Форма: урок-игра “Умники и умницы”.
Цели: закрепить теоретические знания по теме “Местоимение”; развивать практические умения нахождения и объяснения орфограмм в данном разделе, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения; учить правильной посадке, навыку красивого и правильного письма; развивать навык самостоятельной работы.
Планируемые результаты: обучающиеся должны узнавать слова изученной части речи среди других слов; определять грамматические признаки местоимений; определять наличие в словах изученных орфограмм; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы; формулировать правила написания слов; анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи; участвовать в учебном диалоге; оценивать собственную успешность в выполнении задания.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель: - Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре “Умники и Умницы”. Напомню правила игры: красная дорожка – самая сложная, здесь вы не имеете права на ошибку; желтая дорожка – средняя степень трудности, вы можете ошибиться один раз; зеленая – самая легкая, вы можете допустить две ошибки. По результатам первого задания выбираются участники, они расходятся по дорожкам. Желаю всем удачи!
2. Орфографическая минутка.
Вставить пропущенные буквы, знаки, расставить ударение.
Кое-кто, что-либо, кое для кого, ничего, какой-то, ни перед чем, некуда.
3. Работа с текстом.
Вставить подходящие местоимения на месте пропусков в тексте, ставя их в нужную форму (род, число, падеж).
Мы решили с(з)делать подарок ... (нашей) школе. ...(Что) бы такое предпринять? ... (Кто-то) предл..жил выр..стить отличную рассаду в теплице. ...(Другие) предл..гали разбить цветник посадить ал(лл)ею у школы. ...(Всеми) были пр..готовлены наглядные пособия для к..бинетов. ...(Никто) не остался в стороне. Клас(сс)у не пр..шлось ...(ни за кого) краснеть. Хорошо потрудились ...(ничего) не скажешь.
4. Устный опрос. Работа на дорожках.
КРАСНАЯ ДОРОЖКА.
- Определите разряд в следующих предложениях. (Это было её желание. Я искал, но её нигде не было.)
- С чем связаны в предложении местоимения-наречия?
-Назовите возвратные местоимения.
- Какими членами предложения могут являться местоимения?
- Когда частицы НЕ и НИ являются приставками?
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА.
- Местоимения какого разряда могут употребляться в значении притяжательных?
- Покажите на конкретных примерах образование притяжательных местоимений.
- Как пишутся местоимения с приставкой КОЕ?
- В роли какой части речи выступают относительные местоимения в предложении?
- Назовите определительные местоимения.
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА.
- Перечислите группы местоимений по принадлежности к частям речи.
- Как изменяются местоимения-прилагательные?
- Местоимения каких разрядов сходны между собой и различаются только интонацией в предложении?- Каким членом предложения является местоимение? (Я зашёл только на минутку)?
- Дайте определение местоимению.
5. Выборочный диктант.
Учитель читает текст, дети выписывают местоимения и распределяют их по разрядам в таблице.
- Ему нравилось в корове все, что в ней было.
- В мои обязанности входило носить нарукавный крест.
- После завтрака спасенный прокрадывался на бак, и словно нищий, протягивал руку к кому-нибудь из матросов.
- Чего же хотите? – заботливо спросила Екатерина.
- Еще никогда не была она так чудно хороша.
- Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве.
6. Орфографическая дуэль.
- Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал: - Предоставляю вам право выбора оружия. – Превосходно, - ответил Пруст. – Вы убиты!
- Предлагаю поучаствовать в орфографической дуэли. Вы будете работать в парах. Первый, кто допустит ошибку в своем ответе, считается побежденным.
НИ ДЛЯ КОГО, НИЧЕГО, НЕ С КЕМ, НЕЗАЧЕМ, НИКОГДА, НИ ДЛЯ ЧЕГО, НИКТО.
7. “Найди лишнее”.
Найти в группе четырех слов одно лишнее. Объяснить, по какому признаку.
1) Местоимение-наречие, местоимение-глагол, местоимение-прилагательное, местоимение-существительное.
2) Ничего, никогда, никому, некогда.
3) Кто, что, когда. Никто, ничего, никогда. Я, он, оно. Кто-то, что-нибудь, когда-либо.
8. Подведение итогов урока.
При помощи сигнальных карточек (красных и зеленых) учащиеся дают ответы на вопросы, подтверждают правильность суждения.
- Местоимения называют предмет, признак, количество.
- Местоимения указывает на предмет, признак, количество.
- У местоимений можно определить разряд по значению.
- Притяжательные местоимения образованы от вопросительных.
- Притяжательные местоимения образованы от личных.
- Относительные местоимения встречаются только в сложных предложениях.
- местоимения-наречия изменяются по родам, числам, падежам.
9. Рефлексия.
- У каждого из вас на парте есть карточка с эмблемой телепередачи “Умники и Умницы”. Прошу вас положить карточку в красный конверт, если вы считаете, что работали на уроке активно, все поняли, узнали что-то новое. В желтый конверт – если вы отвечали на вопросы, выполняли письменные задания, но допустили несколько ошибок. В голубой конверт – если вам было скучно на уроке, задания вам не удалось выполнить, ошибок допустили много.
10. Оценивание. Награждение медалями.
- Я думаю, будет справедливо, если все участники сегодняшней игры получат медали. Но они будут разных степеней. Всем спасибо за работу. До новых встреч.