Открытый урок русского языка по теме "Описание действий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: обеспечить формирование умения создавать текст «описание действия».

Задачи:

  1. обеспечить развитие умения определять тип речи - описание в художественном и официально-деловом стилях; формирование умения анализировать текст описание действия – его роль в речи через анализ темы, основной мысли, стилевых и языковых особенностей (роль деепричастий и наречий в текстах данного типа) и подготовить учащихся к написанию собственных текстов;
  2. развитие устной и письменной речи учащихся; умения аргументировать определённые положения,  умения сравнивать;
  3. воспитание трудолюбия, культуры речи (мастерство писательской речи – образец).

Оборудование урока: отпечатанные тексты, памятка «Как описать действие».
Методические приёмы: беседа по вопросам, анализ текста, работа по исправлению речевых недочётов, беседа по теме предстоящего сочинения.

Ход урока

Вступительное слово учителя
- Послушайте отрывок  из стихотворения русского поэта 19-20 в. В. Я. Брюсова:

Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастёт:
Что станет с плодами – безвестно,
Но благостно влагой небесной,
Труд всякий падёт на народ!

Великая радость- работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

- Ребята, как вы думаете, почему именно эти строки я взяла для нашего урока?
( О работе, о труде будем говорить сегодня на уроке.Труд- основа жизни.)
-Скажите, а вы встречались с описанием процесса труда в художественной литературе?
(Да, например, описание работы Герасима из рассказа  И.С.Тургенева  «Муму»).
Очень часто писатель, чтобы охарактеризовать героя, показывает его в процессе труда.
Тема нашего урока: «Описание действий».

Повторение ранее изученного

1.) Беседа.
- Какие типы речи вам известны?
(Описание, рассуждение, повествование.)
- К тексту описание предмета какой  можно задать вопрос?
(Какой?)
- К тексту описание места какой можно задать вопрос?
(Что?Где?)
- За счёт чего идёт развитие мысли в тексте описание предмета?
(Предмет - его признаки, каждое следующее предложение добавляет новый признак.)
- За счёт чего идёт развитие мысли в тексте описание места?
(Данное – место, а новое – это предмет.)

2.)Выступления учащихся с индивидуальными заданиями (домашнее задание)

1-й ученик.

Ученик читает выразительно текст и задёт вопросы классу.
В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок покачивался,словно о чём-то думал. (Ю. Курганов).
- Как развивается мысль в этом тексте?
(Данное - цветок, новое – его признаки.)
- Какая часть речи помогает передать признаки?
( Прилагательное, реже существительное.)

2-й ученик.
Ученик выразительно читает текст и задаёт вопросы классу.
На полу лежит пушистый ковёр. На окнах занавески и плотные портьеры. На широком письменном столе лампа с зелёным абажуром, пепельница и чернильный прибор. Перед столом – мягкое кожаное кресло. (Г. Ганейзер)
- Как развивается мысль в этом тексте?
(Данное - комната, новое - предметы).
Какая часть речи помогает описать предметы?
(На первом месте - существительные, потом другие).

Учителем сообщается цель урока
Ребята, сегодня на уроке мы с вами посмотрим, как строится текст описание действий. Чем описание действия отличается от других видов описания?

Проверка домашнего задания.( Учащиеся выполняли задание по группам)

Анализ текста Л. Кассиля.
Ученик выразительно читает текст.
А какое удовольствие ждёт Сеню потом, когда после обеда выйдут они во двор, куда заводит на время обеда Тарас Андреевич свой самосвал, и Сене будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца! Как он будет, становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота, вертеть его, вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжёлое ведро и обегать с ним машину, лезть под огромный самосвал в тень, пахнущую маслом, бензином и резиной. Какое неизгладимое наслаждение тереть, мыть и скоблить, выкручивать веретьё. Надраивать до блеска металл и с головой влезать в капот мотора, изнутри которого идёт ещё тёплый бензинный дух, и слышать от отца негромкие приказания: « А ну, дай сюда конец. Подержи тут. А теперь вот ту гаечку подверни.  Ещё…Хорошо!...И ходить до бровей измазанным, и держать в руках тяжёлый разводной ключ.  Вот это жизнь! (Л. Кассиль «Чаша гладиатора».)
- Какова тема и основная мысль текста? Как бы вы озаглавили этот текст?

