Обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить материал о бессоюзном сложном предложении, закрепить пунктуационные навыки в предложениях данного типа.
  • Развивающие: пронаблюдать, как изученные конструкции предложений помогают выразить стиль писателя; развивать творческие способности учащихся, постигать красоту родного слова.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию любви к природе, родному языку, бережному отношению, интереса к нему.

Цели учащихся:

  • Обобщить и систематизировать материал о бессоюзном сложном предложении
  • Качественно подготовиться к зачёту.
  • Выполнить самостоятельное исследование по теме “Частотность употребления конструкций БСП в произведениях И.С. Тургенева”
  • Проявить свои творческие способности с использованием БСП
  • Овладеть методами сравнения, наблюдения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, произведения И.С.Тургенева (“Голуби”, “Первая любовь”, “Бежин луг”)

Ход урока

I. Организационный момент. (Знакомство с темой и целью урока. Учащиеся выбирают свои цели. Исходя из темы урока учащиеся формулируют общую цель урока)

II. Эвристическая беседа (образовательная напряжённость)

Слово учителя: как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, счастье, раздумья, свои чувсва? Изучая русский язык, мы много раз убеждаемся, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств даёт он. Сегодня мы попробуем увидеть экспрессивные возможности БСП. Попытаемся понять, какова же экспрессивная роль БСП в художественном тексте.

III. Словарная работа.

Что обозначает слово экспрессия. Как БСП влияют на экспрессию

IV. Метод эмпатии. Язык Тургенева… Поразительно красив и светел.

Музыка тургеневского слова… Она завораживает, чарует, учит любить

Родное слово, родную природу. Послушайте отрывок из стихотворения в прозе Тургенева “Голуби” (Подготовленный ученик читаеттекст, который спроектирован на экран)

- Обратите внимание, каких предложений в тексте больше?

- В произведении Тургенева очень много БСП.

- Какую картину создаёт писатель, используя экспрессивные возможности БСП?

- Писатель создаёт яркую картину природы.

V. Проверка домашнего задания.

БСП в повести Тургенева “Первая любовь” (из учебника литературы)

Монологические ответы учащихся о знаках препинания в БСП по темам с приведением примеров из повести .

1. Двоеточие в БСП.

2. Точка с запятой.

3. Тире в БСП.

VI. Минуты творчества. Метод образного видения.

Сочинение по данному началу, используя экспрессивные возможности БСП “Вхожу в зимний лес… Проанализируйте в своих текстах особенности употребления БСП.

VII. Чтение работ. Рецензирование.

VIII. Работа с текстом Тургенева по группам с учётом учебных возможностей учащихся. Метод наблюдения над стилем писателя. (текст на экране).

Но вот наступает вечер. З..аря запылала пожаром и обхв..тила полнеба. Солнце садит(?)ся. Воздух в(близи) как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый вдали л..жит(?)с мя..кий пар тёплый на вид вместе с р..сой падает алый блеск на поляны ещё (не)давно облитые потоком жи..кого золота (от) дерев..ев (от) кустов (от)высоких ст..гов сена поб..жали дли(н,нн)ые тени.

Задание: списать, расставит знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

Дополнительно по группам:

  • 1 группа – обозначить орфограммы, объяснить написание слов
  • 2 группа – пунктуационный разбор последнего предложения, составить схему
  • 3 группа – определить стиль, тип речи, найти художественные средства выразительности, выписать

Проверка выполненного задания.

Вопросы для обсуждения:

  • Как нужно читать БСП?
  • Какая должна быть интонация?
  • Что особенного, тургеневского, вы заметили в этом тексте?
    Обратите внимание на употребление предлога ОТ, других повторяющихся слов. (Повтор характерен для стиля писателя, это любимый художественный приём Тургенева)
  • Какую картину рисует писатель? С помощью чего?
  • (Живопись словом. Создаётся прекрасная картина заката благодаря выразительным средствам языка, экспрессивности БСП. Тургенев мастер пейзажа. В.Г.Белинский о нём говорил: “Не можем упоминуть о необыкновенном мастерстве Тургенева изображать картины русской природы”)

IX. Эвристическое задание.

Самостоятельная работа с рассказом “Бежин луг” (тексты у учащихся)

Задание: найти БСП. Исследуйте частотность употребления БСП.

Какова стилистическая роль БСП в рассказе Тургенева? Сделайте вывод.

Запишите в тетрадь.

X. Проверка задания.

Почему у Тургенева такое обилие БСП? Чем объяснить?

(Тургенев использовал БСП для передачи экспрессии, большей выразительности, создавая незабываемые пейзажные зарисовки).

Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Можно зрительно представить картину, написанную Тургеневым.

XI. Рефлексия.

- Удовлетворены ли вы результатами своей работой на уроке?

- Достигли ли вы своей цели на уроке?

- Что для вас было самым интересным?

- Как бы вы продолжили своё исследование?

Домашнее задание.

Найти БСП в стихах Тютчева, Фета. Выписать.