"Синонимы и антонимы". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (685 кБ)


Цель:

  • Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
  • Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
  • Развитие умения выбирать синонимы и антонимы в зависимости от значения слова.
  • Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Тип урока: закрепление знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания с обучающим компонентом (редактирование сочинения).

1. Редактирование 3-х сочинений "Зимушка-зима".

III. Повторение теоретического материала.

- Что такое синонимы?

- Какие бывают синонимы? (слайд 1)

IV. Тренировочные упражнения.

1. "Найди друга".

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой (слайд 2)

холод изумленный
друг везде
всюду упорно
настойчиво спешить
торопиться стужа
осилить товарищ
известие новость
удивленный одолеть

2. Прочитайте текст Ю. Коваля "Сиротская зима". Найдите в нем контекстуальные синонимы.

Был серый, тусклый, был пасмурный, был вялый день. С утра шел снег. Он ложился на землю и лежал кое-как, с трудом сдерживаясь, чтобы не растаять. Еловые ветви для него были слишком живыми и теплыми. На них снег таял, падал на землю мутными хвойными каплями.

Ключи: серый, тусклый, пасмурный, вялый, живыми, теплыми, мутными, хвойными.

3. Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

а) Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга.

б) Самое трудное - установить диагноз, определить характер хвори.

в) В букете не должен превалировать красный цвет.

г) На зеленых насаждениях появились первые листочки.

Ключи: односельчане, болезнь, преобладать, на деревьях.

4. Исключите "лишнее" слово. (слайд 3)

а) Надоедливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.

б) Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.

в) Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.

г) Поразить, победить, ошеломить, огорошить, ошарашить.

Ключи: дотошный, засвидетельствовать, заминка, победить.

- Что такое антонимы?

5. Дифференцированная работа.

а) Сильная группа:

Записать антонимы к словам (слайд 4)

Большой, низкий, белый, друг, хороший, сложный, мальчик, зима, сладкий, жарко, ленивый, длинный.

Ключи: маленький, высокий, черный, враг, плохой, простой, девочка, лето, горький, холодно, трудолюбивый, короткий.

б) Слабая группа: упражнение 651.

6. Закончи предложение, объясни знаки препинания, подчеркни антонимы (на доске).

а) В глаза не хвали, а за глаза...

б) Сытый голодного...

в) За маленьким погнался, а большое...

г) Дело веди, а безделье...

д) Меньше говори, а больше...

Ключи: не кори, не разумеет, потерял, гони, делай.

7. Эстафета.

Учитель на каждый ряд раздает по листу со словами, для которых надо найти антонимы. Количество слов зависит от числа учащихся на каждом ряду. Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов. (слайд 5, 6, 7)

1 2 3
соленый темно бедный
добрый утром последний
хорошо мир черный
правда назад грустный
дорого глупый вниз
больной меньше ленивый
горький шум мало
тьма дальний холодный
строит густо сытый
тянется трудно легкий

Ключи:

1) пресный, злой, плохо, ложь, дешево, здоровый, сладкий, свет, разрушает, клонится;

2) светло, вечером, война, вперед, умный, больше, тишина, ближний, пусто, легко;

3) богатый, первый, белый, веселый, вверх, трудолюбивый, много, горячий, голодный, тяжелый.

V. Вывод.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.