Урок русского языка "Путешествие в весенний лес" (правописание падежных окончаний имён прилагательных: обобщение изученного). 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме урока;
  • содействовать формированию умений
  • проверять орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных с помощью “волшебных” слов,
  • правильно писать гласные в окончаниях после шипящих,
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • способствовать развитию у учащихся умений
  • осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи,
  • логически мыслить при проверке орфограмм и при выполнении творческих работ,
  • использовать ранее полученные теоретические знания при выполнении практических заданий,
  • способствовать развитию коммуникативно-речевой компетенции;
  • содействовать в ходе урока эстетическому воспитанию учащихся, формированию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

  • запись на доске темы урока;
  • мультимедийная презентация;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы по теме урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний .

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Наконец-то дождались мы весну-красавицу. Всё теплее становятся дни, сугробы превращаются в лужи, деревья ждут не дождутся, когда оденут новый зелёный наряд.

А мы сегодня отправляемся в весенний сказочный лес, куда пригласил нас гномик Вася, друг Мышки-норушки, и его младшие братья. Во время этой весенней прогулки мы должны обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

Зимой мы путешествовали на весёлом паровозике, а сегодня... Гномик Вася прислал вам письмо, в котором приглашает вас принять участие в первом весеннем пробеге. Так что поудобнее устраивайтесь в этих гоночных автомобилях: команда “Ручейки”(1 вариант) – в один, команда “Капельки”( 2 вариант) – в другой.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Фронтальный опрос.

- Путь наш далёк, а поэтому давайте проверим вашу готовность. Ответьте-ка на следующие вопросы:

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Как изменяются имена прилагательные?

- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

- Как можно проверить падежные окончания прилагательных?

б) Распределительный диктант “Выиграй гонки!”.

- Что ж, вы показали хорошую готовность. Победителю гонок гномик Вася обещал приз. Кто же выиграет его? Итак, вперёд! Прежде чем мы будем говорить о прилагательных, давайте вспомним имена существительные. Ваша задача такова: распределить существительные в четыре столбика, устно объяснить орфограммы в словах. Как вы думаете, почему Вася предлагает ехать вам по четырём дорожкам?

(В зависимости от рода и окончания существительных в именительном падеже единственного числа)

“Ручейки” “Капельки”
ж. р.(-а, -я) м. р. с. р.(-о, -е) ж. р.
травкой о подснежнике на солнце о сирени
лужей на дереве в небе на ели
на поляне лучом на облаке к ночи
к берёзе ландышем на болоте в глуши

- По отдельной трассе отправляются Уступкин А. и Шевнина О. Им придётся выполнить индивидуальные задания, которые предлагает им Мышка-норушка

4. Обобщение теоретических знаний учащихся.

Организация работы с учебником: анализ алгоритма проверки окончаний прилагательных (параграф 102, страница 218 – 219).

5. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

а) Выборочный диктант “Найди братьев”.

- Вот мы и на весенней полянке. Как много здесь подснежников! Сейчас приготовим корзинку, чтобы собрать цветы. Кстати, здесь нас ждёт гномик с братьями. Но где же они?

Ребята, случилось непредвиденное! Злая колдунья-стужа взмахнула своим волшебным рукавом, и подснежники и гномики исчезли. Наша задача – отыскать их. Этот творческий диктант так и назовём – “Найди братьев”. Составьте словосочетания “прил. + сущ.”, выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, графически обозначьте окончания, укажите род и падеж слов в словосочетании. Команды ищут одновременно. Работой “Ручейков” руководит Баринова О., “Капелек” - Подпругин А.

Ландышем (чудесным, чёрным); грачом (первым, белым); облаками (нежными, зелёными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (весёлые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).

- Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.

(Я любовался чудесным ландышем.

Старое дерево мечтало о молодых листочках.)

- Мы не указали число имён существительных и имён прилагательных в словосочетаниях. Давайте проверим эту грамматическую категорию так: если я указываю словосочетание в единственном числе, вы поднимаете одну руку, если во множественном – две руки.

б) Организация индивидуальной работы: Лосев Д. и Шебырёва К. попробуют расколдовать гномиков, выполнив индивидуальное задание

в) Творческий диктант “Помоги Васе”.

- Вот и Вася с гномиками появился. Посмотрите, как он и его братья рады гостям! Они зовут нас собирать подснежники. Но опять беда! Не успокаивается стужа: вновь взмахнула она рукавом, и поляна вмиг покрылась снегом. И главное, спрятала все цветы. А их было так много! Давайте поможем гномику Васе убрать снег с полянки, чтобы вновь подснежники радовали наш глаз. Запишите предложения, добавляя к указанным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Графически обозначьте окончания существительных и прилагательных, укажите род, число и падеж слов в данных словосочетаниях. И снова работаем командами: “Ручейки” под руководством Пацула Ж., “Капельки” - Карелина Ж.

Дорога на весеннюю полянку проходит мимо (...) дач. Провожал нас на прогулку (...)грач. Рядом с поляной чудесное озеро. На берегу дремлет (...) камыш. Вот греются на солнце (...) уж и (...) мышь. Вылез из земли первый подснежник, а (...) ландыш ещё спит.

г) Организация индивидуальной работы.

- По просьбе Мышки-норушки самостоятельно поработают Кочербитов А. и Чепурнова А.

д) Корректировка текста “Соберите подснежники”.

- Наша прогулка в весенний лес заканчивается. Много дел мы сегодня сделали: приняли участие в пробеге, нашли гномиков, освободили из снежного плена подснежники. Скоро нам в обратный путь. Но наша корзина ещё пуста. А чтобы она наполнилась, вам необходимо прочесть послание от Весны. Только гномики часть слов из записки потеряли, слова перепутали. Вы должны составить предложения из оставшихся слов, изменяя окончания у существительных ,прилагательных и глаголов и добавляя предлоги.

  • Настоящий, весна, приходить, середина, март.
  • Ярко, светить, солнце, весеннее.
  • Нет, небо, тучи.
  • Веточки, покрылись, почки, берёза, смолистые.
  • Весна, лес, пахнуть, сосновая, смола, и, хвоя.

е) Организация индивидуальной работы

- По просьбе Мышки-норушки поработают самостоятельно, постоят на страже полянки, не пропустят на неё злую Стужу Федоркина Ю и Шкурко С.(упражнение № 583)

6. Подведение итогов урока. Вручение призов от гномика Васи, его братьев и Мышки-норушки - выставление оценок.

7. Домашнее задание:

- параграф № 102;

- упражнение № 586;

- индивидуально – сочинение-миниатюра “Путешествие по весеннему лесу”.