«Альфой и омегой школы должно быть
изыскание и открытие метода, при котором учащие
меньше бы учили, учащиеся больше бы учились».
Ян Амос Коменский, «Великая дидактика».
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока вообще, в том числе и урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Современные государственные образовательные стандарты не отрицают ценностей традиционного урока. Неизменно, как любой текст (дискурс), урок имеет трехчастную структуру (введение, основная часть, заключение) и строгое ограничение во времени (45 минут).
Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа [1]:
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Изменения касаются того, как мы (преподаватель — ученики) реализуем содержание урока, то есть, насколько эффективно складывается наше общение.
Известно, что эффективным является такое общение, при котором происходит достижение поставленной цели, реализация коммуникативного намерения говорящего и слушающего, в нашем случае — учителя,преподавателя и учеников.
Одной из целей обучения русскому языку в образовательных учреждениях профессионального образования является дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. И, как следствие, в качестве требования к умениям обучающихся называется эффективность достижения поставленных коммуникативных задач.
Современный мир предъявляет к будущим специалистам более жесткие требования, несоответствие которым будет отмечаться не наличием хороших или плохих оценок по предмету или дисциплине, а наличием востребованности — как личной, так и профессиональной. Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости.
Как урок русского языка помогает обучающемуся, будущему технологу, решать эти задачи? Насколько способствует формированию «общей культуры, развитию, воспитанию и социализации личности»?
Несомненно, русский язык как средство познания действительности обладает огромным потенциалом в обеспечении развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача преподавателя — выстроить траекторию освоения учебной дисциплины так, чтобы обучающийся не просто запоминал, каково строение словосочетания, например, а учился логически мыслить, задавать вопросы (определять границы знания-незнания), взаимодействовать с другими в поиске информации и решении учебных и профессиональных задач. Другими словами, говоря языком современных образовательных стандартов, «студент должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями...» [8,9]. Роль преподавателя сводится к тому, о чем говорил ещё Я.Коменский: меньше учить, больше направлять, консультировать, наставлять.
Один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке представлен в технологической карте урока русского языка для специальности 260807 Технология продукции общественного питания (тема: Синтаксис. Строение словосочетания. См. Приложение 1).
Результаты освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык», в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования, должны быть представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, где ключевым понятием является самостоятельность обучающегося. Особое внимание в новых ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, отражающимформирование так называемых универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях [3].
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» ФГОС среднего (полного) общего образования, а также ФГОС СПО по специальности 260807 Технология продукции общественного питания данный урок нацелен на достижение:
– личностных результатов, отражающих патриотизм, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей (аналитическая работа с текстами нравственной пролематики писателей и поэтов, юбиляров марта 2014 года. См. Приложение 3);
– метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели деятельности(формулирование темы урока на основе аналитический работы со слайдами преподавателя, см. Приложение 2, слайды 2,3); самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности (работа с технологической картой обучающегося – Приложение 4; внеаудиторная самостоятельная работа: проект «Еда и культура»: рецепты, стенд, слайд-шоу – Приложение 3); умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; навыки самостоятельной работы с информацией (учебник, словарь, в т.ч. профессиональной лексики, интернет-источники);
– предметных результатов: сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о языковой норме, владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов (таблицы, кластер «Синтаксис. Словосочетание» – Приложение 1), владение умением анализировать единицы различных языковых уровней(слово – словосочетание – предложение), сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности (слайд-шоу «Синтаксис и общение» – Приложение 3).
Так,одним из главных результатов взаимодействия преподаватель-обучающийся и овладения компетенциями на уроке русского языка должны стать способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, выражающиеся в эффективном достижении поставленных коммуникативных задач в различных сферах жизни (самопрезентация, общение с коллегами-профессионалами, клиентами, руководством, личное общение).
Литература:
1. Абдрахманова Р.Р. Типы и виды
современного урока в условиях введения ФГОС II
поколения / http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/tipy-i-vidy-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-ii
2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная
работа старшеклассников. 9-11 классы : пособие для
учителей общеобразоват. учреждений /
С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
3. Волщукова А.Г. Современный урок как
средство реализации метапредметных результатов
обучения в рамках фгос нового поколения / http://be.convdocs.org/docs/index-70300.html.
4. Иваненко Л.В. Самостоятельная
познавательная деятельность учащихся и развитие
их творческих способностей / https://urok.1sept.ru/articles/586689/
5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци
И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин,
А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
6. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты?
Проекты… Проекты! 5-11 классы :
учебно-методическое пособие / А.Г.Нарушевич / Под
ред. Н.А.Сениной. – Ростов н /Д: Легион, 2013. – 78 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.:
Изд-во АПН, 1950. – 384 С.
8. Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего (полного)общего
образования http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
9. Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего среднего профессионального
образования по специальности 260807 Технология
продукции общественного питания http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm675-1.pdf