Урок русского языка с технологией критического мышления по теме "Предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

1. Способствовать формированию лингвистической компетенции учащихся, т.е. знаний об отдельных разделах языкознания: орфографии, синтаксисе, пунктуации.
2. Углубить знания учащихся о предложении, его основных признаках.
3. Продолжать формировать умение находить грамматическую основу предложения, читать предложения, соблюдая правильную интонацию.
4. Способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
5. Воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку, интерес к богатому и выразительному русскому слову.

Тип урока: изучение нового материала с обобщением ранее изученного.

Оборудование: учебники, орфографический словарь, раздаточный материал, презентация Power Point (см. Приложение 1)

Ход урока

I. Организационная часть

II. Стадия вызова.

А) Работа с кластером.

Учащиеся устно заполняют ячейки кластера, восстанавливая в памяти представления о синтаксисе и пунктуации как разделах науки о языке.

Б) Орфографическая зарядка.

Учитель обращает внимание на то, что необходимо уважительно относится к разделу науки о языке – орфографии, и предлагает сделать орфографическую зарядку – т.е. выполнить орфографический разбор слов. Один ученик работает у доски.

Плескаешься в море – глагол 1 спр., 2 лица наст вр., плеск

Видел космонавта – от инф. видеть, слов. слово

Накормили семейство – корм, семьи

В это время часть ребят получают индивидуальные задания: “Солнышко” (словарные слова), задания на знание правил орфографии.

В) Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”. (Слайд)

Учащиеся читают помещённые на Слайде утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”. Затем работа проверяется и анализируется. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Слово пунктуация происходит от лат. слова punctum – запятая. ДА

Словосочетание – самая маленькая единица синтаксиса, а текст – самая большая. ДА.

В школе изучаются 10 знаков препинания. ДА.

Место в предложении, где нужно решить пунктуационную задачу, называют пунктограммой. ДА.

Золотая осень – это словосочетание. ДА.

Листья кружатся – это тоже словосочетание НЕТ (объясняем, почему последнее утверждение неверно).

Утверждение неверно, потому что перед нами ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Ш. Стадия осмысления.

А) Запись темы. Чтение “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Учащиеся читают текст параграфа 14 в учебнике (В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 кл.) и делают пометы: (Слайд)

  • “V” – уже знал.
  • “+” – новое.
  • “-” – думал иначе.
  • “?” – не понял, есть вопросы.

Проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.

Б) Составление кластера по новому материалу. Запись основных понятий.

Физкультминутка (предлагается видеоролик).

В) Составление предложения по “рассыпанным” словам. Презентация сборника творческих работ “Это удивительно!” (см. Приложение 2)

Несколько слов взятых из словаря напоминают бусинки, между ними нет связи. Начинаем собирать слова-бусинки, нанизывать их нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов – предложение.

Учитель предлагает ребятам составить предложение из данных слов (Слайд).

Свои, удивительно!”, лете, разместили, сборнике, яркие, о, воспоминания, пятиклассники, творческом, в, “Это

Ученики записывают предложение и обозначают в нём грамматическую основу.

Свои яркие воспоминания о лете пятиклассники разместили в творческом сборнике “Это удивительно!” (Слайд).

Ученикам предлагается узнать свою работу по одному яркому предложению. Остальным учащимся предлагается назвать грамматическую основу в прочитанных предложениях.

Г) Собирание материала к сочинению-миниатюре “Это очень красиво!” (По результатам осенних наблюдений.)

Демонстрация учителем иллюстрация по теме: “Осень-золотая волшебница”. Детям предлагается составить яркое предложение по теме “Осень – это очень красиво!”, подчеркнуть в нём грамматическую основу.

Д) Словарная работа. “Словесные раскопки”(Слайд).

Шествовать – шел (ше + ств + ова + ть) – торжественно идти, двигаться, принимая участие в шествии. Народ шествовал по улицам – (шествие).

Шефствовать – быть шефом (в 3 знач.). Моряки шефствовали над детским домом. – шефы.

Выполнить задание к упр.197.

Е) “Лови ошибку”. Выполнение упражнения 199 (учебник Практика).

Ученикам предлагается исправить синтаксические ошибки, связанные с нарушением норм построения предложений.

IV. Стадия рефлексии.

А) Создание “синквейна”. (Слайд).

Учитель предлагает написать синквейны о предложении.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка Кто? Что? (Тема.) 1 существительное
2-я строка Какой? (Определение темы.) 2 прилагательных
3-я строка Что делает? (Характерные действия или состояния предмета.) 3 глагола
4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что? (Новое звучание темы.) 1 существительное

Пример синквейна:

  • Предложение
  • Законченное, выразительное
  • Рассказывает, сообщает, имеет грамматическую основу.
  • Без него не составишь текст
  • Единица синтаксиса

Б) Подведение итогов. Запись домашнего задания.

Провести наблюдение над осенней природой, увидеть осеннюю красоту, записать яркие выражения, упр. 198.

Дополнительный материал к уроку.

1. Как в зависимости от интонации может меняться смысл предложения

Зря они туда не ходят?

2. Как с помощью паузы и интонации придать противоположное значение второй реплике в диалоге:

– Устал?
– Еще бы столько прошёл!

3. Вот как обращается с запятыми и точками Незнайка, герой известной книжки. Он написал: (Слайд).

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы?

4. Где это возможно? Лови ошибку! (Слайд).

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дров а в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке