И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из ученических побед.
А.Дементьев
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми.
В отличие от традиционной системы школьного образования, где основная работа учителя направлена на среднего ученика, в Новой школе педагог обязан изучать и решать проблемы детей с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал района, области, страны в ближайшей перспективе.
Одарённость – это системное, развивающееся на протяжении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в каком-либо виде деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда; имеют высокие лидерские способности. Такие дети уже в детстве выделяются среди сверстников уровнем развития, высокой концентрацией внимания, любознательностью, разносторонними интересами, яркими, иногда выдающимися достижениями. Эти дети обладают врожденными физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, желанием узнать больше нового путем самостоятельного добывания знаний, задают много вопросов, восприимчивы, наблюдательны. Одарённые дети способны к абстрагированию, нестандартному мышлению, могут выражать свое мнение, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. Работать с такими неординарными детьми трудно, но интересно.
Можно условно выделить три категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - одно из главных направлений работы образовательного учреждения.
К основным принципам обучения одарённых, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме;
- принцип учета возрастных возможностей. Он предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах;
- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
- своевременное выявление одарённых детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах, использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
В работе с одарёнными детьми используется следующая методика.
На первом (аналитическом) этапе выявления одарённых детей в пятом классе мной анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь на его портфолио, характеристику классного руководителя и переводные административные работы.
Второй этап – диагностический (6-9кл.) Проводится входной мониторинг оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, опираясь на диагностику уровня обученности, учебную и внеклассную деятельность.
На третьем этапе происходит формирование, углубление и развитие способностей учащихся через различные формы работы:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися,
- факультативы,
- кружки по интересам,
- интеллектуальные марафоны,
- конкурсы,
- спецкурсы,
- индивидуальные консультирования учащихся,
- участие в олимпиадах.