Раздел, к которому относится материал: Преподавание русского языка.
Учебник, по которому ведётся образовательная работа:
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс.
Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2011.
Класс: 5.
Комбинированный урок.
Цели урока:
образовательные:
– обеспечение условий для понимания признаков эпистолярного жанра,
– совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных
действий в процессе анализа текста;
– удовлетворение интеллектуального интереса;
развивающие:
– развитие умения грамотно выражать свои мысли,
– развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;
– развитие логики мышления;
– развитие креативного мышления;
воспитывающие:
– установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с
одноклассниками, с педагогом;
– привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;
– приобретение нравственных ценностей;
– разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных
задач;
– активизация творческих способностей обучающихся.
Задачи:
– создать проблемную ситуацию;
– побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на различные
вопросы.
Форма организации занятия: эвристическая беседа, дискуссия, элементы театральной игры.
Методы:
– репродуктивные: словесные, наглядные;
– продуктивные: создание писем Деду Морозу, оформление письма рисунками
новогодней тематики, использование мультимедийной презентации “Письмо”,
рефлексия, работа в группах, самостоятельная работа.
Средства обучения: новогодние открытки, письма из домашних коллекций, из музея, мультимедийная презентация, компьютерная техника, совместное переживание успеха.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.
Ход урока
1. Организация урока.
Высказывания И.С. Тургенева о русском языке: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык” (хоровое чтение наизусть).
Высказывания К.Г. Паустовского о русском языке: “Нам дан во владение…” (хоровое чтение наизусть).
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: К кому обращаются русские писатели-классики? Какие чувства испытываете вы, когда читаете эти высказывания?
Обучающиеся: Русские писатели-классики обращаются к россиянам, к нам. Мы проникаемся чувством гордости за нашу Родину, за русский язык, за русский народ, испытываем чувство ответственности за серьёзное обращение с русским языком. Надо прилежно учиться, чтобы быть настоящим русским человеком, говорить и писать правильно, красиво.
Учитель: Кто желает рассказать об обращении как явлении в русском языке?
Обучающиеся рассказывают об обращении.
Учитель: Просим тех, кто выполнял упражнение 212, прочитать свои варианты.
Обучающиеся: Уважаемая Мария Михайловна! Приглашаем Вас на осенний бал, который состоится 20 ноября 2013 года.
Мама! Приезжай скорее!
Мамочка! Как я люблю тебя и ожидаю встречи!
Учитель: Просим тех, кто выполнял упражнение 208, прочитать предложения со словами, несущими ласкательную оценку. В разговоре с кем вы будете употреблять такие обращения?
Обучающиеся приводят примеры.
3. Сообщение темы урока, определение цели урока.
Учитель: Тема нашего урока “Письмо как эпистолярный жанр”. Какие слова вам не понятны в названии темы?
Словарная работа. Слайд презентации.
Эпистола-(лат. epistola-письмо)-литературное произведение, посланное в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определённого предмета.
Учитель: Как мы определим цель урока?
Обучающийся: Обеспечение понимания роли письма в жизни человека.
Учитель: Что означает слово письмо?
В.И. Даль дает определение этого понятия. Слайд презентации.
Письмо – грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.
Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами.
Учитель: Люди издавна писали письма друг другу, потому что потребность в общении была всегда. Какие формы письма в разные времена вам известны?
Обучающиеся: Рисовали знаки или писали на папирусе, на пергаменте, на бамбуковых палках, черепках, по городам и сёлам летели письма-треугольники во время Великой Отечественной войны.
Учитель: Вы дома общались с родителями, бабушками и дедушками и нашли в семейных архивах письма. Поделитесь своими находками.
Обучающиеся: У меня в руках шкатулка, которая всем нам очень дорога. В ней хранятся письма дедушки из армии, письма бабушки в армию. Это их воспоминания о молодости, о надеждах и любви. Бабушка письма бережёт, потому что память о пережитом. У нас хорошая семья, мы живём дружно в большом доме, никогда не спорим, любим работать, помогать друг другу.
Мы с мамой перечитали письма её сестры, которая давно живёт в Краснодаре, а душой она здесь, на родине. В письмах и радостные, и печальные известия. Мы были у тёти в гостях. Она иногда приезжает в Гремячево. Теперь часто звонит по сотовому телефону, а писем не пишет.
Письма – это отблеск давних событий. В школьном музее я познакомился с письмами разных лет. Интересно почувствовать время, читая пожелтевшие страницы.
Учитель: Вы видите, ребята, что больше писем старых, пожелтевших от времени. А свежих писем мало. Что вы скажете по этому поводу?
Обучающиеся: Сейчас редко пишут письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.
Учитель: Можно ли современному человеку обойтись без писем?
Обучающиеся: Есть телефоны, SMS, электронная почта, чаты, форумы и т. д. Но есть такие ситуации, когда донести информацию может только письмо: приглашение на официальное торжество по случаю бракосочетания невозможно сделать, позвонив по сотовому телефону: слишком обыденно.
Учитель: Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону или послать SMS. И все-таки… чего-то не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Чего?
Обучающиеся: Не хватает электронным сообщениям теплоты, душевности. Когда читаешь письмо, держишь его в руках, словно разговариваешь с близким человеком. Письма приятно не только получать, их интересно и писать. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные рукой, не только несут информацию, но и дарят любовь, тепло.
