Открытый урок-игра по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока.

  1. Систематизировать знания учащихся по теме “Синтаксис и пунктуация”, закрепить и усовершенствовать умения и навыки пятиклассников, необходимые для усвоения данной темы.
  2. Тренировать память и внимание учащихся посредством выполнения различных по роду занятий и по степени сложности заданий и упражнений, активизировать познавательный интерес школьников к данным упражнениям и в целом к родному языку.
  3. Посредством приобщения пятиклассников к мировой и отечественной культуре воспитывать у детей бережное отношение к традициям разных народов, формировать эстетический вкус и расширять культурный кругозор учащихся.

Ход урока

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами закончили подготовку к зачету по теме “Синтаксис и пунктуация”. Ну а цель сегодняшнего нашего урока — систематизировать наши знания по этой теме, закрепить их и подытожить. Помогут нам в этом русские народные пословицы. Одна из них станет эпиграфом (или основной мыслью) сегодняшнего урока.

Дети читают на доске пословицу.

“Что ни город - то норов, что ни деревня - то обычай”

- Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?

Учащиеся:

- Эта пословица говорит о том, что обычаи (традиции, устои и т.д.) людей зависят от места жительства. А если много на Земле стран, городов, значит много и обычаев.

Учитель:

- Верно. Но ведь и сами обычаи разные бывают - древние и современные, исконно-русские и заимствованные. А давайте с вами вспомним сегодня о некоторых традициях и обычаях и сами в них поучаствуем. Вот в посиделках, например. В старину на Руси девушки рукодельничали все вместе, а чтобы нескучно было, разные истории рассказывали, песни пели. Представьте себе, что вы тоже на посиделках. А чтобы молча нам не сидеть, давайте пословицы вспоминать.

Учащиеся (могут делать вид, что вышивают, прядут):

а) дают определение пословицы.

- Пословицы - это меткие народные выражения о природе, о Родине, о быте, о нашем языке.

- О чем только нет пословиц!

б) - Я знаю пословицы о Родине: На родной сторонке, что на мягкой соломке.

Человек без Родины - что земля без семени.

Чужбина - калина, Родина - малина.

(За каждый правильный ответ дается жетон)

Учитель:

- А какие знаки препинания надо расставить в предложении?

Зима - мачеха, лето - матушка.

Учащимся раздаются красиво оформленные карточки. Задание: расставить знаки препинания в пословицах. За грамотные ответы даются жетоны.

Рисунок 1-15. Приложение

Учитель:

- Теперь давайте вспомним еще раз то, что мы выучили. Кто сможет дать полный связный ответ о грамматической основе предложения, о постановке тире между подлежащим и сказуемым? Конечно, свой ответ нужно подкрепить примерами. А план ответа перед вами: (плакат)

  1. Что такое грамматическая основа предложения?
  2. Что называется подлежащим, сказуемым?
  3. Чем бывают выражены подлежащее, сказуемое?
  4. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы, приводят примеры.

Учитель:

- Ну что ж, ответом и закончились наши “девчоночьи посиделки”. А теперь давайте вспомним другой обычай, но теперь уже не древнерусский, а “заморский”, рыцарский. Объявляем Рыцарский турнир. Но помните, что “У сметливого солдата и рукавица - граната”.

1-й первый поединок

-  Ответьте на вопрос: Какие бывают предложения по цели высказывания? {После ответа) Сейчас я раздам вам рисунки с изображением сцен из рыцарских турниров. Будьте внимательны, ребята: вы должны составить разные по цели высказывания предложения, используя эти рисунки, {дети получают жетон за каждый правильный ответ)

Рисунок 16-21

2-й второй поединок.

- Послушайте стихотворение Р.Киплинга в переводе С.Я. Маршака:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
- Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

(На доске рисунок с этими словами)

Рисунок 22

- Какие предложения по цели высказывания начинаются с этих слов?

(Ответы учащихся оцениваются жетонами)

Работа с карточками Рисунок 23

- Ребята, какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль и т.д.)

- А какие чувства в данных предложениях?

Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло! (Злость и зависть)

Что за диво!
Все так чисто и красиво! (Восхищение)

А какой знак препинания ставится в конце таких предложений?

