Тип урока: обобщающее повторение.
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровень С).
Задачи урока:
- Образовательные: актуализировать знания по курсу «Русский язык 11 кл.».
- Развивающие:
- развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
- способность быстро переключаться с одного задания на другое;
- совершенствовать умение комплексного анализа текста;
- совершенствовать умение выявлять проблему в прочитанном тексте;
- логично и доказательно выстраивать устный ответ.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к наследию русского языка;
- развивать способности ценить богатство русского языка, поддерживать желание учащихся совершенствовать собственные учебные действия по предмету.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
– Тема сегодняшнего урока – комплексный
анализ текста.
– Что предполагает данный вид работы? (Подготовка
к написанию сочинения-рассуждения)
– Каков конечный результат работы? (Итогом
урока будет сочинение, которое должно
соответствовать заданию части С экзамена в форме
ЕГЭ.)
– Эпиграфом к нашему уроку послужат слова
философа Сенеки (древнеримский писатель)
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней»
II. Анализ текста
– На сегодняшнем занятии мы выполним несколько
заданий по тексту, вспомним структуру написания
сочинения и попытаемся сделать наброски к
сочинению, усовершенствуем свои знания и умения
в анализе текста.
– Для анализа вам предлагается текст Ю.Б.
Норштейна (художник, мультипликатор,
режиссер-постановщик) (Приложение
1)
– Как вы думаете, для чего нужна сказка?
– Именно через сказки в ненавязчивой форме
ребенок впервые знакомится с нормами и правилами
поведения, с понятиями нравственности, которые
заложены в ярких образах сказки. В процессе
работы со сказкой дети постигают азы духовной
культуры своего народа.
– Ответьте мне на вопрос. Какой должна быть
сказка, чтобы ребенок поверил, что в мире много
добрых людей, что правда на земле существует?
– Вот и мультипликатор Ю.Б. Норштейн в своей
статье задается вопросам: для чего же пишутся
сказки?
– Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка.
Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас,
автор использует такие синтаксические средства
выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и
(Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне
авторская мысль подчеркивается использованием
(В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и
(Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»).
Список терминов:
- анафора
- метафора
- гипербола
- однородные члены
- парцелляция
- лексический повтор
- противопоставление
- эпитеты
- контекстные синонимы
(Ответы:4,5,2,8.)
III. Структура сочинения:
I. Проблема
II. Комментарий
III. Позиция автора
IV. Собственное мнение
V. Выводы
– Определите тему текста и главную проблему.
Тема (о сказках.)
Проблема: (Роль сказки в жизни человека).
– Как можно оформить вступление? Какие способы
вы знаете? (В виде риторических вопросов, в
виде лирического отступления, в виде прямого
заявления проблемы).
– Попробуйте написать вступительную часть
сочинения
– Итак, проблема сформулирована, теперь
необходимо ее прокомментировать.
– Что входит в комментарий?
– Разделим текст на микротемы: (1-11, 12-21, 22-35).
– Определим ключевые предложения каждой
микротемы. (Постарайся передать идеи автора
своими словами; можешь использовать отдельные
цитаты, но не увлекайся ими.)
– Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно
помнить следующее. – Пересказывая, мы говорим о
том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о
том, что делает автор.
Учащиеся читают свои варианты вступления
и вместе с учителем редактируют их.
– Далее формулируем проблему и комментируем ее.
– Итак, проблема сформулирована и
прокомментирована, теперь следующий абзац –
позиция автора.
– О чем должно быть сказано в этой части
сочинения? (КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К ПРОБЛЕМЕ) (Сказка
создает в детской душе равновесие, поселяет
радость, является первой ступенькой к
взрослению)
– Вам осталось написать абзац, в котором вы
должны выразить собственное мнение к
предложенной проблеме, я надеюсь, что вы
полностью согласитесь с мнением автора о том, что
именно через сказку ребенок впервые знакомится с
нормами и правилами поведения, с понятиями
нравственности. В качестве аргументов вам
необходимо привести два примера, один – из
художественной литературы, другой – из
публицистики или исторических событий, а также
из опыта ваших родных или близких.
– Может быть, уже кто-то вспомнил художественное
произведение, которое как нельзя лучше подходит
к нашей теме? (Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»).
А последний абзац – это выводы из всего
сказанного. Вспомните, как необходимо строить
вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения?
(вернуться к началу)
Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без
первых трудно научиться последней». Как вы
понимаете высказывание древнеримского философа?
IV. Домашнее задание
Написать сочинение по данному тексту.
Технологическая карта урока (Приложение 2)