"Комплексный анализ текста". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Тип урока: обобщающее повторение.

Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровень С).

Задачи урока:

  • Образовательные: актуализировать знания по курсу «Русский язык  11 кл.».
  • Развивающие:
    • развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
    • способность быстро переключаться с одного задания на другое;
    • совершенствовать умение комплексного анализа текста;
    • совершенствовать умение выявлять проблему в прочитанном тексте;
    • логично и доказательно выстраивать устный ответ.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважительное отношение к наследию русского языка;
    • развивать способности ценить богатство русского языка, поддерживать желание учащихся совершенствовать собственные учебные действия по предмету.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

– Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста.
– Что предполагает данный вид работы? (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)
– Каков конечный результат работы? (Итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданию части С экзамена в форме ЕГЭ.)
– Эпиграфом к нашему уроку послужат слова философа Сенеки (древнеримский писатель)

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней»

II. Анализ текста

– На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним структуру написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, усовершенствуем свои знания и умения в анализе текста.
– Для анализа вам предлагается текст Ю.Б. Норштейна (художник, мультипликатор, режиссер-постановщик) (Приложение 1)

– Как вы думаете, для чего нужна сказка?
– Именно через сказки в ненавязчивой форме ребенок впервые знакомится с нормами и правилами поведения, с понятиями нравственности, которые заложены в ярких образах сказки. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.
– Ответьте мне на вопрос. Какой должна быть сказка, чтобы ребенок поверил, что в мире много добрых людей, что правда на земле существует?
– Вот и мультипликатор Ю.Б. Норштейн в своей статье задается вопросам: для чего же пишутся сказки?
– Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»).

Список терминов:

  • анафора
  • метафора
  • гипербола
  • однородные члены
  • парцелляция
  • лексический повтор
  • противопоставление
  • эпитеты
  • контекстные синонимы

(Ответы:4,5,2,8.)

III. Структура сочинения:

I. Проблема
II. Комментарий
III. Позиция автора
IV. Собственное мнение
V. Выводы

– Определите тему текста и главную проблему.

Тема (о сказках.)
Проблема: (Роль сказки в жизни человека).

– Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (В виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).
– Попробуйте написать вступительную часть сочинения
– Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.
– Что входит в комментарий?

– Разделим текст на микротемы: (1-11, 12-21, 22-35).
– Определим ключевые предложения каждой микротемы. (Постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.)
– Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. – Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Учащиеся читают свои варианты  вступления и  вместе с учителем редактируют их.
– Далее формулируем проблему и комментируем ее.
– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.
– О чем должно быть сказано в этой части сочинения? (КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К ПРОБЛЕМЕ) (Сказка создает в детской душе равновесие,  поселяет радость, является первой ступенькой к взрослению)
– Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что именно через сказку ребенок впервые знакомится с нормами и правилами поведения, с понятиями нравственности. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы,  другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.
– Может быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше подходит к нашей теме? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу) 
Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней». Как вы понимаете высказывание древнеримского философа?

IV. Домашнее задание

Написать сочинение по данному тексту.

Технологическая карта урока (Приложение 2)