Тема урока: "Абзац". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока:

  1. воспроизвести в памяти учащихся представление об абзаце как одной из составляющей частей текста;
  2. формировать навыки членения текста на абзацы; прививать интерес к работе с текстом;
  3. воспитывать осознанную потребность в овладении грамотой;
  4. продолжить развитие устной речи и креативного мышления у учащихся.

Оборудование: тексты-монологи.

Дополнительная подготовка к уроку:

  1. работа учащихся со словарями и справочниками по определению значения слова абзац;
  2. индивидуальная работа ученика по теме «Абзац» (выступление).

Ход урока.

Учитель. Ребята! Обратите внимание на эпиграф, который написан на доске.

Абзац…углубляет предшествующую точку
и открывает совершенно новый ход мысли.
Л.В.Щерба

Учитель. А где мы можем встретить абзац?
Ученик. В тексте.
Учитель. Давайте вспомним, что такое текст?
Ученик. Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
Ученик. Текст – последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение.
Учитель. А чем он характеризуется?
Ученик. Смысловой и грамматической связанностью.
Ученик. Относительной законченностью.
Ученик. Целостностью.
Ученик. Текст характеризуется грамматической связанностью, целостностью, относительной законченностью. Большие тексты состоят из параграфов, глав, разделов.
Но текстом является и небольшой отрывок из произведения, если в нем есть признаки текста.
Учитель. А из чего может состоять текст?
Ученик. Их нескольких предложений или нескольких абзацев, которые связаны между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложениями.
Учитель. Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. Внимательно прочитайте написанное. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Молю Бога о его здравии, на него теперь вся моя надежда. 2. Господи! Что же будет со мной теперь, коли комендантом крепости назначен Швабрин? 3. Вот и осталась я одна-одинёшенька, сирота-горемычная. 4. Этот коварный и бесчестный человек способен на самый низкий поступок. 5. Кто заступиться за честь мою? 6. Но что с ним, где он, я не знаю, не ведаю. 7. Будь рядом Петр Андреевич, я была бы покойна за жизнь и честь свою.

Ученик. Нет, это просто предложения.
Учитель. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Запишите.

Учащиеся работают над составлением текста.

Учитель. Давайте посмотрим, какой текст у вас получился.
Ученик. Вот и осталась я одна-одинёшенька, сирота-горемычная. Господи! Что же будет со мной теперь, коли комендантом крепости назначен Швабрин? Этот коварный и бесчестный человек способен на самый низкий поступок. Кто заступиться за честь мою? Будь рядом Петр Андреевич, я была бы покойна за жизнь и честь свою. Но что с ним, где он, я не знаю, не ведаю. Молю Бога о его здравии, на него теперь вся моя надежда.
Учитель. Молодцы! Текст составлен правильно. Как вы думаете, кому принадлежит этот монолог?
Ученик. Маше Мироновой, героине произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Учитель. Верно. А теперь вспомним, какое задание вы получили на предыдущем занятии.
Ученик. Узнать и записать, что такое абзац из разных словарей и источников.
Ученик. Абзац: 1. Красная строка, отступ в начале строки.
2. Текст между двумя такими отступами.
С.И. Ожегов Словарь русского языка, издание 17-е, М.,         
«Русский язык», 1985.
Ученик. Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющее собой смысловое единство и выделяемое отступом в 1-й строке.
Советский энциклопедический словарь, издание 4-е, М.,  
1990
Учитель. Послушайте, пожалуйста, небольшое выступление об абзаце.
Ученик. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. (Власенков А.И. Русская словесность: интегрированный курс русского языка и литературы. 9-11 классы, М., 1997).
Учитель. Спасибо! Сейчас приготовимся работать по вариантам: первый вариант получает один текст, второй вариант – второй текст.

Задание 1. Прочитайте внимательно монолог. Кому он может принадлежать?

Текст № 1. Мысль о веселой петербургской жизни навсегда исчезла из моей головы. А значит, прощай свобода, удовольствия веселой жизни. Я очень хорошо знаю своего батюшку: менять свои решения ни в его характере. Следовательно, впереди гарнизонная скука. Вот уж не ожидал! Вот тебе и офицер гвардии! Вместо человеческого благополучия – дорога в глухомань. И сколько же километров до этого Оренбурга?

Текст № 2. Господи, Боже мой! Когда же кончится это бесконечное путешествие? Дороги нет, кони тащатся еле-еле, места безлюдные, дикие. А ведь уже в утробе матери я был гвардии сержантом! И что мне в этом проку? Куда это меня занесло? В глухую крепость, на границу киргиз-кайсацких степей! И чего это взбрело батюшке в голову отправить меня на службу в Оренбург? Кажется, вишь, ему, что, служа в Петербурге, я научусь лишь повесничать. Оно, конечно, Петербург – моя мечта. Свобода, вольная жизнь, чин офицера гвардии! Это верх благополучия человеческого. Но мечтам моим не суждено сбыться, ибо решение батюшки неизменно. Вот и еду я в эту тьмутаракань и надеюсь лишь на милость Всевышнего в том, что буду служить под началом человека доброго, а не самодура и деспота.
Ученик. Петру Гриневу.
Учитель. Задание 2. А давайте, опираясь на памятки, которые лежат у вас на столе, попробуем вычленить в данных текстах абзацы.

Памятка.

