Открытый урок русского языка "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, книги для выставки, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Задачи:

  • закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
  • совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
  • воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Заходя в кабинет, учащиеся с подноса берут часть разрезанной картинки (Приложение 1) и садятся за тот стол, на котором такая же целая; образуются группы.

(Групповая форма работы с учащимися)

Вопросы классу:

– Какое у вас настроение? (Настроение по-весеннему прекрасное)
– Влияет ли время года на настроение человека? (Природа возрождается в это время года)
– Каким оно должно быть весной? (Происходят обновления в природе.)
– Какими бы красками обозначили свое настроение? (Новые чувства, переживания, надежды.)

II. Повторительно-обучающая работа   

Работа по картине      (Слайд 2)

Как вы думаете, какое время года изображено на этой репродукции картины? 
Предполагаемые ответы:
… думаю, что весна, потому что река вышла из своих берегов.
… согласна, по-весеннему светит солнце, тени на берегу,
… чувствуется влажный  свежий воздух…
Вы правы. Картина называется «Весна. Большая вода» – вершина весенней лирики Левитана. Весна – любимое время года художника. Исаак Ильич Левитан окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Работа в группах

На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на две части (с деепричастными оборотам), ваша задача правильно собрать предложения и записать в тетради.

Проверка (Слайд 3)

В чем особенность этих предложений?
Предполагаемые ответы:
…Эти предложения о природе.
…В них говорится о том, что мы видим на картине.
…В них есть деепричастный оборот. 

Вспомним определение, что называется деепричастным оборотом.
А каким членом предложения является деепричастный оборот?
Предполагаемые ответы:
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. 
Деепричастие – часть речи, образованная от глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав?, не изменяется.
Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.

III. Новая тема (Слайды 4-5)

Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами: вспомним, в каких случаях их необходимо выделять знаками препинания, составим алгоритм, которым вы сможете в дальнейшем пользоваться.

Работа с текстом 

У вас перед глазами текст (деепричастные обороты не обособлены). Прочитаем его выразительно. (Приложение 2)
Что вы можете о нем сказать? (Этот текст подходит к  картине Левитана. В тексте есть деепричастные обороты. )
К какому типу относится данный текст? (Это текст-описание. Пейзаж. Зарисовка.)
Сколько деепричастных оборотов в тексте?
Назовите деепричастные обороты (кто найдет больше, чья группа справится быстрее).

Проверка (Слайд 6)

Проблемная ситуация

Запишите в тетрадь предложение. (Слайд 7)
Сколько, по-вашему, здесь деепричастных оборотов? Назовите их. (2)
Почему же после первого и перед вторым нет запятых? (Они однородны, поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.)
Рассмотрим другой пример (на экране появляется второе предложение)
Сколько в этом предложении деепричастных оборотов?  (2)
Почему же знаки препинания поставлены по-другому? (проблемный вопрос) (Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому…, а второй – к сказуемому … Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности, союз и здесь оказался «в окружении».)
Чтобы не запутаться, составим алгоритм, которым в дальнейшем вы будете пользоваться.

Составление алгоритма (на экране поэтапно появляется схема) (Слайд 8)

Сформулируйте ответ по схеме, когда необходимо выделять /не выделять знаками препинания деепричастные обороты и деепричастия?

IV. Закрепление материала

Опираясь на алгоритм, найдите и запишите правильный вариант расстановки знаков препинания в предложении: (на экране два варианта одного и того же предложения) (Слайд 9)
Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах. (Предложения с деепричастными оборотами зачитываются группами по очереди)

Работа в группах   (Слайд 10)

(на экране)  (Слайд 11)

Левитан работал не покладая рук. Сколько пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! (Синтаксический разбор у доски индивидуально)

Как вы понимаете слова не покладая рук? Чем является это словосочетание?
Предполагаемые ответы:
…много, плодотворно работал, работал без отдыха.
…это устойчивое словосочетание, фразеологизм.
Не покладая рук. Усердно, без устали, не переставая (делать что-либо) (Фразеологический словарь А. И. Молотков)

Приведите примеры подобных словосочетаний.
…скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув глазом, сломя голову, не находя себе места, повесив нос, засучив рукава и др.

