Цели урока.
Систематизировать знания учащихся по теме
“Синтаксис и пунктуация”, закрепить и
усовершенствовать умения и навыки
пятиклассников, необходимые для усвоения данной
темы.
Ход урока
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами закончили подготовку к зачету по теме “Синтаксис и пунктуация”. Ну а цель сегодняшнего нашего урока — систематизировать наши знания по этой теме, закрепить их и подытожить. Помогут нам в этом русские народные пословицы. Одна из них станет эпиграфом (или основной мыслью) сегодняшнего урока.
Дети читают на доске пословицу.
“Что ни город - то норов, что ни деревня - то обычай”
- Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?
Учащиеся:
- Эта пословица говорит о том, что обычаи (традиции, устои и т.д.) людей зависят от места жительства. А если много на Земле стран, городов, значит много и обычаев.
Учитель:
- Верно. Но ведь и сами обычаи разные бывают - древние и современные, исконно-русские и заимствованные. А давайте с вами вспомним сегодня о некоторых традициях и обычаях и сами в них поучаствуем. Вот в посиделках, например. В старину на Руси девушки рукодельничали все вместе, а чтобы нескучно было, разные истории рассказывали, песни пели. Представьте себе, что вы тоже на посиделках. А чтобы молча нам не сидеть, давайте пословицы вспоминать.
Учащиеся (могут делать вид, что вышивают, прядут):
а) дают определение пословицы.
- Пословицы - это меткие народные выражения о природе, о Родине, о быте, о нашем языке.
- О чем только нет пословиц!
б) - Я знаю пословицы о Родине: На родной сторонке, что на мягкой соломке.
Человек без Родины - что земля без семени.
Чужбина - калина, Родина - малина.
(За каждый правильный ответ дается жетон)
Учитель:
- А какие знаки препинания надо расставить в предложении?
Зима - мачеха, лето - матушка.
Учащимся раздаются красиво оформленные карточки. Задание: расставить знаки препинания в пословицах. За грамотные ответы даются жетоны.
Рисунок 1-15. Приложение
Учитель:
- Теперь давайте вспомним еще раз то, что мы
выучили. Кто сможет дать полный связный ответ о
грамматической основе предложения, о постановке
тире между подлежащим и сказуемым? Конечно, свой
ответ нужно подкрепить примерами. А план ответа
перед вами: (плакат)
Что такое грамматическая основа предложения?
Учащиеся дают краткие ответы на вопросы, приводят примеры.
Учитель:
- Ну что ж, ответом и закончились наши “девчоночьи посиделки”. А теперь давайте вспомним другой обычай, но теперь уже не древнерусский, а “заморский”, рыцарский. Объявляем Рыцарский турнир. Но помните, что “У сметливого солдата и рукавица - граната”.
1-й первый поединок
- Ответьте на вопрос: Какие бывают предложения по цели высказывания? {После ответа) Сейчас я раздам вам рисунки с изображением сцен из рыцарских турниров. Будьте внимательны, ребята: вы должны составить разные по цели высказывания предложения, используя эти рисунки, {дети получают жетон за каждый правильный ответ)
Рисунок 16-21
2-й второй поединок.
- Послушайте стихотворение Р.Киплинга в переводе С.Я. Маршака:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
- Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(На доске рисунок с этими словами)
Рисунок 22
- Какие предложения по цели высказывания начинаются с этих слов?
(Ответы учащихся оцениваются жетонами)
Работа с карточками Рисунок 23
- Ребята, какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль и т.д.)
- А какие чувства в данных предложениях?
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло! (Злость и зависть)
Что за диво!
Все так чисто и красиво! (Восхищение)
А какой знак препинания ставится в конце таких предложений?
Задание: Дома вы должны были выписать из сказок А.С. Пушкина вопросительные и восклицательные предложения.
(Чтение предложений)
Вот из моря вышел
старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?”
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И т.д.
