«Добро пожаловать, Ь!»

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок усвоения нового материала

Цель урока: Знакомство с правилами употребления Ь в словах

Задачи урока:

  • Образовательные: знакомство учащихся с понятиями обозначения мягкости и твёрдости согласных при помощи Ь и без него;
  • Воспитательные: воспитание в детях орфографической зоркости ; чуткого отношения к языку;
  • Развивающие: через элементы игры - развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: Экран, компьютер.

Учитель: Для начала давайте вспомним согласные, которые образуют пары по твёрдости - мягкости. Посмотрим таблицу:

бвгдзклмнпрстфх

бвгдзклмнпрстфх

Теперь вспомним, какие согласные не имеют парных звуков:

твёрдые согласные: Ж Ш Ц

мягкие согласные: Ч Щ Й

Запомните правило:

Мягкость согласных на конце слова обозначается Ь:

конЬ, солЬ, рысЬ, елЬ.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Я камешек морской.
На берегу валяюсь.
Отнимешь мягкий знак,
Я в небо птичкой устремляюсь.

Дети отгадывают загадку. галЬка - камешек морской, галка - птица.

Учитель: А теперь посмотрите, как Ь изменил слово, это два слова с совершенно разным лексическим значением.

Учитель: Давайте поупражняемся и подберём пары к словам:

УДАР

ВЕС

БРАТ

СПОР

УДАРЬ

ВЕСЬ

БРАТЬ

СПОРЬ

Ь изменил лексическое значение слов и даже поменял части речи!

Учитель: Ребята, в наш адрес пришли телеграммы:

ТЕЛЕГРАММА:

ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСЬТИ, БУДЕМ КУПАЦА В БАНКЕ. ТЕЛЕГРАММА:

НАШ ПАРОХОД ВЁЗ УГОЛ И СЕЛ НА МЕЛ

Учитель: Что-то здесь не так. Давайте поможем “грамотею” и исправим предложения.

Дети записывают правильный вариант:

ТЕЛЕГРАММА:

ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ, БУДЕМ КУПАТЬСЯ В БАНЬКЕ

ТЕЛЕГРАММА:

НАШ ПАРОХОД ВЁЗ УГОЛЬ И СЕЛ НА МЕЛЬ

Учитель: Молодцы! а теперь послушайте “вкусное” стихотворение С.Маршака:

По дороге “стук” да “стук”
Едет крашеный сундук.
Старичок его везет,
На всю улицу орёт:
“Отличное! Земляничное!
Клубничное! Ежевичное!
Мороженое!”

Учитель: Ребята, этот старичок - мороженщик отлично знает правила русского языка. Давайте и мы запишем это правило:

в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, НШ, НЧ, НТ, ЩН, РЩ, РЧ, СТ, ЗД мягкий знак не пишется.

Учитель: выполним упражнение на закрепление этого правила. Запишем слова: нянчить, чтение, мороженщик, лучше, сварщик, гвозди, бантик, зонтик, моСТик.

Учитель: Ребята, прошу запомнить ещё одно правило:

Мягкость согласного Л перед согласным всегда обозначается мягким знаком: БОЛЕЛЬЩИК, МЕЛЬЧЕ, СКОЛЬЗИТ,

Домашнее задание: Распределить слова по колонкам:

Обозначение мягкости согласного;

Разделительный Ь;

Ь как показатель грамматических форм (существительные 3 -го склонения, глаголы в неопределённой форме, глаголы 2 -го лица единственного числа, глаголы повелительного наклонения):

ТИШЬ, МАЛЬЧИК, ПЕЧЬ, РЕЖЬ, ПОМОЩЬ, ОСЬМИНОГ, АТЕЛЬЕ, ПИШЕШЬ, ЧИТАТЬ, АПЕЛЬСИН, ВЬЮГА, ГУАШЬ, МОЛЬБЕРТ.

Учитель: Наш урок окончен. До свидания.

Презентация.