Нужно ли выделять запятыми деепричастные обороты, которые являются фразеологизмами?
Нет, деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяются.

Проверочная работа   (Индивидуальная форма работы) 

Возьмите сигнальные карточки. Прослушав предложение, вы поднимаете зеленые карточки, если в предложении нужно обособить деепричастный оборот, красные – нет. (Слайд 12)
Как вы думаете, откуда человек может наблюдать пейзаж, изображенный на картине?    (Слайд 13)

Предполагаемые ответы:
…с берега, не затопленного водой.
…возможно, на этом берегу есть небольшая возвышенность, кажется, что взгляд художника направлен не прямо, а сверху вниз.

Работа по развитию речи учащихся

Прочитайте предложение с деепричастным оборотом из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»  (Слайд 14)
Из-за чего фраза выглядит смешной? 
Предполагаемый ответ:
…Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно.  Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа.
…А. П. Чехов этой фразой дает понять, что запись сделал человек необразованный, плохо знающий русский язык.

Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила. Какого? (На экране схема Слайд 15)
Прочитайте предложения с речевыми ошибками из сочинений ваших сверстников, исправьте ошибки. (Слайд 16)
Не допускайте подобных ошибок в своей речи, соблюдайте литературные нормы.
Кстати, скажите: литературный язык и язык художественной литературы – это одно и то же? Это синонимичные понятия? 
Предполагаемый ответ: Нет. Литературный язык – норма, а в художественной литературе могут встречаться просторечные слова и выражения, отклонение от нормы, как в приведенном выше примере из рассказа Чехова.
А как вы думаете, с какой целью подобные предложения употребляют писатели в произведениях?
Предполагаемый ответ:
…для комического эффекта…для того, чтобы высмеять кого-либо
…чтобы дать определенную характеристику персонажу, на то он и художник слова.
Верно. И если художник Левитан искусно владеет кистью, то художник Чехов искусно владеет словом. И это не единственное, что их объединяет. Они были очень хорошими друзьями. В 1891г. Чехов писал из Парижа сестре Марии Павловне, художнице, кстати, ученице Левитана: «Был на картинной выставке…русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами…Левитан – Король!» Ребята, а также И. И. Левитан родился в 1860г., как и А. П. Чехов, и у них обоих в 2015 году 155-летний юбилей.

Работа в группах.

Репродукции картин (Приложение 1), которые лежат у вас на столах (у каждой группы своя) тоже принадлежат кисти Левитана. Прошу вас рассмотреть их. И письменно ответить на вопросы: Что вы видите на картине? И какие ассоциации это у вас вызывает? – по возможности используя деепричастные обороты. (Слайд 17)

(Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского, друга Чехова)
Дети зачитывают, что написали. (Достаточно выслушать по одному представителю от группы, у остальных работа проверится учителем после сдачи тетрадей) (Слайды 18, 19, 20, 21)

V. Подведение итога урока

Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять/не выделять знаками препинания деепричастные обороты?  Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя? (Слайд 22)
Предполагаемые ответы:
… На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, необходимо выделять знаками препинания.
… Деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяют.
… Если деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому, соединены союзом и, между ними запятые не ставятся.
… Интересно было работать над речевыми ошибками наших сверстников.
… Интересно работать в команде. 
… Интересно было узнать, что художник Левитан, писатель Чехов и композитор Чайковский были друзьями…

VI. Домашнее задание (Слайд 23)

  • Теория §38 с. 251-252.
  • Творческое задание (по желанию): письменно пересказать басню Михалкова «Слон – живописец», употребляя деепричастия и деепричастные обороты. (Приложение 3)
  • Остальным найти и выписать из художественных текстов предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.

Выставление оценок.

Литература:

1. Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999. – 448с.
4. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.:Мнемозина, 2011. – 304с.
5. «Русский язык» Приложение к газете «1 сентября»: «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» , 2004 – №39, №40, №42.
6. «Русский язык» Приложение к газете «1 сентября». Материалы к уроку: «Увлекательная работа с деепричастиями», 1999 – №39.
7. Фразеологический словарь под редакцией Молоткова А. И. М.: «Советская энциклопедия», 1968. – 543с.
8. http://ibasni.ru/basnya-629.html