1-я группа.
Тема: Как мальчик вместе с отцом моет самосвал у колодца.
Основная мысль: Какое наслаждение, удовольствие от работы.
Заголовок: Вот это жизнь! (или «Удовольствие»).
- Какие части речи помогают описать действия мальчика?

2-я группа.
Главная роль - глаголы- конкретные действия:
Вертеть, обегать, лезть. Тереть, мыть, скоблить, выкручивать, надраивать, влезать, дай, подверни, подержи.
Деепричастия – с их помощью рисуется, как мальчик набирает из колодца ведро с водой: «становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота»; «вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжёлое ведро».
Наречия- уточняют действия: «идёт изнутри», «подержи тут», «подверни теперь».
- Каково лексическое значение  слов: неизъяснимое, веретьё, надраивать?

 Выступление ученика с индивидуальным заданием.(Домашнее задание: работа с толковым словарём)
Неизъяснимое - трудно постигаемое, непередаваемое.
Веретьё – тряпки.
Надраивать – чистить.

- Определите стиль текста.

З-я группа.
Это отрывок из художественного произведения. Автор ставит задачу: образно.эмоционально рассказать о действиях мальчика.
О языковых средствах уже говорили. Следует дополнить, что нарядус книжной лексикой используются разговорные слова (измазанный), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами(гаечка). Используются слова и выражения, обозначающие чувства(«какое удовольствие», «неизъяснимое наслаждение»).
Это текст художественного стиля.

- Обратите внимание, в какой последовательности описаны действия.
- К какому типу речи принадлежит данный текст?
(Описание.)
-Удалось ли Л. Кассилю передать удовольствие мальчика от работы?Каким образом он это сделал?
(Последовательно названы действия, приносящие удовольствие.Дана оценка, результат предполагаемой работы).
-Какие бы пословицы, поговорки, крылатые выражения могли послужить заглавием текста или помогли бы отразить главную мысль?
(Любо дорого смотреть. Дело мастера боится.и др.)

-Вспомните слова В. Брюсова:

Великая радость-работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,-
Всё счастье земли – за трудом!

Слово учителя
Итак, в художественном произведении цель писателя не столько перечислить действия, сколько нарисовать образную картину.
- Только ли в текстах художественного стиля встречаемся с описанием действий?
(Нет. В официально-деловом стиле, научном, публицистическом.)

Анализ текста делового стиля «Как залить каток»
Ученик выразительно читает текст.

Как залить каток
Во дворе дома каток  нетрудно сделать самим.
Расчищают площадку, на которой не было бы сугробов, выбоин, ям. Площадку окружают небольшим земляным или зимой снежным валом высотой 15-20 см. Как только земля промерзнет, утрамбовывают снег на площадке и слегка обрызгивают его водой из шланга. Когда вода подмёрзнет, берут лист железа или фанеры и, положив на него конец шланга, пускают воду. Когда  слой достигнет 3-5 см., заливку надо прекратить и через некоторое время возобновить. Поливку повторить 3-4 раза. («Полезные советы».)

Выступление ученика с индивидуальным заданием
Это текст делового стиля. Задача этого стиля речи – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение. Текст точный, лишённый эмоций.
В данном тексте используются книжные слова. Для описания действия используются глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени, глаголы в неопределённой форме.
Предложения чаще всего с одним главным членом – сказуемым, потому что главное - описать действие.

- Чем отличается деловое описание от художественного?
- Чем отличается описание действия от описания предмета, места?
- Трудно ли описать действие?
- Посмотрим на памятку.

Памятка

  1. Нужно хорошо знать действие, которое будешь описывать.
  2. Знать последовательность действий.
  3. Знать наименование материалов, инструментов.
  4. Знать языковые средства, используемые для описания действий.

Закрепление изученного

  1. Анализ сочинения с недочётами. Упр. 238.
  2. Обсуждение темы предстоящего сочинения. Упр. 240.

- Прочитайте задание к упр. 240.
- Какова общая тема?
- Какова основная мысль сочинения?

Домашнее задание: упр. 240.

Итог:
- Где в жизни, кроме как чтение описаний в художественной литературе, вам может встретиться и понадобиться данный тип речи?
Значит, нам надо этому учиться…

Литература

  1. Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е издание. – М.: Линка-Пресс, 1994.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс./ Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2011.