Задание: Дома вы должны были выписать из сказок А.С. Пушкина вопросительные и восклицательные предложения.

(Чтение предложений)

Вот из моря вышел
старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?”

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

И т.д.

(За правильные ответы — жетоны)

Учитель:

- А какие мы еще знаем традиционные древние состязания, кроме рыцарских турниров средневековья?

Учащиеся:

- Олимпийские игры.

Учитель:

- Олимпийские игры знают все. Родина их - Древняя Греция. А знаете ли вы, что такое спартакиада? Ну-ка, вспомните, пожалуйста, историю Древнего мира.

Учащиеся:

- Спартакиадой называли в древности игры, состязания, проводимые среди спартанцев - жителей древнего города-полиса Спарты. А сейчас спартакиада - это просто веселые состязания.

Учитель:

- Тогда посоревнуемся. Ведь стоит играть, чтоб не бояться проиграть!

- Первыми будут соревнования по игре с мячом. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на вопрос.

Вопросы:

- Какие мы знаем члены предложения?

- На какие группы они делятся?

- Член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? какие?

- Член предложения, который отвечает на вопросы когда? где? куда? как?

- Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей?

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются вводными словами?

- Что называется обращением?

(Жетон за каждый правильный ответ)

- А теперь опять поиграем, только без мяча.

Раздаются карточки: (работают в парах)

Рисунок 24-30

Вопросы: Член предложения, пример:

  1. Какой? Чей?
  2. Где? Когда? Куда? Как?
  3. Кого? Чего? Чем? Кем?

(После проверки - вручение жетонов)

- Следующее соревнование. В тетрадях составить и записать предложения (по тем же карточкам).

1-ому ряду: с однородными членами предложения и обобщающим словом при них.

2-ому ряду: предложения с обращением.

3-ему ряду: предложения с вводным словом.

(Вручаются жетоны за правильные ответы)

- На этом наша спартакиада закончилась.

- Вот сколько обычаев и традиций мы вспомнили! Это и девичьи посиделки, и средневековые рыцарские турниры, м веселые игры.

Но так уж случается, что время изменяет нравы, а значит и обычаи. Некоторые из них совсем забываются людьми (посиделки, например). Другие доходят до нас, но в измененном виде (как древние игры, состязания).

- А как вы думаете, откуда мы можем узнать о тех или иных обычаях?

Учащиеся:

- Из рассказов бабушек и дедушек.

- Изучая историю.

- Когда посещаем музеи, картинные галереи.

Учитель: “Око видит далеко, а мысль еще дальше”.

- Представьте себе, что вы попали в картинную галерею. (На доске три картины на сказочные сюжеты: “Колобок”, “Лиса и журавль”, “Сказка о мертвой царевне”)

Рисунок 31-33

- Вы не только должны рассмотреть картины и выполнить задание. Перед тем, как галерею посетить, вспомним, что вы знаете о сложных предложениях.

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие - сложноподчиненными?

- Какие - бессоюзными сложными?

- Какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях?

Задание.

Рассмотрите картины. {Вспомнили с ребятами литературные и народные сказки, провели игру “Третья картина лишняя”) Составьте и запишите предложения:

1-ый ряд - сложноподчиненное;

2-ойряд - сложносочиненное;

3-ийряд - бессоюзное сложное.

{Проверка выполнения задания, за правильные ответы и предложения жетоны).

-  Ну, что ж, молодцы, ребята! Закрывается наша картинная галерея, и подходит к концу наш урок. Ну что же тут поделаешь, мы не сможем вспомнить обычаи и традиции всех народов мира. Но помним, что не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Сегодняшний урок мы посвятили обычаям и традициям развлекательного характера. Зато мы выполнили столько интересных заданий и повторили большую тему “Синтаксис”.

Ну, а если вы заинтересовались особенностями культуры разных народов, то запомните: узнать что-нибудь новое сможет только тот из вас, кто трудолюбив. Помните: кому работа в тягость, тому неведома радость.

- Последним заданием, подводящим итог нашего урока, будет работа по карточкам. {Индивидуальная работа)

Рисунок 34-35

(Урок закончился, подсчитали количество жетонов, заработанное учащимися, выставлены оценки)