(За правильные ответы — жетоны)
Учитель:
- А какие мы еще знаем традиционные древние состязания, кроме рыцарских турниров средневековья?
Учащиеся:
- Олимпийские игры.
Учитель:
- Олимпийские игры знают все. Родина их - Древняя Греция. А знаете ли вы, что такое спартакиада? Ну-ка, вспомните, пожалуйста, историю Древнего мира.
Учащиеся:
- Спартакиадой называли в древности игры, состязания, проводимые среди спартанцев - жителей древнего города-полиса Спарты. А сейчас спартакиада - это просто веселые состязания.
Учитель:
- Тогда посоревнуемся. Ведь стоит играть, чтоб не бояться проиграть!
- Первыми будут соревнования по игре с мячом. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на вопрос.
Вопросы:
- Какие мы знаем члены предложения?
- На какие группы они делятся?
- Член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? какие?
- Член предложения, который отвечает на вопросы когда? где? куда? как?
- Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей?
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие слова называются вводными словами?
- Что называется обращением?
(Жетон за каждый правильный ответ)
- А теперь опять поиграем, только без мяча.
Раздаются карточки: (работают в парах)
Рисунок 24-30
Вопросы: Член предложения, пример:
- Какой? Чей?
- Где? Когда? Куда? Как?
- Кого? Чего? Чем? Кем?
(После проверки - вручение жетонов)
- Следующее соревнование. В тетрадях составить и записать предложения (по тем же карточкам).
1-ому ряду: с однородными членами предложения и обобщающим словом при них.
2-ому ряду: предложения с обращением.
3-ему ряду: предложения с вводным словом.
(Вручаются жетоны за правильные ответы)
- На этом наша спартакиада закончилась.
- Вот сколько обычаев и традиций мы вспомнили! Это и девичьи посиделки, и средневековые рыцарские турниры, м веселые игры.
Но так уж случается, что время изменяет нравы, а значит и обычаи. Некоторые из них совсем забываются людьми (посиделки, например). Другие доходят до нас, но в измененном виде (как древние игры, состязания).
- А как вы думаете, откуда мы можем узнать о тех или иных обычаях?
Учащиеся:
- Из рассказов бабушек и дедушек.
- Изучая историю.
- Когда посещаем музеи, картинные галереи.
Учитель: “Око видит далеко, а мысль еще дальше”.
- Представьте себе, что вы попали в картинную галерею. (На доске три картины на сказочные сюжеты: “Колобок”, “Лиса и журавль”, “Сказка о мертвой царевне”)
Рисунок 31-33
- Вы не только должны рассмотреть картины и выполнить задание. Перед тем, как галерею посетить, вспомним, что вы знаете о сложных предложениях.
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие - сложноподчиненными?
- Какие - бессоюзными сложными?
- Какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях?
Задание.
Рассмотрите картины. {Вспомнили с ребятами литературные и народные сказки, провели игру “Третья картина лишняя”) Составьте и запишите предложения:
1-ый ряд - сложноподчиненное;
2-ойряд - сложносочиненное;
3-ийряд - бессоюзное сложное.
{Проверка выполнения задания, за правильные ответы и предложения жетоны).
- Ну, что ж, молодцы, ребята! Закрывается наша картинная галерея, и подходит к концу наш урок. Ну что же тут поделаешь, мы не сможем вспомнить обычаи и традиции всех народов мира. Но помним, что не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Сегодняшний урок мы посвятили обычаям и традициям развлекательного характера. Зато мы выполнили столько интересных заданий и повторили большую тему “Синтаксис”.
Ну, а если вы заинтересовались особенностями культуры разных народов, то запомните: узнать что-нибудь новое сможет только тот из вас, кто трудолюбив. Помните: кому работа в тягость, тому неведома радость.
- Последним заданием, подводящим итог нашего урока, будет работа по карточкам. {Индивидуальная работа)
Рисунок 34-35
(Урок закончился, подсчитали количество жетонов, заработанное учащимися, выставлены оценки)