Цели.
- Совершенствовать навыки речевого высказывания.
- Развивать память, внимание, логику и интеллект в целом.
- Развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
- Развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи.
- Воспитывать любовь к русскому языку, развивать речь и творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
I. Вступительное слово учителя. Приложение 1.
Слайд 1
Тема нашей викторины: “Ты и твоё имя”.
Раздел науки о языке, который занимается изучением имён собственных, историей их возникновения и преобразования, называется ономастикой.
Слайд 2
ОНОМАСТИКА (от греч. onomastikós — относящийся к наименованию, ónoma — имя, название)
К именам собственным относятся разные категории, нас же сегодня интересует личное ИМЯ человека.
Слайд 3
Раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, — называется антропонимикой.
АНТРОПОНИМИКА (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя).
Слайд 4
И если у нас вдруг возникают какие-либо вопросы, связанные с происхождением, значением, написанием, употреблением имени, следует обратиться к специальным словарям личных имён.
Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его ЛИЧНЫМ именем.
Слайды 5-6
Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребёнка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда пошли такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.
Слайд 7
До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку: Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб. Другие отражали порядок появления новых членов семьи: Первой, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей.
Имена отражали также социальное и экономическое положение – Холоп, Бобыль, Гольтепа. Другие отражали место происхождения: Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин, были и имена, которые отражали церковные отношения: Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь. Иногда в имена переходили прозвища (не совсем приятно звучавшие): Олух, Болван, Беспортошник. Наши предки пользовались и иносказательными именами: Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Оладья, Дуб.
В летописи 15 века сохранились такие имена как Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.
Слайд 8
Однако были и другого рода имена - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир, Мирослав.
Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар - светлый, как заря, Владислав - владеющий миром, Доброслава - имеющая добрую славу, Всемила - милая всем.
Слайд 9
Красивых древних женских имён сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава.
Слайд 10
Смысловые значения некоторых имён забывались, а нарицательные имена превращались в собственные. Например, имя Прасковья осознаётся как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении - пятница. А в народном сознании образ святой великомученицы Параскевии связывался с остатками культа древней языческой богини Макоши. И Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница.
Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).
Слайд 11
Имя ребёнку давали по “Святцам”. “Святцы или месяцесловы” в русской православной церкви - особые книги. В “Святцах” на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник предлагал родителям перед обрядом крещения на выбор несколько имён, которые значились в “Святцах”. Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое не значилось в “Святцах”. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в “Святцах”, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.
После революции наступили иные времена. Регистрацию новорождённых стали вести Отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся им имя или даже придумать своё. Так появились странные нелепые имена: Берёза, Сирень, Трактор, Рубин, Иридий, Медиана, Электрон, Алгебрина, Гипотенуза, Ноябрина, Свобода и другие.
Стали модными иноязычные имена: Виолетта, Виталина, Каролина, Милена, Эвелина, Изабелла, Ариадна, Клементина, Даниэлла и другие.
Вот сейчас мы и познакомимся с именами участников нашей викторины.
II. Представление команд. (Название, девиз – 2 б.)
III. Домашнее задание. Имена участников. (5 б. + …)
Учащиеся готовили рассказ о значении своих имён и создавали визитную карточку своего имени.
IV. Вопросы викторины.
Разминка
1) Какая птица носит женское имя? (Галка)
2) Кого девочки Люды больше всего должны бояться в сказках? (Людоеда)
3) Вспомнив няню Александра Пушкина, скажите, как звучит русский народный вариант имени Ирина? (Арина)
4) Назовите пляжный камень с женским именем. (Галька)
5) Назовите самое “спортивное” женское имя? (Олимпиада)
6) Какое женское имя больше всего прославилось в годы Великой Отечественной войны? (Катюша)
7) От имени какого греческого бога произошло имя Денис? (Дионис)
8) Без кого митинг не возможен? (Без Мити)
9) Какая рыба носит имя человека? (Карп)
10)Какое женское имя состоит из 30 букв Я? (Зоя)
По баллу за правильный ответ (по 5 вопросов каждой команде). Если команда не может ответить, то вопрос переходит к соперникам. В случае правильного ответа команда зарабатывает дополнительные баллы.
1. В названии каких литературных произведений использованы имена?
(1 балл за каждый правильный пример)
2. Какие имена можно получить, заменив одну букву?
Например, Таня – Ваня.
(Задание письменное. Каждый правильный пример – 1 балл.)
3. Назовите парные женские и мужские имена.
(1 балл за каждый правильный пример)
4. Кто больше назовёт имён с удвоенной согласной в корне?
(Например, Анна, Алла, Аполлон, Агнесса, Агриппина, Белла, Виссарион, Васса, Генриетта, Геннадий, Жанна, Изабелла, Инна, Инесса, Иоанн, Иннокентий, Ипполит, Кирилл, Марианна, Нелли, Нонна, Римма, Сарра, Савва, Стела, Сусанна, Филипп, Шарлотта, Элла, Эмма, Эммануил и т.д.)
(Задание письменное. Каждый правильный пример – 1 балл.)
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
владеть миром – Владимир;
владеть всем – Всеволод;
владеющий славой – Владислав;
свято славить – Святослав;
борющийся за славу - Борис
Богом данный – Богдан;
любить мир – Любомир;
милая людям – Людмила
По баллу за правильный ответ (по 4 вопроса каждой команде). Если команда не может ответить, то вопрос переходит к соперникам. В случае правильного ответа команда зарабатывает дополнительные баллы.
6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женским и мужским именам.
(1 балл за каждый правильный пример)
(Например, Анисья – анис, Василий, Василиса – василёк, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Снежана – подснежник, Иван – иван-чай, Марья – иван-да-марья. Олимпиада, Липа – липа и т.д.)
7. В названии каких городов использованы имена?
(1 балл за каждый правильный пример)
8. Назовите имена, созвучные названиям месяцев.
(1 балл за каждый правильный пример)
(Например, Октябрина, Ноябрина, Марта, Мартин, Майя, Август, Августа, Юлия и т.д.)
V. Подведение итогов. Приложение 2.
Оглашение результатов. Награждение победителей.
Литература
1. Баженова А. Славян родные имена. Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. М.; Ладога-100, 2006.
2. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград: Учитель, 2001 г.
2. Суперанская А.В. Словарь личных имён. М.; АСТ-Пресс Книга, 2013.