Цели урока:
- обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме урока;
- содействовать формированию умений
- проверять орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных с помощью “волшебных” слов,
- правильно писать гласные в окончаниях после шипящих,
- определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
- способствовать развитию у учащихся умений
- осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи,
- логически мыслить при проверке орфограмм и при выполнении творческих работ,
- использовать ранее полученные теоретические знания при выполнении практических заданий,
- способствовать развитию коммуникативно-речевой компетенции;
- содействовать в ходе урока эстетическому воспитанию учащихся, формированию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Оборудование:
- запись на доске темы урока;
- мультимедийная презентация;
- разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
- таблицы по теме урока.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний .
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Наконец-то дождались мы весну-красавицу. Всё теплее становятся дни, сугробы превращаются в лужи, деревья ждут не дождутся, когда оденут новый зелёный наряд.
А мы сегодня отправляемся в весенний сказочный лес, куда пригласил нас гномик Вася, друг Мышки-норушки, и его младшие братья. Во время этой весенней прогулки мы должны обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
Зимой мы путешествовали на весёлом паровозике, а сегодня... Гномик Вася прислал вам письмо, в котором приглашает вас принять участие в первом весеннем пробеге. Так что поудобнее устраивайтесь в этих гоночных автомобилях: команда “Ручейки”(1 вариант) – в один, команда “Капельки”( 2 вариант) – в другой.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Фронтальный опрос.
- Путь наш далёк, а поэтому давайте проверим вашу готовность. Ответьте-ка на следующие вопросы:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- Как можно проверить падежные окончания прилагательных?
б) Распределительный диктант “Выиграй гонки!”.
- Что ж, вы показали хорошую готовность. Победителю гонок гномик Вася обещал приз. Кто же выиграет его? Итак, вперёд! Прежде чем мы будем говорить о прилагательных, давайте вспомним имена существительные. Ваша задача такова: распределить существительные в четыре столбика, устно объяснить орфограммы в словах. Как вы думаете, почему Вася предлагает ехать вам по четырём дорожкам?
(В зависимости от рода и окончания существительных в именительном падеже единственного числа)
“Ручейки” | “Капельки” | ||
ж. р.(-а, -я) | м. р. | с. р.(-о, -е) | ж. р. |
травкой | о подснежнике | на солнце | о сирени |
лужей | на дереве | в небе | на ели |
на поляне | лучом | на облаке | к ночи |
к берёзе | ландышем | на болоте | в глуши |
- По отдельной трассе отправляются Уступкин А. и Шевнина О. Им придётся выполнить индивидуальные задания, которые предлагает им Мышка-норушка
4. Обобщение теоретических знаний учащихся.
Организация работы с учебником: анализ алгоритма проверки окончаний прилагательных (параграф 102, страница 218 – 219).
5. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
а) Выборочный диктант “Найди братьев”.
- Вот мы и на весенней полянке. Как много здесь подснежников! Сейчас приготовим корзинку, чтобы собрать цветы. Кстати, здесь нас ждёт гномик с братьями. Но где же они?
Ребята, случилось непредвиденное! Злая колдунья-стужа взмахнула своим волшебным рукавом, и подснежники и гномики исчезли. Наша задача – отыскать их. Этот творческий диктант так и назовём – “Найди братьев”. Составьте словосочетания “прил. + сущ.”, выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, графически обозначьте окончания, укажите род и падеж слов в словосочетании. Команды ищут одновременно. Работой “Ручейков” руководит Баринова О., “Капелек” - Подпругин А.
Ландышем (чудесным, чёрным); грачом (первым, белым); облаками (нежными, зелёными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (весёлые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).
- Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.
(Я любовался чудесным ландышем.
Старое дерево мечтало о молодых листочках.)
- Мы не указали число имён существительных и имён прилагательных в словосочетаниях. Давайте проверим эту грамматическую категорию так: если я указываю словосочетание в единственном числе, вы поднимаете одну руку, если во множественном – две руки.
б) Организация индивидуальной работы: Лосев Д. и Шебырёва К. попробуют расколдовать гномиков, выполнив индивидуальное задание
в) Творческий диктант “Помоги Васе”.
- Вот и Вася с гномиками появился. Посмотрите, как он и его братья рады гостям! Они зовут нас собирать подснежники. Но опять беда! Не успокаивается стужа: вновь взмахнула она рукавом, и поляна вмиг покрылась снегом. И главное, спрятала все цветы. А их было так много! Давайте поможем гномику Васе убрать снег с полянки, чтобы вновь подснежники радовали наш глаз. Запишите предложения, добавляя к указанным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Графически обозначьте окончания существительных и прилагательных, укажите род, число и падеж слов в данных словосочетаниях. И снова работаем командами: “Ручейки” под руководством Пацула Ж., “Капельки” - Карелина Ж.
Дорога на весеннюю полянку проходит мимо (...) дач. Провожал нас на прогулку (...)грач. Рядом с поляной чудесное озеро. На берегу дремлет (...) камыш. Вот греются на солнце (...) уж и (...) мышь. Вылез из земли первый подснежник, а (...) ландыш ещё спит.
г) Организация индивидуальной работы.
- По просьбе Мышки-норушки самостоятельно поработают Кочербитов А. и Чепурнова А.
д) Корректировка текста “Соберите подснежники”.
- Наша прогулка в весенний лес заканчивается. Много дел мы сегодня сделали: приняли участие в пробеге, нашли гномиков, освободили из снежного плена подснежники. Скоро нам в обратный путь. Но наша корзина ещё пуста. А чтобы она наполнилась, вам необходимо прочесть послание от Весны. Только гномики часть слов из записки потеряли, слова перепутали. Вы должны составить предложения из оставшихся слов, изменяя окончания у существительных ,прилагательных и глаголов и добавляя предлоги.
- Настоящий, весна, приходить, середина, март.
- Ярко, светить, солнце, весеннее.
- Нет, небо, тучи.
- Веточки, покрылись, почки, берёза, смолистые.
- Весна, лес, пахнуть, сосновая, смола, и, хвоя.
е) Организация индивидуальной работы
- По просьбе Мышки-норушки поработают самостоятельно, постоят на страже полянки, не пропустят на неё злую Стужу Федоркина Ю и Шкурко С.(упражнение № 583)
6. Подведение итогов урока. Вручение призов от гномика Васи, его братьев и Мышки-норушки - выставление оценок.
7. Домашнее задание:
- параграф № 102;
- упражнение № 586;
- индивидуально – сочинение-миниатюра “Путешествие по весеннему лесу”.