Цели урока: (Слайд 2)
- Познавательные:
- повторить и закрепить знания, умения и навыки о Н и НН, известные учащимся по курсу 7 класса;
- ообщить и систематизировать знания по теме БСП;
- повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения;
- продолжить формировать умение конструировать БСП и употреблять их в письменной и устной речи.
- Развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение творческих работ учащихся;
- уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы;
- развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности;
- развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к родному языку;
- воспитывать любовь к родной природе;
- познакомиться с творчеством известных художников;
- воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-практикум с использованием эвристического метода обучения.
Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Словарный диктант
Ломаная линия, обиженный взгляд, крашеные стены, тяжело раненный солдат, маринованные овощи, некошеные луга, свежемороженая рыба, взъерошенный воробей, истинный труженик, рассчитанный шаг, багряный кустарник, безветренная погода, масляное пятно, ветреный юноша.
II. Повторение и обобщение изученного (Слайды 3-6)
– Давайте вспомним, что из себя представляют
БСП. (Определение БСП). (Слайд № 3)
– Какие отношения могут быть между простыми
предложениями в составе БСП?
– Какие знаки препинания могут стоять в БСП? (Запятая,
точка с запятой, двоеточие, тире)
[ ]: [причина, пояснение, дополнение]
[ ] – [быстрая, смена событий]
[ ] – [время, условие]
[ ] – [следствие]
[ ] – [ ]. противопоставление
[ ] – [ ]. сравнение
– Запишем несколько предложений. (Работа у доски).
2. Анализ предложений c разными знаками препинания:
(Объяснить постановку знаков препинания в БСП, правописание -Н- в словах)
1. Все дремало в безветренную погоду, только
соловей наслаждался своей песней.
2. Везде уже началась жизнь; взъерошенные воробьи
дружно чирикали, суетились.
– Какие еще знаки препинания ставятся в БСП,
которые мы еще не объяснили? (двоеточие и тире)
(Слайд № 4)
– Когда ставится двоеточие? Давайте объясним это
на примере.
3. Все уснули: время было позднее. (Причина)
– У нас есть еще два условия, при которых
ставится двоеточие. Приведем примеры.
(Комментируют с места)
– А когда ставится тире в БСП? Давайте рассмотрим
предложения. (Слайд № 5)
4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(Быстрая смена событий)
5. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
(Противопоставление)
(Слайд № 6)
6. Ласточки летят низко – к дождю. (Следствие)
7. Наступит осень – улетят птицы. (Время)
8. Молвит слово – соловей поет. (Сравнение)
– А теперь приведем пример предложения, в
котором содержится условие, при котором
совершается действие. (Комментируют с места).
– Ребята, нам необходимо вспомнить, как
проводится синтаксический разбор БСП.
3. Синтаксический разбор предложения. (Слайд 7)
Я поднял глаза: багряный кустарник пылал ярким огнем. (Объяснить постановку знаков препинания в БСП, правописание -Н- в слове БАГРЯНЫЙ)
III. Закрепление (Слайд № 8)
– Мы с вами повторили знаки препинания в БСП, а теперь напишем тест по теме «БСП» (Сборник «ГИА. Экспресс-диагностика». Н.М. Девятова)
Ключи:
1 вариант: | 2 вариант |
1–1,2 |
1–2,3 |
2–2,3 |
2–1,2 |
3–3 |
3–1 |
4–2 |
4–1 |
5–2 |
5–4 |
6–3 |
6–1 |
7–4 |
7–1 |
8–3 |
8–3 |
IV. Творческая работа Слайд 8/1)
– Итак, ребята, мы с вами повторили, что такое
БСП и какие знаки препинания в них ставятся.
Одной из задач сегодняшнего урока является
умение употреблять БСП в устной и письменной
речи. Мы будем конструировать текст, используя
БСП с разными знаками препинания.
– Перед вами картина И.И. Левитана «Июньский
день. Лето». Это один из самых известных русских
художников, который посвятил много картин
изображению природы.
(Слайд № 8/2) Напишите сочинение-миниатюру о летнем июньском дне, используя БСП с различными знаками препинания. Можно использовать и предложения, записанные в начале урока.
V. Анализ творческих работ (1-2) Анализируют ученики.
VI. Итог урока (Слайд № 8 – гиперссылка к слайду № 2)
– Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Что мы сегодня делали на уроке?
Объявление оценок за тест и работу на уроке
VII. Домашнее задание: (Слайд №2- гиперссылка к слайду № 9)
- Повторить конспект о БСП.
- Выписать из любого художественного текста 8 БСП с разными знаками препинания (по 2 на каждый знак), объясните их постановку графически.