Урок русского языка по теме "Письмо как эпистолярный жанр". 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Раздел, к которому относится материал: Преподавание русского языка.

Учебник, по которому ведётся образовательная работа:

Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс.

Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2011.

Класс: 5.

Комбинированный урок.

Цели урока:

образовательные:
– обеспечение условий для понимания признаков эпистолярного жанра,
– совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста;
– удовлетворение интеллектуального интереса;

развивающие:
– развитие умения грамотно выражать свои мысли,
– развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;
– развитие логики мышления;
– развитие креативного мышления;

воспитывающие:
– установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с одноклассниками, с педагогом;
– привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;
– приобретение нравственных ценностей;
– разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач;
– активизация творческих способностей обучающихся.

Задачи:

– создать проблемную ситуацию;
– побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.

Форма организации занятия: эвристическая беседа, дискуссия, элементы театральной игры.

Методы:

– репродуктивные: словесные, наглядные;
– продуктивные: создание писем Деду Морозу, оформление письма рисунками новогодней тематики, использование мультимедийной презентации “Письмо”, рефлексия, работа в группах, самостоятельная работа.

Средства обучения: новогодние открытки, письма из домашних коллекций, из музея, мультимедийная презентация, компьютерная техника, совместное переживание успеха.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.

Ход урока

1. Организация урока.

Высказывания И.С. Тургенева о русском языке: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык” (хоровое чтение наизусть).

Высказывания К.Г. Паустовского о русском языке: “Нам дан во владение…” (хоровое чтение наизусть).

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: К кому обращаются русские писатели-классики? Какие чувства испытываете вы, когда читаете эти высказывания?

Обучающиеся: Русские писатели-классики обращаются к россиянам, к нам. Мы проникаемся чувством гордости за нашу Родину, за русский язык, за русский народ, испытываем чувство ответственности за серьёзное обращение с русским языком. Надо прилежно учиться, чтобы быть настоящим русским человеком, говорить и писать правильно, красиво.

Учитель: Кто желает рассказать об обращении как явлении в русском языке?

Обучающиеся рассказывают об обращении.

Учитель: Просим тех, кто выполнял упражнение 212, прочитать свои варианты.

Обучающиеся: Уважаемая Мария Михайловна! Приглашаем Вас на осенний бал, который состоится 20 ноября 2013 года.

Мама! Приезжай скорее!

Мамочка! Как я люблю тебя и ожидаю встречи!

Учитель: Просим тех, кто выполнял упражнение 208, прочитать предложения со словами, несущими ласкательную оценку. В разговоре с кем вы будете употреблять такие обращения?

Обучающиеся приводят примеры.

3. Сообщение темы урока, определение цели урока.

Учитель: Тема нашего урока “Письмо как эпистолярный жанр”. Какие слова вам не понятны в названии темы?

Словарная работа. Слайд презентации.

Эпистола-(лат. epistola-письмо)-литературное произведение, посланное в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определённого предмета.

Учитель: Как мы определим цель урока?

Обучающийся: Обеспечение понимания роли письма в жизни человека.

Учитель: Что означает слово письмо?

В.И. Даль дает определение этого понятия. Слайд презентации.

Письмо – грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами.

Учитель: Люди издавна писали письма друг другу, потому что потребность в общении была всегда. Какие формы письма в разные времена вам известны?

Обучающиеся: Рисовали знаки или писали на папирусе, на пергаменте, на бамбуковых палках, черепках, по городам и сёлам летели письма-треугольники во время Великой Отечественной войны.

Учитель: Вы дома общались с родителями, бабушками и дедушками и нашли в семейных архивах письма. Поделитесь своими находками.

Обучающиеся: У меня в руках шкатулка, которая всем нам очень дорога. В ней хранятся письма дедушки из армии, письма бабушки в армию. Это их воспоминания о молодости, о надеждах и любви. Бабушка письма бережёт, потому что память о пережитом. У нас хорошая семья, мы живём дружно в большом доме, никогда не спорим, любим работать, помогать друг другу.

Мы с мамой перечитали письма её сестры, которая давно живёт в Краснодаре, а душой она здесь, на родине. В письмах и радостные, и печальные известия. Мы были у тёти в гостях. Она иногда приезжает в Гремячево. Теперь часто звонит по сотовому телефону, а писем не пишет.

Письма – это отблеск давних событий. В школьном музее я познакомился с письмами разных лет. Интересно почувствовать время, читая пожелтевшие страницы.

Учитель: Вы видите, ребята, что больше писем старых, пожелтевших от времени. А свежих писем мало. Что вы скажете по этому поводу?

Обучающиеся: Сейчас редко пишут письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

Учитель: Можно ли современному человеку обойтись без писем?

Обучающиеся: Есть телефоны, SMS, электронная почта, чаты, форумы и т. д. Но есть такие ситуации, когда донести информацию может только письмо: приглашение на официальное торжество по случаю бракосочетания невозможно сделать, позвонив по сотовому телефону: слишком обыденно.

Учитель: Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону или послать SMS. И все-таки… чего-то не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Чего?

Обучающиеся: Не хватает электронным сообщениям теплоты, душевности. Когда читаешь письмо, держишь его в руках, словно разговариваешь с близким человеком. Письма приятно не только получать, их интересно и писать. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные рукой, не только несут информацию, но и дарят любовь, тепло.

