Урок-путешествие по теме "Имя существительное". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “имя существительное” расширить знания обучающихся об имени существительном как часть речи. Закрепить умение находить имя существительное в тексте. Способствовать формированию навыков грамотного письма.

Развивающие: развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас ; развивать память, внимание, логическое мышление обучающихся.

Воспитывающие: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы, способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование: мультимедийный проектор. Картинки Деда Мороза, Снегурочки, Зайца.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание положительно-эмоционального настроя.

3. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ., ……….ОТГАДАЙТЕ !

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник... Кто же это?

Отгадка: Дед Мороз (Слайд 1).


Рис. 1.

Правильно вы угадали – это Дед Мороз.

4. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 2).


Рис. 5.

И полетим мы с вами к дедушке на волшебном самолете. Но для этого нужно отгадать загадки. Кто отгадает, тот и полетит.

1. Хоть сама – и снег, и лед,
а уходит слезы льет.

(Зима.)

2. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз?

(Мороз.)

3. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

(Снег.)

4. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?

(Снежинка.)

5. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

(Снеговик.)

6. Был простой, обычный дом,
что же изменилось в нем?
Появилось украшенье –
людям всем на удивленье:
хрупкая и странная
бахрома стеклянная.

(Сосулька.)

7. В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.

(Лед.)

8.Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?

(Ёлка.)

9. На дворе – горой,
А в избе – водой.

(Сугроб.)

10. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан

(Иней.)

Какой частью речи являются данные слова?

Молодцы .Справились с заданием .Дети получают оценочные листы. Отправляемся в путь.

5. И первая. Остановка “Слово”.

Ответить на вопросы .

1. Что обозначают существительные, отвечающие на вопрос кто?
2. Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
3. “Найди ошибки”

Улетел Орел за город орел.

Наша девочка поля вернулась с Поля.

В\К, контроль учителя.

4. Имя существительное отвечает на вопросы.

1. Как?
2. Что делает?
3. ЧТО?

5. Какое имя сущ. 2 склонения?

1. В тетради.
2. В альбоме.
3. В печи.

6. К несклоняемым относятся имена сущ.

1. Дочь.
2. брат.
3. Пальто.

Распределите данные слова по столбикам. (слайд 3).

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

фамилия кличка город деревня река праздник

День Победы, Волга, Жучка, Иванов, Лужки, Нева, Москва, Крылов, Мурзик, Рождество, Покровка, Новый год, Гагарин, Хохлатка, Енисей, Хабаровск, Огурцово, Сосновка, Фимка, Дон, Новосибирск, Рязань, Суворов.

(В/К), (с/к), контроль учителя.

4. Остановка “Части речи”.

5) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой.

На карточке написаны слова нужно внести слова в таблицу.

(Мяч, красивый, солнце, дочь, расскажи, Я. Мы, царь, ночь, тетрадь, сказка, птица, вышел. Они.)

Им. Сущ. Им. Прил. глагол

(в\к), (с\к)

Просклонять существительные по рядам: мяч,ночь.

Дети меняются карточками, проверяют друг у друга. Затем еще раз проверяют и выставляют оценки в оценочный лист. (в\к),(с\к). контроль учителя.

5. Физкультминутка. (Прослушивание мелодии “Зимние пейзажи”.)

Ну а теперь мы с вами до леса пойдем пешком . Дорожку до леса замело и нужно ее расчистить.

6. Остановка “Один-много”.


Рис. 6.

Рассмотреть рисунок и назвать изображенные на нем предметы. Называя один предмет или несколько одинаковых предметов, ученик должен указать, в каком числе, единственном или множественном, он употребил существительное, и показать карточку: ед.ч. или мн.ч.

Хорошо ребята справились с заданием, дорожку мы расчистили.

У леса нас встречает ………………….. Угадайте, что за шапка . Меха целая охапка . Шапка бегает в лесу, у кустов грызет кору . Да, правильно – это заяц.

Он нас просит выполнить следующее задание:

6. Работа в парах.

На карточках задание, находят в нем существительное и доказывают, что оно относится к 3 склонению.

Хранить в памяти

Спрятался в тени

Вспомнить с грустью

У высокой ели.

Повесить над кроватью

С большой скоростью.

на белой скатерти

посыпать солью

отряхнуть от пыли

С болью в груди

у меня на ладони

Встретить на пристани

С\К, контроль учителя.

7. И следующая остановка “Угадай-ка ”

Необходимо по некоторым приметам узнать предмет, указать род.

– Он круглый, оранжевый, вкусный, внутри дольки.
– она длинная, оранжевая, растет в земле.
– Оно овальное, хрупкое, внутри желток.

Составление предложений.

И вот мы в гостях у дедушке Мороза и снегурочка рядом. Поможем ребятки нарядить елку дедушке Морозу. На каждой игрушке по заданию (назвать падежи ).Нужно выполнить задание и проверить.

Дедушка Мороз встречал нас не с пустыми руками. Каждый получил подарок.

На этом заканчиваем наше путешествие. Пора отправляться нам домой .

7. Итог урока.

Ребята, а в жизни пригодится это нам?

Выставление отметок за урок.

8. Домашнее задание.

1. Кто желает, может сочинить грамматическую сказку об имени существительном.

2. Кто желает, может составить карточки – задания .

9. Рефлексия:

мне было комфортно на уроке

мне было не комфортно на уроке.

Отвлекался и мешал другим.

Было интересно.

Было не интересно.


Ри. 2.


Рис. 3.


Рис. 4.