Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Т: Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.
Ц: Выяснить в какой части речи пишется «ца», а в какой тся и ться. Познакомиться с алгоритмом определения правописания глаголов в данных случаях.
Вспомнить что такое пословица. Через пословицы воспитывать уважительное отношение к  труду.
Формировать навыки самостоятельной работы, развивать  логическое мышление.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и окружающим через умение работать в паре.

Ход урока

1. Ца, тся, ться.
- Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между этими сочетаниями букв?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте четверостишье. Если услышите одинаковое произношение в словах, хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится. (М. Бородицкая)

[Учебник  Русский язык 4 класс (1 часть) С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
Посмотрим на экран. Прочитайте слова.
Слайд1.

-Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?
Слайд 2.
“Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.”

2. Сегодня я вам предлагаю побыть исследователями. И самостоятельно раскрыть тайны русского языка.
Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
Слайд3.

Слова пишутся так. А почему одни и те же звукосочетания  записываются по-разному в словах?
Так что же мы должны сегодня узнать в результате своих исследований?
Первым этапом наших исследований необходимо вспомнить, что такое части речи?
- С какими частями речи мы знакомы?
- Чем отличаются части речи друг от друга?

Возвращаемся к словам. Что вы можете рассказать про слова?
На доске вырисовывается кластер.

Так как мы выяснили все, интересующие нас вопросы, теперь можем применить свои знания и записать слова под диктовку:

Умница, улыбается, столица, смеяться, водица, улыбаться,  испугается.

Обратите внимание. У некоторых слово улыбаться написано без мягкого знака, а у других с мягким знаком. Почему получились расхождения? Почему так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному?
-Всё ли вам понятно из схемы и из темы урока?
-Какие у вас возникли сомнения?
- Что ещё мы должны сегодня уточнить?
А где мы это можем узнать? С.100 «Подсказка»
-Какой совет даёт учебник?
-Какие вы знаете формы глаголов?
-На какой вопрос отвечают глаголы начальной формы?
-На кого указывает глагол личной формы?
-На какое лицо указывают глаголы второго столбика? (действие совершает тот, о ком говорят)
-Какой вывод вы можете сделать из своих наблюдений?
-Давайте проверим свои выводы по учебнику. С.101 «Золотой ключик знаний»
-Чем дополнил учебник ваши наблюдения?
-Как мы дополним схему?

Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.

А теперь давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас по поводу написания слова «улыбаться». Кто был прав? Почему?
Слайд4.

3. Закрепление знаний.
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь

Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся.
Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи.
Путешественники долго не могли успокоит...ся.
Туман начинает клубит...ся над водой.
Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся.
Попробуй напит...ся из родника - и ты почувствуешь силу земли.

[Рабочая тетрадь «Учись писать без ошибок» 4 класс М. И. Кузнецов М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]

-Что за правило вы применили, чтобы правильно написать слова?
-А что помогло определить форму глагола?

Физминутка
«Девочки — мальчики»

Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ,  ИГРАТЬСЯ,   ПРЯТАТЬСЯ,   СЛЫШИТСЯ,   ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ.
Записать слова в три столбика: Разноуровневые задания.

Имена существительные

Глаголы в начальной форме

Глаголы в форме 3-го лица

 

 

 

(Зелёный цвет.)
1. Улыбаться, умница, светится, тигрица, торопится, торопиться
(Жёлтый цвет.)

2. Деви[ца], удивля[ца], случаю[ца], улыбае[ца], красави[ца], учи[ца].
(Розовый цвет.)

3. [вица], [кон’ица], [улыбаца], [бал’ница], [случ’ай’уца], [п’эн’ица]
Слайд5. Самопроверка. Если вы выбрали карточку зелёного цвета, то у вас должно получиться так.

Имена существительные

Глаголы в начальной форме

Глаголы в форме 3-го лица

умница

улыбаться

светится

тигрица

торопиться

Торопится

Слайд6.Жёлтый цвет.

Имена существительные

Глаголы в начальной форме

Глаголы в форме 3-го лица

девица

удивляться

случаются

красавица

учиться

улыбается


Слайд7. Розовый цвет.

Имена существительные

Глаголы в начальной форме

Глаголы в форме 3-го лица

конница

виться

случаются

больница

улыбаться

пенится

«Собери пословицы»

- А знаете ли вы пословицы? Вот сейчас и проверим. У вас на партах лежит конверт, в котором на отдельных полосках напечатаны части пословиц. Соберите пословицы, подчеркните орфограмму.

Дело
Кто любит трудит...ся 
Любишь катат...ся, 
Друзья

тому без дела не сидит...ся. 
познают...ся в беде.
люби и саночки возить.
мастера боит...ся .

Давайте вспомним, что такое пословица? (Пословица — это народная мудрость (один из жанров устного народного творчества.))

Слайд8. Проверка работ.

Дело мастера боится.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Друзья познаются в беде.

- Ребята, среди пословиц, которые вы собрали, назовите пословицы о труде.
Дело мастера боится .
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Объясняют смысл пословиц
Теперь вернёмся к нашей теме урока. В пословицах встретились слова по теме урока. Какие слова вы написали с «ь»? Почему? А какие без него? Почему?

4. Какую цель мы поставили себе в начале урока?
- Что вы узнали о правописании звукосочетания «ца» в словах?
-Где надо быть особенно внимательными, при написании звукосочетания «ца»?
-Как поступать, если у глаголов слышим «ца»?
-Как по-другому можем рассказать это же правило?

Д/з С.101 правило наизусть, упр. 2