Учитель: Современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общение в письмах. Письмо поможет открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры. Искусство писать письма– искусство излагать свои мысли, чувства.
Умеете ли вы писать письма?
Обучающиеся: Я никому не писал. Я писала записки подруге. Я вместе с мамой сочиняла письмо Деду Морозу в Великий Устюг.
Учитель: Сегодня мы будем учиться писать письма. Мы познакомимся с особенностями этого жанра, с приемами написания письма.
Запишите в тетрадях тему урока.
Мы будем стремиться к познанию искусства письма, научимся составлять письма. В конце урока мы сможем поделиться своими знаниями, накопленным опытом.
Учитель: Письмо…Сколько понятий включает в себя это поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, еще не раскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь.
Несмотря на смену времен, традиций эпох, до наших дней сохраняется деление писем на деловые и личные.
Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность. Деловая переписка во многом близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии.
Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма и адресата и др.
Письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.
Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.
Учитель: Без каких слов не обходится письмо?
Обучающиеся: Здравствуйте! Будьте здоровы! До свидания!
Учитель: Сегодня мы будем учиться писать личные письма.
4. Работа с учебником (страница 88).
Учитель: Проведём наблюдение по упражнениям 213, 214, в которых содержатся письма Н.А. Островского к матери и отрывок из письма героя рассказа О.Ф. Берггольц “Лучший друг”.
Прочитаем письма, которые даны в учебнике.
Обучающиеся: Чтение писем вслух.
Учитель: Назовите адресата и адресанта каждого письма.
От какого лица ведется повествование?
Обучающийся: От 1-го лица ведётся повествование.
Учитель: Каким стилем написано письмо?
Обучающийся: Письма написаны разговорным стилем, присутствуют элементы художественного стиля.
Учитель: Найдите средства языка, характерные для данного стиля.
Обучающиеся: Употребляются личные местоимения, обращения, глаголы в повелительном наклонении (подумай, напиши, береги, пиши), чтобы выразить просьбу, пожелание.
Учитель: Итак, сделаем выводы об особенностях эпистолярного жанра:
Точное обозначение адресата и адресанта.
Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.
Использование этикетных формул.
Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений.
Проявление авторского “я”.
Жесткая композиция текста.
Учитель: Из каких основных частей должны состоять письма?
Обучающиеся: Вступление (приветствие и обращение к адресату).
Основная часть (информация; просьбы, пожелания, приветы родным и знакомым).
Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания).
5. Практическая работа
Учитель: Вы получили карточку. Прочитайте про себя имеющиеся в ней слова.
Словарная работа.
Здравствуйте… Привет… Уважаемый… Дорогой… Милый друг… |
1. Хочу рассказать тебе о… 2. От всего сердца… 3. Большое спасибо… 4. Разрешите поздравить… 5. Очень прошу … |
С нетерпением жду ответа… Заранее благодарен… С уважением… До свидания… |
Задание 1.
Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.
Задание 2.
У вас на столах чистые листочки. Задания по группам:
1-я группа запишет слова и предложения, которые могли бы использоваться в письме другу для приветствия;
2-я группа запишет слова и предложения, которые могут быть использованы для основной части;
3-я группа запишет слова и предложения, которые могут быть использованы для заключительной части.
Подсказка для 2 группы. Текст основной части можно начать:
1. С утверждения, которое является основой для дальнейшего рассуждения (У меня есть заветная мечта – стать врачом; Я всегда знал, что ты не боишься трудностей…);
2. С изложения какого-либо факта (Спешу поделиться с тобой впечатлениями о фильме; Твою книгу я прочитала на одном дыхании);
3. С вопроса к адресату (Как ты думаешь, я смогу?…)
Работа в группах, затем проверка: каждая группа зачитывает варианты.
Учитель: Задание 3.
Следующий этап нашей работы – самостоятельная работа.
Напишите письмо другу или подруге. 10 минут работаем, перечитываем. Сдаём листочки-письма.
6.
Учитель: Домашнее задание: написать письмо Деду Морозу, можно оформить его рисунками.
Давайте примем участие в конкурсе “Лучший урок письма”, который объявила Почта России. Попробуйте написать письмо, состоящее из 50–100 слов, по любой из представленных тем:
“Письмо моей маме”;
“Письмо Президенту России”;
“Письмо другу”;
“Письмо моему учителю”;
“Хочу рассказать тебе о своем родном крае”;
“Что я делаю для страны?”;
“Мой любимый вид спорта”.
7. Оценивание работы на уроке. Используется самооценка.
8. Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Обучающиеся: Мы узнали много нового о письме. Нам стали известны новые слова “эпистола”, “эпистолярный”, “постскриптум”, “адресат”, “адресант”. Письмо помогает понять характер человека, оценить его личностные качества. Письмо – это не только средство общения, но и способ самовыражения. Общение – важнейшая потребность человека. Письмо – одна из форм общения. В письмах мы узнаём о жизни других людей, делимся своими мыслями, чувствами, советуемся, утешаем, спорим, признаёмся в любви. Переписка современников – это документ эпохи. Письма надо писать.
Литература
- Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.
- Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – С-Петербург: “Человек”, 1999.
- Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах.– С-Петербург: “Каро”, 1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.
Интернет-источники