  1. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание.
  2. Абзац состоит из абзацного зачина (обычно это первое предложение) и комментирующей части (последующие предложения).
  3. Основные фразы абзаца (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, в совокупности составляют единое целое.
  4. Если в зачинах абзацев нет логической однородности и смыслового единства, то абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
  5. С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за нею.
  6. Началом абзаца не может служить предложение, имеющее  второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.
  7. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения.

Учитель. Сколько у вас их получилось?
Ученик. Три.
Учитель. Задание № 3. А теперь выпишите предложения, которые составляют основные фразы абзацев (абзацные зачины).

Задние № 4. Проверьте, воспринимается ли логическая связь между основными фразами абзацев.
Ученик 1 вариант.
Мысль о веселой петербургской жизни навсегда исчезла из моей головы.
Я очень хорошо знаю своего батюшку: менять свои решения ни в его характере.
Следовательно, впереди гарнизонная скука.

Ученик 2 вариант.
Господи, Боже мой! Когда же кончится это бесконечное путешествие?
И чего это взбрело батюшке в голову отправить меня на службу в Оренбург?
Вот и еду я в эту тьмутаракань и надеюсь лишь на милость Всевышнего в том, что буду служить под началом человека доброго, а не самодура и деспота.

Учитель. Абзацные зачины должны быть взаимно связаны и в совокупности своей составлять единое целое. Получилось у вас единое целое?
Ученик. Да. Ведь началом абзаца могут быть только предложения, имеющие в тексте главенствующее значение, а не второстепенное в последующем тексте.
Учитель. А вот перед вами следующий монолог. Внимательно прочитайте его.

Задние № 1. Попробуйте определить, кому он принадлежит.

Текст для 1 варианта.
Ведь я, выходит, не оберёг Петра Андреича, оставил его одного в трактире. Боже милостливый! Сто рублей! И кому? Какому-то разбойнику.
Эх, вот ведь как получается! Как быстро все переменилось: Петруша уже господин мой и деньги его. Видите ли, ему так вздумалось. А какого мне? И что станет, если узнают об этом его родители?

Текст для 2 варианта.
А Зурин-то, разбойник, хорош, нечего сказать. Видит, что дитя ничего не смыслит, так и рад его объегорить. Шутка ли! Сто рублей! Что делать?
Эх, дал я маху, что оставил молодого барина одного в трактире! Сам кругом виноват. Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда! Как покажусь я на глаза господам? Что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет?
Ученик. Савельичу.
Учитель. Заметили ли вы, какие ошибки?
Ученик. Да. Нарушена логическая последовательность текста.
Учитель. Попробуйте исправить. Что для этого нужно сделать?
Ученик. Поменять местами первый и второй абзацы.
Учитель. А теперь прочитайте текст, не нарушая логическую последовательность, или иначе, не нарушая сложного синтаксического целого.
Ученик 1 вариант. Эх, вот ведь как получается! Как быстро все переменилось…
Ученик 2 вариант. Эх, дал я маху, что оставил молодого барина одного в трактире! Сам кругом виноват…
Учитель. А вот перед вами следующий монолог. (Коллективная работа учащихся).
Ах, бедный я, бедный тулуп. Кончилось мое райское житье. А было славное время, когда согревал я барского дитятю Петра Андреича. Придешь, бывало, с морозу, весь в снегу, в инее, а нянька примет тебя на руки, бережно отряхнет, обсушит возле печки да и повесит на крючок. И чист-то я, и сух. А когда зима кончилась, меня, изрядно выколотив и просушив на вольном воздухе, бережно укладывали на дно большого сундука. И лежал я там спокойно до следующей зимы.
Сейчас настали худые времена. Черт ли попутал молодого барина подарить меня супостату?! Как напялил меня…
Ваша задача продолжить монолог тулупа.
Ученик.
Как напялил меня антихрист на свои плечища, так затрещал я, бедный, по все швам. И как было не завыть Савельичу, когда последние нитки затрещали.
А бродяга, тому что? Радёхонек, что так щедро его одарили. Отродясь, поди, такого тулупа не нашивал. Мне же, горемыке, жить теперь в вечном страхе, ожидая конца своего.
Учитель. Молодцы! Со всеми заданиями вы справились прекрасно. А теперь давайте вспомним, что нового узнали об абзаце.
1 ученик. Абзац – это красная строка.
2 ученик. Абзац – это отступ в начале строки.
3 ученик. Абзац – это текст между двумя такими отступами.
Учитель. Верно. Так  согласны ли вы с утверждением академика Л.В. Щербы, что «абзац…углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли»?
Ученик. Да, согласны.
Учитель. Основываясь на этом высказывании, вам предлагается несколько вариантов домашней работы:

  1. Составить монолог Пугачева, опираясь на фразу: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 11 глава). Какие мысли могли занимать Пугачева на пути в Белогорскую крепость?
  2. Составить монолог Швабрина, когда он становится комендантом Белогорской крепости.
  3. Составить кластер по теме «Абзац».  

Приложение.

Список литературы для учащихся.

  1. Власенков А.И. Русская словесность: интегрированный курс русского языка и литературы. 9-11 классы. – М., 1997
  2. Литература. Учебник-хрестоматия. 8 класс. – М., 2004
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка, изд. 10-е. – М., 1973
  4. Советский энциклопедический словарь, изд. 4-е. – М., 1990

Список литературы для учителя.

  1. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. – М., 1995
  2. Львова С.И. Уроки словесности. – М., 1996
  3. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996
  4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993
  5. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987