Единица содержания: способ определения правописания суффиксов чик-щик в именах существительных.
Цель:
Обучающий аспект:
- уметь использовать термины и понятия;
- уметь применять знания по орфографии, полученные в начальной школе и в 5 классе;
- уметь производить словообразовательный разбор и разбор по составу;
- уметь применять способ определения суффиксов чик – щик в именах существительных.
Развивающий аспект:
- развивать и обогащать словарный запас через освоение новых терминов;
- развивать мыслительные операции: при словообразовательном разборе (логику разбора, систематизацию частей слова, определяя корень, суффикс);
- развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать учебную деятельность, контролировать выполнение, оценивать).
Воспитывающий аспект:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку;
- воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия;
- воспитывать нравственные качества, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
- Усвоение нового материала и новых способов деятельности.
- Первичная проверка понимания.
- Подведение итогов на рефлексивной основе.
Граница знания-незнания.
Учащиеся знают/ умеют | Учащиеся не знают / умеют |
– разделы науки о языке: лексикологию, морфологию,
словообразование, орфографию, синтаксис; – различные части слова, орфограммы в корнях слов, в том числе чередующиеся гласные в корне; – умеют выполнять словообразовательный разбор слова. |
Правописание суффиксов чик – щик в именах существительных. |
Ход урока
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности | Время | ||||
Задачи этапа: – обеспечение
мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности; |
11 мин. | ||||
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. | |||||
Методы: репродуктивный. | |||||
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | ||||
Повторение теоретических сведений по изученным темам. А) “Терминологический диктант” – Что такое термины, терминология? Задание: учащиеся по лексическому значению определяют термин и записывают его в тетрадях, с последующей проверкой и самооценкой (ключи на закрытой доске) 1. Раздел науки о языке, который изучает лексику? Лексикология. – Что является лишним и почему? (Корень, суффикс являются не разделами науки о языке, а частями
слова; имя существительное часть речи.) |
Учащиеся записывают число в тетради. Учащиеся работают письменно, записывая термины в тетрадях, во время проверки демонстрируют ответы учителю и одноклассникам. В ходе обсуждения повторяется словообразование и правописание слов (орфография). Учащиеся работают с терминологией в течение всего урока. |
1 мин. 5 мин. |
|||
Б) “3” лишний. Задание: –
Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя орфограммы. – параш…тист, м…чтатель, в…дитель – О чем сегодня пойдет речь? “Правописание суффиксов чик-щик” – Какова цель урока? Цель урока: правильно выделяя корень и суффикс слов, вывести способ определения правописания суффиксов чик-щик. – Оцените свою работу на подготовительном этапе! |
Вставляя пропущенные буквы, ученики – определяют, орфограмму, части речи, Учащиеся записывают тему урока. (Определяют цель урока.) |
5 мин. |
|||
Этап усвоения новых знаний и способов действий. | 16 мин. | ||||
Задачи: – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; |
|||||
Формы работы: фронтальная, групповая. | |||||
Методы: репродуктивные, продуктивно (частично-поисковый). | |||||
А) Наблюдение. В русском языке несколько суффиксов, которые обозначают профессию, род занятий человека, аппарат, в том числе и суффиксы чик-щик. Нам предстоит определить, в каких случаях пишется чик, в каких – щик. – Отчего это может зависеть? (учитель обращается к словам из
подготовительного этапа “3 лишний”: Задание: 1. В предложенных словах выделите корень и суффикс; – Определяя общее в данных словах, запишите их в столбик, объясните
выбор постановки суффиксов графически. 2. Продумайте порядок своих действий, которые производили при определении суффиксов. Б) Ответ групп. (4 мин.) (Противоположная группа записывает слова другой группы, таким образом, у учеников должна быть законченная таблица) Представляя слова, объясните графически свой выбор при определении суффиксов чик-щик. В) Посмотрите предложения. (1 мин.) Можно дополнить таблицу следующими словами: барабанчик, лимончик? Почему? (Нельзя, так как это суффиксы, которые обозначают уменьшительно-ласкательное значение, мы работаем с суффиксами, которые обозначают род деятельности, профессии людей или аппарат) – Как называется такое явление, суффиксы в русском языке? (омонимичные). Посмотрите на предложения, объясните ошибки. Наборчик набирал текст новой книги. В) Способ применения суффикса чик-щик: 1. Определите часть речи. = Вставьте пропущенную букву в слово-вопрос на подготовительном этапе и объясните свой выбор. резчик. Обратите внимание, на написание суффикса ЩИК перед Л пишется Ь!!! – Оцените свою работу в группе! |
Составление таблицы. Повторяют правила работы в группе. Работая в группах, выделяют корень и суффикс (учащиеся записывают слова в таблицу). |
7 мин. | |||
Чик разведчик |
Щик болельщик |
||||
Дети, анализируя работу в группах, делают выводы; составление опорной схемы: 1. Определите часть речи. Рисуем дом – запоминалку. (4 мин.) |
|||||
Этап первичной проверки понимания. | 13 мин. | ||||
Задачи: – установление
правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; |
|||||
Формы работы: фронтальная, индивидуальная. | |||||
Методы: продуктивные | |||||
А) Игра “Цепочка. Домик” в группе. На доске нарисован дом. По лексическому значению определите название строительной специальности. – Кто строит дом? Записать слово, графически выделить суффикс, объяснить. 1. Проектирует дом…проектировщик. (Если не успеваем, то можно провести не полностью работу.) – Придумайте предложение со словом, в котором есть суффиксы чик-щик. |
Учащиеся по 1 записывают название специальности и профессии, выделяя суффикс, объясняя его графически. | 8 мин. |
|||
– Оцените свою работу на этапе первичной проверки! Б) Буквенный диктант Ч-Щ (если успеем): |
Учащиеся записывают буквы. Щ-Щ-Ч |
5 мин. | |||
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе (5 мин.) | |||||
Задачи: – дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу последующей работы; |
|||||
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. | |||||
Методы: репродуктивные, продуктивный. | |||||
Итак,
– Какую цель мы ставили? 1. Определите часть речи. – С какими трудностями столкнулись? Оцените свою работу на уроке!!! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя,
корректируя свои записи в рабочих тетрадях. Заполнение оценочных листов. |
Оценочный лист.
Вид работы | Баллы | |
1 | Работа на подготовительном этапе. –
Работал активно, правильно отвечал на вопросы (2 балла). |
|
2 | Этап усвоения нового. Работа в группе (оцените самостоятельно). – Активное участие при обсуждении (2 балла) |
|
3 | Этап первичной проверки. А) ответ у доски (“Цепочка”) (оцените самостоятельно): – отгадал слово, записал без ошибок (2 балла), |
|
Если успеваем: Б) Буквенный диктант (по 1 баллу за каждое угаданное слово). – Без ошибок (9 баллов). |
||
Итог. |
max – 6 баллов (без буквенного диктанта).
15 баллов.
15–13 баллов – “5”.
12–10 баллов – “4”.
9–7 баллов – “3”.