Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Образовательная цель:
Познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
Развивающие цели:
Развивать умения применять правило при выборе букв о и е, графически объяснять условие выбора изученной орфограммы; развивать навыки орфографической зоркости; развивать связную речь, мышление учащихся; развивать умения анализировать, сравнивать языковые явления, выделять главное.
Воспитывающие цели:
Способствовать повышению уровня учебной мотивации, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.
Технические средства обучения: Презентация.ppt, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, интерактивная доска, доска, мел, учебник, карточки, раздаточный материал.
Цели деятельности учеников УУД:
- Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
- Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Слушать и слышать других.
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные УУД:
- Видеть в словах орфограмму букву о, е после букв шипящих и ц в окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания.
ХОД УРОКА
(1 слайд) Организационный момент, приветствие.
Доброе утро, дети. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии.
Мотивация к учебной деятельности.
Я учитель, люблю читать, уважаю л наш родной русский язык. А ещё я верю в чудо. А вы, ребята, верите в то, что на уроках русского языка могут происходить самые настоящие чудеса? Сегодня я предлагаю вам на один урок стать волшебниками, и совершить чудесное открытие. Я уверена, что в конце урока ваши ручки превратятся в волшебные палочки. Для этого придётся потрудиться.
(2 слайд) Подготовка к восприятию учебного материала.
Наш помощник Компьюша поможет вам сегодня познакомиться с новым правилом и подняться по лестнице успеха, выполнив предложенные задания. Давайте проверим вашу готовность. Тетради, мудрые книги-учебники, ручки, карандаши. Сегодня на ваших партах лежат и другие предметы, мы обязательно их используем. Ну что ж начнём! Вы готовы? Тогда пожелаем друг другу удачи.
Упражнение-энергизатор “Пальчиковая разминка”.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь на меня – улыбнитесь. А теперь, поочерёдно касаясь пальцами повторяйте за мной: желаю успеха большого во всём и везде. Удачи нам на уроке. Молодцы! Запишем число, классная работа.
(3 слайд) Актуализация знаний. Цветная самооценка.
Вначале проверим ваши волшебные способности, то есть те знания и умения, с которыми вы пришли на урок. В этом вам помогут цветные фонарики. Я буду произносить предложения.. Если вы согласны с ним, то поднимаете зелёный фонарик, если – сомневаетесь – жёлтый, если ваш ответ нет – поднимаете красный фонарик. Всё понятно? Приготовьтесь. Слушаем меня внимательно.
- Я могу узнать имя существительное среди других частей речи.
- Я умею выделять окончания имён существительных.
- Я знаю вопросы творительного падежа.
- Я могу назвать шипящие звуки русского языка.
- Я умею расставлять ударения в словах.
(4 слайд) Лестница успеха. Вы прошли первую ступеньку. Молодцы!
(5 слайд) Формулировка темы и целей урока.
Теперь ,ребята, вы сможете сформулировать тему урока. Для этого вставьте опорные слова в предложение.
(Щелчок. Проверка) Запишите тему в тетради. Так что же нам необходимо узнать? Чему будем учиться?
(6 слайд) Лестница успеха. Мы поднялись выше, умницы!
(7- 11 слайды) Лингвистический эксперимент.
Пришло время для линвистического эксперимента, понаблюдаем за словами.
В тетради обозначим 2 столбика: ударное окончание и безударное окончание.
На экране вы видите картинки. Ваша задача назвать слово, оканчивающееся на шипящий, и поставить его в форму Т.п.
Если окончание ударное –запишем слово в 1 столбик, если безударное – во 2.
Наблюдение. Формулировка правила.
И что же у нас получилось? Какая буква после шипящей написана в окончаниях слов 1 столбика? А в окончаниях слов 2 столбика? Подчеркните.
Как вы думаете, от чего зависит выбор написания букв О или Е после шипящих в окончаниях существительных? (волшебная палочка – ударение)
Попробуйте сформулировать правило.
(в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е).
(12 слайд) Правы ли вы? Проверьте себя. Прочитайте правило в умной книге-учебнике.
(13 слайд) Лестница успеха. И эту ступень мы преодолели!
Первичное закрепление.
(14 слайд) Наблюдение “Живая орфограмма”.
Важно не только знать правило, но и графически обозначать орфограмму.
Я предлагаю вам посмотреть, как правильно это делается.
Вы внимательно смотрите, что зачем выделяется в слове, постарайтесь запомнить.