Учитель: Современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общение в письмах. Письмо поможет открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры. Искусство писать письма– искусство излагать свои мысли, чувства.

Умеете ли вы писать письма?

Обучающиеся: Я никому не писал. Я писала записки подруге. Я вместе с мамой сочиняла письмо Деду Морозу в Великий Устюг.

Учитель: Сегодня мы будем учиться писать письма. Мы познакомимся с особенностями этого жанра, с приемами написания письма.

Запишите в тетрадях тему урока.

Мы будем стремиться к познанию искусства письма, научимся составлять письма. В конце урока мы сможем поделиться своими знаниями, накопленным опытом.

Учитель: Письмо…Сколько понятий включает в себя это поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, еще не раскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь.

Несмотря на смену времен, традиций эпох, до наших дней сохраняется деление писем на деловые и личные.

Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность. Деловая переписка во многом близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии.

Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма и адресата и др.

Письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.

Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.

Учитель: Без каких слов не обходится письмо?

Обучающиеся: Здравствуйте! Будьте здоровы! До свидания!

Учитель: Сегодня мы будем учиться писать личные письма.

4. Работа с учебником (страница 88).

Учитель: Проведём наблюдение по упражнениям 213, 214, в которых содержатся письма Н.А. Островского к матери и отрывок из письма героя рассказа О.Ф. Берггольц “Лучший друг”.

Прочитаем письма, которые даны в учебнике.

Обучающиеся: Чтение писем вслух.

Учитель: Назовите адресата и адресанта каждого письма.

От какого лица ведется повествование?

Обучающийся: От 1-го лица ведётся повествование.

Учитель: Каким стилем написано письмо?

Обучающийся: Письма написаны разговорным стилем, присутствуют элементы художественного стиля.

Учитель: Найдите средства языка, характерные для данного стиля.

Обучающиеся: Употребляются личные местоимения, обращения, глаголы в повелительном наклонении (подумай, напиши, береги, пиши), чтобы выразить просьбу, пожелание.

Учитель: Итак, сделаем выводы об особенностях эпистолярного жанра:

Точное обозначение адресата и адресанта.

Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.

Использование этикетных формул.

Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений.

Проявление авторского “я”.

Жесткая композиция текста.

Учитель: Из каких основных частей должны состоять письма?

Обучающиеся: Вступление (приветствие и обращение к адресату).

Основная часть (информация; просьбы, пожелания, приветы родным и знакомым).

Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания).

5. Практическая работа

Учитель: Вы получили карточку. Прочитайте про себя имеющиеся в ней слова.

Словарная работа.

Здравствуйте…

Привет…

Уважаемый…

Дорогой…

Милый друг…

1. Хочу рассказать тебе о…

2. От всего сердца…

3. Большое спасибо…

4. Разрешите поздравить…

5. Очень прошу …

С нетерпением жду ответа…

Заранее благодарен…

С уважением…

До свидания…

Задание 1.

Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.

Задание 2.

У вас на столах чистые листочки. Задания по группам:

1-я группа запишет слова и предложения, которые могли бы использоваться в письме другу для приветствия;

2-я группа запишет слова и предложения, которые могут быть использованы для основной части;

3-я группа запишет слова и предложения, которые могут быть использованы для заключительной части.

Подсказка для 2 группы. Текст основной части можно начать:

1. С утверждения, которое является основой для дальнейшего рассуждения (У меня есть заветная мечта – стать врачом; Я всегда знал, что ты не боишься трудностей…);

2. С изложения какого-либо факта (Спешу поделиться с тобой впечатлениями о фильме; Твою книгу я прочитала на одном дыхании);

3. С вопроса к адресату (Как ты думаешь, я смогу?…)

Работа в группах, затем проверка: каждая группа зачитывает варианты.

Учитель: Задание 3.

Следующий этап нашей работы – самостоятельная работа.

Напишите письмо другу или подруге. 10 минут работаем, перечитываем. Сдаём листочки-письма.

6.

Учитель: Домашнее задание: написать письмо Деду Морозу, можно оформить его рисунками.

Давайте примем участие в конкурсе “Лучший урок письма”, который объявила Почта России. Попробуйте написать письмо, состоящее из 50–100 слов, по любой из представленных тем:

“Письмо моей маме”;

“Письмо Президенту России”;

“Письмо другу”;

“Письмо моему учителю”;

“Хочу рассказать тебе о своем родном крае”;

“Что я делаю для страны?”;

“Мой любимый вид спорта”.

7. Оценивание работы на уроке. Используется самооценка.

8. Итог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Обучающиеся: Мы узнали много нового о письме. Нам стали известны новые слова “эпистола”, “эпистолярный”, “постскриптум”, “адресат”, “адресант”. Письмо помогает понять характер человека, оценить его личностные качества. Письмо – это не только средство общения, но и способ самовыражения. Общение – важнейшая потребность человека. Письмо – одна из форм общения. В письмах мы узнаём о жизни других людей, делимся своими мыслями, чувствами, советуемся, утешаем, спорим, признаёмся в любви. Переписка современников – это документ эпохи. Письма надо писать.

Приложение 1. Приложение 2.

Литература

  1. Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.
  2. Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – С-Петербург: “Человек”, 1999.
  3. Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах.– С-Петербург: “Каро”, 1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.

Интернет-источники

  1. portal@gramota.ru
  2. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ego-velichestvo-epistolyarnyi-zhanr-urok-pisma