Русский язык
-
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 2014
Готовясь к сжатому изложению, необходимо учить девятиклассников выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, который не искажает содержание и логики исходного текста. Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9-м классе.
-
Проект урока по теме "Лексическое значение слова". 5-й класс 2014
Изучение нового материала проходит в игровой форме. Цель урока: учить проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение слова, определять принадлежность слова к группам однозначных и многозначных слов, определять прямое и переносное значение слова, сферу употребления в зависимости от стилистической окраски слова.
-
Употребление причастий и деепричастий в речи. 6-й класс 2014
Представлена система упражнений, направленная на формирование навыков нахождения причастных и деепричастных оборотов, на умения правильно употреблять обороты в речи. Урок сопровождается презентацией.
-
Проектная технология на уроках русского языка. Тема: "Фразеологизмы". 6-й класс 2014
В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
-
Игра по русскому языку на тему "Эрудит-марафон всезнаек «Заморочки из бочки»" 2014
Материал поможет учителю провести одно из внеклассных мероприятий по русскому языку с учащимися 5-6-х классов. Ресурс содержит вопросы как из учебного материала, так и из истории языка, этимологии, что способствует развитию кругозора школьников.
-
Урок русского языка по теме "Русский речевой этикет. Как здороваются и прощаются по-русски". 5-й класс 2014
Цели урока: сформировать знания о русском речевом этикете, об этикетных средствах речи, навыки нравственного поведения, культуру общения; развитие речи, мышления; воспитывать уважение к обычаям и традициям, толерантность, речевую культуру.
-
Урок русского языка по теме "Имя числительное". 6-й класс 2014
Урок русского языка разработан для учащихся 6-го класса как обобщающий изученный материал. Урок проводитс в форме путешествия, в ходе которого учащиеся знакомятся с обитателями природоохранного парка «Донской» Волгоградской области.
-
Урок развития речи по теме "В гостях у словарей…" 2014
Выбранная форма (урок-игра) во многом помогла реализовать обучающимся не только свои способности, но и потенциальные возможности. Данный урок способствует развитию умения открывать неизвестное в известном, работать в парах, группах; воспитанию уважения друг к другу. В ходе игры ребята развивают свою устную речь. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе по предмету.
-
Интеллектуальное путешествие "Компас грамотности". 5-й класс 2014
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для детей, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется в путь по станциям, где эксперты-старшеклассники предложат выполнить задания. Далее работа проверяется, количество баллов записывается в маршрутный лист.
-
Интегрированный урок (обучение грамоте + физическая культура) по теме "Зимние виды спорта". 1-й класс 2014
Учащиеся используют знания, полученные на уроках обучения грамоте и письму, в непривычной обстановке на фоне повышенной физической активности в условиях соревнования. Активизируется словарный запас по теме «Зимние виды спорта».
-
Защита межпредметного группового практико-ориентированного проекта "Составление электронного учебного пособия по теме "Местоимения". 6-й класс 2014
На 1–3 этапах учебного проекта происходит изучение разрядов местоимений, устанавливается объем темы, выдвигаются гипотезы по систематизации новых знаний, определяются способы сбора, анализа материала и представления результатов исследования. На 4–5 этапах ведется работа по созданию электронного пособия. На 6 и 7 этапах проводится презентация проекта в виде заседания ученого совета и оцениваются результаты работы учащихся и команд.
-
Применение элементов сингапурской методики образования на уроках русского языка 2014
Современным детям необходим иной подход в обучении. Ученики должны стать, прежде всего, социально-адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь. В качестве примера приводится конспект урока с подробным описанием того, как можно применить элементы сингапурской методики образования на уроке, сделать его более интересным и занимательным для школьников.
-
Развитие творческих способностей учащихся через научно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы 2014
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы.
-
Урок русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2014
Урок позволяет обучающимся самостоятельно провести исследование сложных предложений, в которых простые объединены только по смыслу и интонационно, и позволяет проверить, в какой степени у учеников сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким и полным ответом, задания аналитического характера.
-
Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям 2014
Методическая разработка рассчитана для проведения урока в 5-м классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения.
-
Урок русского языка по теме "Употребление числительных в речи" 2014
Задачи урока: научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях.
