Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, книги для
выставки, раздаточный материал, сигнальные
карточки.
Задачи:
- закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
- совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Заходя в кабинет, учащиеся с подноса берут часть разрезанной картинки (Приложение 1) и садятся за тот стол, на котором такая же целая; образуются группы.
(Групповая форма работы с учащимися)
Вопросы классу:
– Какое у вас настроение? (Настроение
по-весеннему прекрасное)
– Влияет ли время года на настроение человека? (Природа
возрождается в это время года)
– Каким оно должно быть весной? (Происходят
обновления в природе.)
– Какими бы красками обозначили свое настроение?
(Новые чувства, переживания, надежды.)
II. Повторительно-обучающая работа
Работа по картине (Слайд 2)
– Как вы думаете, какое время года
изображено на этой репродукции картины?
Предполагаемые ответы:
… думаю, что весна, потому что река вышла из своих
берегов.
… согласна, по-весеннему светит солнце, тени на
берегу,
… чувствуется влажный свежий воздух…
– Вы правы. Картина называется «Весна.
Большая вода» – вершина весенней лирики
Левитана. Весна – любимое время года художника.
Исаак Ильич Левитан окончил Московское училище
живописи, ваяния и зодчества.
Работа в группах
– На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на две части (с деепричастными оборотам), ваша задача правильно собрать предложения и записать в тетради.
Проверка (Слайд 3)
– В чем особенность этих предложений?
Предполагаемые ответы:
…Эти предложения о природе.
…В них говорится о том, что мы видим на картине.
…В них есть деепричастный оборот.
– Вспомним определение, что
называется деепричастным оборотом.
– А каким членом предложения является деепричастный
оборот?
Предполагаемые ответы:
Деепричастный оборот –
деепричастие с зависимыми словами.
Деепричастие – часть речи,
образованная от глагола, отвечает на вопросы что
делая? что сделав?, не изменяется.
Деепричастие и деепричастный оборот в
предложениях являются обстоятельством.
III. Новая тема (Слайды 4-5)
– Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами: вспомним, в каких случаях их необходимо выделять знаками препинания, составим алгоритм, которым вы сможете в дальнейшем пользоваться.
Работа с текстом
– У вас перед глазами текст
(деепричастные обороты не обособлены). Прочитаем
его выразительно. (Приложение 2)
– Что вы можете о нем сказать? (Этот
текст подходит к картине Левитана. В тексте
есть деепричастные обороты. )
– К какому типу относится данный текст? (Это
текст-описание. Пейзаж. Зарисовка.)
– Сколько деепричастных оборотов в
тексте?
– Назовите деепричастные обороты (кто
найдет больше, чья группа справится быстрее).
Проверка (Слайд 6)
Проблемная ситуация
– Запишите в тетрадь предложение. (Слайд
7)
– Сколько, по-вашему, здесь
деепричастных оборотов? Назовите их. (2)
– Почему же после первого и перед
вторым нет запятых? (Они однородны, поэтому
подчиняются общему правилу постановки знаков
препинания при однородных членах. Эти однородные
деепричастные обороты соединены одиночным
союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.)
– Рассмотрим другой пример (на экране
появляется второе предложение)
– Сколько в этом предложении
деепричастных оборотов? (2)
– Почему же знаки препинания
поставлены по-другому? (проблемный вопрос) (Деепричастные
обороты относятся к разным сказуемым: первый – к
сказуемому…, а второй – к сказуемому … Они
неоднородны – следовательно, обособить нужно
каждый в отдельности, союз и здесь
оказался «в окружении».)
– Чтобы не запутаться, составим
алгоритм, которым в дальнейшем вы будете
пользоваться.
Составление алгоритма (на экране поэтапно появляется схема) (Слайд 8)
– Сформулируйте ответ по схеме, когда необходимо выделять /не выделять знаками препинания деепричастные обороты и деепричастия?
IV. Закрепление материала
– Опираясь на алгоритм, найдите и
запишите правильный вариант расстановки знаков
препинания в предложении: (на экране два варианта
одного и того же предложения) (Слайд 9)
– Расставьте знаки препинания в тексте,
который у вас на столах. (Предложения с
деепричастными оборотами зачитываются группами
по очереди)
Работа в группах (Слайд 10)
(на экране) (Слайд 11)
Левитан работал не покладая рук. Сколько пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! (Синтаксический разбор у доски индивидуально)
– Как вы понимаете слова не
покладая рук? Чем является это словосочетание?
Предполагаемые ответы:
…много, плодотворно работал, работал без отдыха.
…это устойчивое словосочетание, фразеологизм.
Не покладая рук. Усердно, без устали, не
переставая (делать что-либо) (Фразеологический
словарь А. И. Молотков)
– Приведите примеры подобных
словосочетаний.
…скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув
глазом, сломя голову, не находя себе места,
повесив нос, засучив рукава и др.
– Нужно ли выделять запятыми
деепричастные обороты, которые являются
фразеологизмами?
– Нет, деепричастные обороты,
являющиеся фразеологизмами, запятыми не
выделяются.
