Тип урока: Урок усвоения нового материала
Цель урока: Знакомство с правилами употребления Ь в словах
Задачи урока:
- Образовательные: знакомство учащихся с понятиями обозначения мягкости и твёрдости согласных при помощи Ь и без него;
- Воспитательные: воспитание в детях орфографической зоркости ; чуткого отношения к языку;
- Развивающие: через элементы игры - развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: Экран, компьютер.
Учитель: Для начала давайте вспомним согласные, которые образуют пары по твёрдости - мягкости. Посмотрим таблицу:
бвгдзклмнпрстфх
бвгдзклмнпрстфх
Теперь вспомним, какие согласные не имеют парных звуков:
твёрдые согласные: Ж Ш Ц
мягкие согласные: Ч Щ Й
Запомните правило:
Мягкость согласных на конце слова обозначается Ь:
конЬ, солЬ, рысЬ, елЬ.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку.
Я камешек морской.
На берегу валяюсь.
Отнимешь мягкий знак,
Я в небо птичкой устремляюсь.
Дети отгадывают загадку. галЬка - камешек морской, галка - птица.
Учитель: А теперь посмотрите, как Ь изменил слово, это два слова с совершенно разным лексическим значением.
Учитель: Давайте поупражняемся и подберём пары к словам:
УДАР ВЕС
БРАТ
СПОР
УДАРЬ ВЕСЬ
БРАТЬ
СПОРЬ
Ь изменил лексическое значение слов и даже поменял части речи!
Учитель: Ребята, в наш адрес пришли телеграммы:
ТЕЛЕГРАММА:
ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСЬТИ, БУДЕМ КУПАЦА В БАНКЕ. ТЕЛЕГРАММА:
НАШ ПАРОХОД ВЁЗ УГОЛ И СЕЛ НА МЕЛ
Учитель: Что-то здесь не так. Давайте поможем “грамотею” и исправим предложения.
Дети записывают правильный вариант:
ТЕЛЕГРАММА:
ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ, БУДЕМ КУПАТЬСЯ В БАНЬКЕ
ТЕЛЕГРАММА:
НАШ ПАРОХОД ВЁЗ УГОЛЬ И СЕЛ НА МЕЛЬ
Учитель: Молодцы! а теперь послушайте “вкусное” стихотворение С.Маршака:
По дороге “стук” да “стук”
Едет крашеный сундук.
Старичок его везет,
На всю улицу орёт:
“Отличное! Земляничное!
Клубничное! Ежевичное!
Мороженое!”
Учитель: Ребята, этот старичок - мороженщик отлично знает правила русского языка. Давайте и мы запишем это правило:
в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, НШ, НЧ, НТ, ЩН, РЩ, РЧ, СТ, ЗД мягкий знак не пишется.
Учитель: выполним упражнение на закрепление этого правила. Запишем слова: нянчить, чтение, мороженщик, лучше, сварщик, гвозди, бантик, зонтик, моСТик.
Учитель: Ребята, прошу запомнить ещё одно правило:
Мягкость согласного Л перед согласным всегда обозначается мягким знаком: БОЛЕЛЬЩИК, МЕЛЬЧЕ, СКОЛЬЗИТ,
Домашнее задание: Распределить слова по колонкам:
Обозначение мягкости согласного;
Разделительный Ь;
Ь как показатель грамматических форм (существительные 3 -го склонения, глаголы в неопределённой форме, глаголы 2 -го лица единственного числа, глаголы повелительного наклонения):
ТИШЬ, МАЛЬЧИК, ПЕЧЬ, РЕЖЬ, ПОМОЩЬ, ОСЬМИНОГ, АТЕЛЬЕ, ПИШЕШЬ, ЧИТАТЬ, АПЕЛЬСИН, ВЬЮГА, ГУАШЬ, МОЛЬБЕРТ.
Учитель: Наш урок окончен. До свидания.