-
Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 2014
Урок направлен на подготовку учащихся к написанию сочинения-описания в художественном стиле по картине И. Грабаря "Февральская лазурь".
-
Урок русского языка по теме "Условное наклонение глагола". 6-й класс 2014
Тип урока – открытие нового знания. В основе урока – системно-деятельностный подход, т.к. учащиеся самостоятельно ставят задачи; работая с практическим материалом (текст рассказа), приходят к выводам об образовании, употреблении в речи и правописании глаголов условного наклонения; осуществляют само- и взаимопроверку.
-
Урок русского языка по теме "Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". 7-й класс 2014
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных; познакомить с условием выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании; сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
-
Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) на тему "Учимся понимать исходный текст". 11-й класс 2014
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса, сдающих экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ, с целью закрепить знания учащихся по написанию текста сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Работа с текстом начинается с его информационно-смысловой обработки: определения стиля, выделения ключевых слов и понятий, определения ситуации (для художественного текста) герой - герой, герой - ситуация; через противоречие выделяется проблема, с помощью ключевых слов отбирается материал для комментария.
-
Разработка открытого урока русского языка по теме "Могу ли я определить способ проверки написания сложного прилагательного?" 2014
Главный вид работы для учителя на данном уроке - организация поисковой деятельности, вспомогательный - инструктирование. Тема формулируется учениками по ходу урока как проблема, способ решения которой надо найти. Проблема опирается на личный опыт учащихся. Цель урока: создание условий для организации учащимися поиска способа проверки написания сложного прилагательного.
-
Урок русского языка по теме "У природы нет плохой погоды. Изменение глаголов по временам". 4-й класс 2014
Урок экологической направленности насыщен интересными заданиями разного уровня сложности. На уроке закрепляются знания о существенных признаках глагола, совершенствуются умения определять время глагола, изменять глаголы по временам. Фронтальная и индивидуальная работа чередуются с работой в парах. «Анализ индивидуальной деятельности на уроке» в виде заполнения таблицы «Знаю – Умею».
-
Урок-мастерская по теме "Что такое осень?". 7-й класс 2014
Урок-мастерская, в основе которого лежит деятельностный подход, может проводиться в 6–7-х классах при изучении темы «Имя прилагательное». Данный урок позволит учащимся расширить свой творческий, интеллектуальный потенциал, получив новую информацию и преобразовав ее в знание; развить самостоятельность в организации учебного процесса, эстетический вкус; умение конструктивно выстраивать диалог и высказывать свои мысли связно и аргументировано.
-
Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс 2014
Цели урока: знать особенности притчи как жанра; знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов; знать приёмы сжатия и разворачивания текста; формирование навыков работы в команде; развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы; уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста.
-
Урок русского языка по теме "Члены предложения" 2014
Цели урока: актуализировать понятия синтаксис, предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения; развивать критическое мышление через чтение художественного текста; логическое мышление, языковое чутьё; умение работать в группе; формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.
-
Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему 2014
В статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9-м классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". 10-й класс 2014
Методическая разработка и презентация к уроку предназначены в помощь учителю, работающему в 10–11-х классах при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Статья содержит исходный текст, формулировку задания и пошаговый разбор-анализ текста, подводящий к созданию цельной структуры текста сочинения-рассуждения. Функция в образовательном процессе: обучающе-тренинговая.
-
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений и воспитанию интереса к изучению русского языка 2014
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются аналитические, учебно-информационные и коммуникативно-речевые метапредметные умения. Интегрированные уроки дают ученику не только навыки предметные (в данном случае – языковые), но и достаточно широкое, яркое представление о мире, в котором он живет.
-
Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) по теме "Пусть путь будет счастливым! (опасности на дорогах, образование сложных слов)" 2014
Цели урока: познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных); расширить знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные; уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения (пешеход, велосипедист, пассажир), о назначении светофора.
-
Конкурс "Знатоки русского языка" 2014
Разработка мероприятия по проведению школьного тура «Знатоков русского языка» в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Урала» для учащихся 5–9-х классов содержит вопросы и ответы как по программе русского языка, так и вопросы занимательного характера. В конкурсе, который проводится в несколько этапов, участвуют команды от каждого класса. Вопросы составлены с учётом возраста детей, уровня их подготовки.