Т: Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.
Ц: Выяснить в какой части речи пишется «ца», а в какой тся и ться. Познакомиться с алгоритмом определения правописания глаголов в данных случаях.
Вспомнить что такое пословица. Через пословицы воспитывать уважительное отношение к труду.
Формировать навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и окружающим через умение работать в паре.
Ход урока
1. Ца, тся, ться.
- Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между этими сочетаниями букв?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте четверостишье. Если услышите одинаковое произношение в словах, хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится. (М. Бородицкая)
[Учебник Русский язык 4 класс (1 часть) С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
Посмотрим на экран. Прочитайте слова.
Слайд1.
-Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?
Слайд 2.
“Обозначение буквами звукосочетания [ца] на конце слов.”
2. Сегодня я вам предлагаю побыть исследователями. И самостоятельно раскрыть тайны русского языка.
Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
Слайд3.
Слова пишутся так. А почему одни и те же звукосочетания записываются по-разному в словах?
Так что же мы должны сегодня узнать в результате своих исследований?
Первым этапом наших исследований необходимо вспомнить, что такое части речи?
- С какими частями речи мы знакомы?
- Чем отличаются части речи друг от друга?
Возвращаемся к словам. Что вы можете рассказать про слова?
На доске вырисовывается кластер.
Так как мы выяснили все, интересующие нас вопросы, теперь можем применить свои знания и записать слова под диктовку:
Умница, улыбается, столица, смеяться, водица, улыбаться, испугается.
Обратите внимание. У некоторых слово улыбаться написано без мягкого знака, а у других с мягким знаком. Почему получились расхождения? Почему так вышло? Ведь задание было для всех одно, а выполнили его по-разному?
-Всё ли вам понятно из схемы и из темы урока?
-Какие у вас возникли сомнения?
- Что ещё мы должны сегодня уточнить?
А где мы это можем узнать? С.100 «Подсказка»
-Какой совет даёт учебник?
-Какие вы знаете формы глаголов?
-На какой вопрос отвечают глаголы начальной формы?
-На кого указывает глагол личной формы?
-На какое лицо указывают глаголы второго столбика? (действие совершает тот, о ком говорят)
-Какой вывод вы можете сделать из своих наблюдений?
-Давайте проверим свои выводы по учебнику. С.101 «Золотой ключик знаний»
-Чем дополнил учебник ваши наблюдения?
-Как мы дополним схему?
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
А теперь давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас по поводу написания слова «улыбаться». Кто был прав? Почему?
Слайд4.
3. Закрепление знаний.
Выпиши глаголы, на конце которых есть сочетания — тся или — ться. Вставь, где это необходимо Ь
Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся.
Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи.
Путешественники долго не могли успокоит...ся.
Туман начинает клубит...ся над водой.
Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся.
Попробуй напит...ся из родника - и ты почувствуешь силу земли.
[Рабочая тетрадь «Учись писать без ошибок» 4 класс М. И. Кузнецов М.: Вентана-Граф, 2011г (Начальная школа XXI века)]
-Что за правило вы применили, чтобы правильно написать слова?
-А что помогло определить форму глагола?
Физминутка
«Девочки — мальчики»
Учитель называет глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ.
Записать слова в три столбика: Разноуровневые задания.
Имена существительные | Глаголы в начальной форме |
Глаголы в форме 3-го лица |
|
|
|
(Зелёный цвет.)
1. Улыбаться, умница, светится, тигрица, торопится, торопиться
(Жёлтый цвет.)
2. Деви[ца], удивля[ца], случаю[ца], улыбае[ца], красави[ца], учи[ца].
(Розовый цвет.)
3. [вица], [кон’ица], [улыбаца], [бал’ница], [случ’ай’уца], [п’эн’ица]
Слайд5. Самопроверка. Если вы выбрали карточку зелёного цвета, то у вас должно получиться так.
Имена существительные | Глаголы в начальной форме |
Глаголы в форме 3-го лица |
умница |
улыбаться |
светится |
тигрица |
торопиться |
Торопится |
Слайд6.Жёлтый цвет. |
||
Имена существительные |
Глаголы в начальной форме |
Глаголы в форме 3-го лица |
девица |
удивляться |
случаются |
красавица |
учиться |
улыбается |
Слайд7. Розовый цвет.
Имена существительные | Глаголы в начальной форме |
Глаголы в форме 3-го лица |
конница |
виться |
случаются |
больница |
улыбаться |
пенится |
«Собери пословицы»
- А знаете ли вы пословицы? Вот сейчас и проверим. У вас на партах лежит конверт, в котором на отдельных полосках напечатаны части пословиц. Соберите пословицы, подчеркните орфограмму.
Дело |
тому без дела не сидит...ся. |
Давайте вспомним, что такое пословица? (Пословица — это народная мудрость (один из жанров устного народного творчества.))
Слайд8. Проверка работ.
Дело мастера боится.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Друзья познаются в беде.
- Ребята, среди пословиц, которые вы собрали, назовите пословицы о труде.
Дело мастера боится .
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Объясняют смысл пословиц
Теперь вернёмся к нашей теме урока. В пословицах встретились слова по теме урока. Какие слова вы написали с «ь»? Почему? А какие без него? Почему?
4. Какую цель мы поставили себе в начале урока?
- Что вы узнали о правописании звукосочетания «ца» в словах?
-Где надо быть особенно внимательными, при написании звукосочетания «ца»?
-Как поступать, если у глаголов слышим «ца»?
-Как по-другому можем рассказать это же правило?
Д/з С.101 правило наизусть, упр. 2