2014
Цель урока: отметить особенности описания внешности по картине, учить детей определять главную мысль, убеждать читателя своим описанием, анализировать текст в художественном стиле; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка и умело использовать их в своем сочинении; навыки выразительной устной речи; умение логически рассуждать.
-
Повышение читательской компетентности выпускников через интеграцию предметного гуманитарного цикла 2014
Выполнение задания части «С» вызывает большие затруднения у выпускников. С одной стороны, нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Цель: дать многоаспектный анализ текста: композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); лингвистический (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); орфографический и пунктуационный.
-
Урок-исследование "Союз как часть речи" 2014
Урок-исследование используется при объяснении нового материала и представляет собой поиск ответов на «узловые» вопросы темы урока. Формирует у учащихся понятие о союзе. Сочетание методов и приемов в ходе лингвистического эксперимента оптимально, поскольку учащиеся приобретают знания о функциях союза, осмысливают их важность для передачи мысли.