Актуальность данной проблемы определяется тем, что именно семантическая направленность в обучении морфемике и словообразованию довольно четко в последнее время обозначилась в методике обучения русскому языку в 5–11 классах. В настоящее время ведется интенсивное внедрение этой идеи в практику преподавания родного языка в средних и старших классах. Еще острее стоит вопрос о развитии языкового чутья подростка, систематизации знаний и умений в области родного языка на основе осознания семантической сущности изучаемых явлений и совершенствования грамматического мышления, заключающегося в способности опознавать и выделять морфемы, учитывая их смысловую характеристику.
В работе над этой проблемой необходимо разработать методики по формированию у учащихся умения ориентироваться в структуре слова, определять ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной языковой задачи (словообразовательной, лексической, грамматической); выработки языковой интуиции, чувства родного языка, его законов, совершенствования способности к “языковой догадке”1, когда по отдельной морфеме ребенок может самостоятельно определить важнейшую информацию о слове и его языковых свойствах.
Задачи:
- Определить современные подходы в изучении морфемики и словообразования в школе, обеспечивающие формирование прочных и осознанных навыков структурно-семантического анализа.
- Выявить основные особенности усвоения учащимися словообразования и проведения ими структурного анализа слов.
- Разработать систему упражнений, ориентированных на активизацию морфемного канала восприятия слова, обогащение словарного запаса школьников; стимулирующих развитие морфемной зоркости.
При решении поставленных задач использую следующие методы ;
- анализ лингвистической и методической литературы;
- анализ действующих учебников, учебных пособий и программ по русскому языку;
- наблюдение за учебным процессом
Вопросы, связанные с обучением морфемике и словообразованию, развивали ещё дореволюционные ученые. Так Тихомиров Д.И. в 1909 году отмечал важность осознания морфемной структуры слова для правописания и понимания языка.
В советское время о важности значимых частей слова писали Богоявленский Д.Н. , Дзюбенко О.Г., Рыбникова М.А.
О приемах поиска ближайшего однокоренного слова с помощью специальных формул говорил Г.О. Винокур, считая, что это “ составляет собственно лингвистическую задачу в изучении значения слов”.
Пешковский А.М. рекомендовал воспринимать слово как семантическую единицу, в которой соединяются и взаимодействуют разные значения. Он писал: ““Всякое дробление слова есть дробление смысловое”.
Рождественский Н.С. в своей работе “ Свойство русского правописания как основа методики его преподавания” обращал внимание на семантический анализ слова в целом, утверждая, что “слово-сложное структурное целое, в нем осуществляется сложное сцепление и взаимоотношение фонетических, лексико-семантических и грамматических явлений”.
В 1985 году Львова С.И. указала на важность понимании термина “значимая”, который вводится в программу в 5 классе.
Известный лингвист Панов М.В. указал на осознанное выделение морфемы. По этому поводу он писал: “Увидеть морфему невозможно. Морфема –смысловая единица. Смысл увидеть нельзя. Смысл можно выявить путем рассуждения, в данном случае – путем осмысленного сопоставления слов.”
Усиление семантического аспекта в обучении, внимание к словообразова тельному значению значимых частей слова стимулирует развитие рече –мыслительной деятельности учащихся, способствует пополнению их словарного запаса новыми словами, так как “ словообразовательные элементы и их комбинации обеспечивают почти бесконечное количество новых слов и новых оттенков, обогащение которыми отвечает серьёзным потребностям роста языка”(Булаховский Л.А.)
В последующие годы работа над данной темой конкретизировалась и совершенствовалась. Использование в практике научных материалов
Богдановой Г.А., Горшковой В.Н., Шахнаровича А.Н, Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Сахарного Л.В. и других позволяют усилить семантический аспект в преподавании родного языка, что является необычайно важным, поскольку” стержнем языковой способности является семантический компонент, правила которого действуют всякий раз, когда происходит “включение” языковой способности” (Шахнарович А,М,, Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. – М.: Наука, 1990. – с.57)
Семантическая направленность обучения морфемике становится основой формирования полноценных умений и навыков в области грамматики, лексики и орфографии.
Считаю, что основная цель обучения морфемике и словообразованию в школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка; стимулировать развитие морфемной зоркости; через систему нестандартных заданий, непривычных речевых ситуаций активизировать морфемный канал восприятия слова, который позволяет ребенку осознать языковые значения, заключенные в анализируемой словоформе.
В настоящее время методистами разных поколений по данной проблеме традиционно используются такие методы: сообщение учителя, эвристическая беседа, анализ языкового явление, толкование семантики слова, выявление его эстетической значимости. Особое внимание уделяется методам, способствующим познавательной деятельности учащихся, для чего служат такие структурно-семантические упражнения, как: наблюдение уч-ся за семантикой слов, морфемный анализ, репродуктивно-продуктивные упражнения, продуктивные (творческие) задания.
Усиление семантического аспекта в преподавании морфемики и слово образования позволяет решать исключительно важные задачи:
Развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую интуицию ребенка, его языковое чутье, которым он овладел ранее;
Целенаправленно и поэтапно формировать у школьников представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать навыки осознанного членения слова на значимые части;
Отработать умения опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач: например, при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы употребления, грамматических признаков.
Одной из центральных проблем современной школы в настоящее время является создание условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Целью моей деятельности в обучении русскому языку является повышение качества обучения через использование индивидуального и дифференцированного подхода через использование ИКТ.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
Образовательные:
- способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
- обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию социально-активной личности.
Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный ( в уроке эти методы прослеживаются)
Изучив работы ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; методические наработки под редакцией Е.Н Степанова, пришла к выводу, что основной ценностью обучения является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности.
Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
- оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Решать данную задачу в полной степени помогает технология личностно ориентированного обучения. Ведь как бы не менялась цель обучения, но задачи урока остаются неизменными: воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность
Работая над темой “Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка как средство формирования языковой личности школьника”, я пришла к выводу, что технология личностно ориентированного обучения – во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения.
Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта, создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.