(15 слайд) Составление алгоритма рассуждения “Мысли в порядке – пятёрки в тетрадке”. (См.Приложение 1)
А теперь попробуйте составить алгоритм. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Озвучьте, какие действия должен совершить ученик, чтобы выбрать правильную букву в окончании существительного. Пользуйтесь опорными словами на экране.
(Щелчок. Проверка)
(16 слайд) Лестница успеха. И это у нас получилось!
(17 слайд) Физкультминутка “Снеговик”.
Работать с волшебным экраном интересно, но при этом мы должны беречь своё зрение. Проведём гимнастику для глаз.
Ваша задача: глазами следить за перемещающимися объектами на экране.
Сильно-сильно зажмурьте глазки (проделать 2 раза).
(18 слайд) Работа в группах “Сказочная мастерская”.
В каких произведениях происходят чудеса? (в сказках). Я предлагаю вам побывать в роли сказочников. Разделимся на группы по шипящим. Внимание на ваши бейджики. Шипящие ж, ш встаньте, потянитесь, пройдите к 1 сказочной мастерской, шипящие ч, щ встаньте, выпрямитесь, – ко второй, а группа Ц встаньте, попрыгайте на одной ноге, затем на другой, пройдите – к третьей (См. Приложение 6)
А теперь послушайте сказку.
“В стране Орфографии правил Король Ударение. Владел он волшебной палочкой. Гласные по его приказу звучали громко и отчётливо. Было у короля две дочки: Принцесса О и Принцесса Е. Король Ударение старался держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходили из-под контроля. Могли быть ударными, а могли – безударными. Однажды он с принцессами О и Е отправился в гости к шипящим.
Назовите их. (1 группа: ж, ш. 2 группа: ч, щ. 3 группа: Ц).
Итак, подошёл Король с дочками к шипящим и Ц, и стали они их разглядывать. И вдруг...”
(См. Приложение 2, Приложение 3)
Ну а теперь ваше задание. На столах вы видите отрывки из сказки. Ваша задача, прочитать и вставить вместо пропусков нужные слова в форме Т.п., графически обозначить орфограмму. Синим маркером вписываете слово, красным маркером обозначаете орфограмму. У вас 4 минуты. Вперёд! (Листы сказки вывешиваются на магнитную доску).
(19 слайд) Лестница успеха. Вы настоящие сказочники! Вы преодолели такой трудный подъём.
(20-25 слайд) Тест с комментариями “Чудо-экран”.
Пока вы мастерили сказку, Компьюша приготовил для вас серьёзное испытание. Тест. На экране вы видите задание и варианты ответов. Ваша задача: записать номер задания и букву-ответ.
(Выполнять задания ребята могут у интерактивной доски, проверку может делать и учитель, выбирая щелчком правильный ответ)
(26 слайд) Лестница успеха. Вы молодцы!
Обобщение “Чудесное открытие”.
Пришло время подвести итоги.
- Какое чудесное открытие мы сегодня сделали?
- С каким правилом познакомились?
- Чему учились?
(27 слайд) Домашнее задание “Три дороги” (См. Приложение 4)
В сказке перед героем всегда стоит выбор, он выбирает дорогу, по которой пойдёт. Я тоже предлагаю вам на выбор три варианта домашнего задания.
- 1 вариант – “Вставь, объясни” (вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму).
- 2 вариант – “Вставь, распредели, объясни”.
- 3 вариант – “Измени, составь, объясни” .
Выбор за вами, ребята.
Но помните добрый совет: Правило вспомни, алгоритм не забудь, только потом выбирай себе путь!
(28 слайд) Лестница успеха.
(29 слайд) Рефлексия “Цветная самооценка”.
А теперь возьмите цветные фонарики и оцените себя.
Я знаю, когда пишется О, а когда Е в окончаниях существительных после шипящих.
Я смогу правильно написать окончания существительных.
(устно)
Какие задания на уроке вам показались самыми волшебными?
(30 слайд) Лестница успеха
Я желаю вам всегда оставаться такими же умницами и мудрецами.
Запишите предложения.
Девочки: Я стану умницей и красавицей.
Мальчики: Я стану мудрецом и храбрецом.
(31 слайд) Сюрприз “Волшебный буклет” (См.Приложение 5)
(Вручение буклетов и медалей)
(32 слайд) Спасибо вам за урок, юные волшебники! Успехов и новых чудесных открытий!