Проверочная работа (Индивидуальная форма работы)
– Возьмите сигнальные карточки.
Прослушав предложение, вы поднимаете зеленые
карточки, если в предложении нужно обособить
деепричастный оборот, красные – нет. (Слайд
12)
Как вы думаете, откуда человек может наблюдать
пейзаж, изображенный на картине? (Слайд
13)
Предполагаемые ответы:
…с берега, не затопленного водой.
…возможно, на этом берегу есть небольшая
возвышенность, кажется, что взгляд художника
направлен не прямо, а сверху вниз.
Работа по развитию речи учащихся
– Прочитайте предложение с
деепричастным оборотом из рассказа А. П. Чехова
«Жалобная книга» (Слайд 14)
– Из-за чего фраза выглядит смешной?
Предполагаемый ответ:
…Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к
станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел
кто-то, у кого слетела шляпа.
…А. П. Чехов этой фразой дает понять, что запись
сделал человек необразованный, плохо знающий
русский язык.
– Герой Чехова, сочинивший нелепое
предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не
учел одного очень важного правила. Какого? (На
экране схема Слайд 15)
– Прочитайте предложения с речевыми
ошибками из сочинений ваших сверстников,
исправьте ошибки. (Слайд 16)
– Не допускайте подобных ошибок в своей
речи, соблюдайте литературные нормы.
– Кстати, скажите: литературный
язык и язык художественной
литературы – это одно и то же? Это
синонимичные понятия?
Предполагаемый ответ: Нет. Литературный язык –
норма, а в художественной литературе могут
встречаться просторечные слова и выражения,
отклонение от нормы, как в приведенном выше
примере из рассказа Чехова.
– А как вы думаете, с какой целью
подобные предложения употребляют писатели в
произведениях?
Предполагаемый ответ:
…для комического эффекта…для того, чтобы
высмеять кого-либо
…чтобы дать определенную характеристику
персонажу, на то он и художник слова.
– Верно. И если художник Левитан
искусно владеет кистью, то художник Чехов
искусно владеет словом. И это не единственное,
что их объединяет. Они были очень хорошими
друзьями. В 1891г. Чехов писал из Парижа сестре
Марии Павловне, художнице, кстати, ученице
Левитана: «Был на картинной выставке…русские
художники гораздо серьезнее французских. В
сравнении со здешними пейзажистами…Левитан –
Король!» Ребята, а также И. И. Левитан родился в
1860г., как и А. П. Чехов, и у них обоих в 2015 году
155-летний юбилей.
Работа в группах.
– Репродукции картин (Приложение 1), которые лежат у вас на столах (у каждой группы своя) тоже принадлежат кисти Левитана. Прошу вас рассмотреть их. И письменно ответить на вопросы: Что вы видите на картине? И какие ассоциации это у вас вызывает? – по возможности используя деепричастные обороты. (Слайд 17)
(Звучит музыкальная композиция П. И.
Чайковского, друга Чехова)
Дети зачитывают, что написали. (Достаточно
выслушать по одному представителю от группы, у
остальных работа проверится учителем после
сдачи тетрадей) (Слайды 18, 19, 20, 21)
V. Подведение итога урока
– Ребята, что мы повторили сегодня на
уроке? При каких условиях необходимо выделять/не
выделять знаками препинания деепричастные
обороты? Что вам было интересно? Какие выводы
вы сделали для себя? (Слайд 22)
Предполагаемые ответы:
… На уроке мы говорили о том, что обстоятельства,
выраженные деепричастиями и деепричастными
оборотами, необходимо выделять знаками
препинания.
… Деепричастные обороты, являющиеся
фразеологизмами, запятыми не выделяют.
… Если деепричастные обороты относятся к одному
и тому же сказуемому, соединены союзом и, между
ними запятые не ставятся.
… Интересно было работать над речевыми ошибками
наших сверстников.
… Интересно работать в команде.
… Интересно было узнать, что художник Левитан,
писатель Чехов и композитор Чайковский были
друзьями…
VI. Домашнее задание (Слайд 23)
- Теория §38 с. 251-252.
- Творческое задание (по желанию): письменно пересказать басню Михалкова «Слон – живописец», употребляя деепричастия и деепричастные обороты. (Приложение 3)
- Остальным найти и выписать из художественных текстов предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.
Выставление оценок.
Литература:
1. Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич
Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9
классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград:
Учитель, 2009. – 238с.
3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А.
Современный русский язык. – М.: Рольф;
Айрис-пресс, 1999. – 448с.
4. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для
общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В.
В. Львов. – М.:Мнемозина, 2011. – 304с.
5. «Русский язык» Приложение к газете «1
сентября»: «Обособление деепричастий и
деепричастных оборотов» , 2004 – №39, №40, №42.
6. «Русский язык» Приложение к газете «1
сентября». Материалы к уроку: «Увлекательная
работа с деепричастиями», 1999 – №39.
7. Фразеологический словарь под редакцией
Молоткова А. И. М.: «Советская энциклопедия», 1968. –
543с.
8. http://ibasni.ru/basnya-629.html