Урок русского языка в 5-м классе по проблемно-диалогической технологии. Тема: "Предложение"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели урока: Знать определение предложения. Уметь находить грамматическую основу предложения,выделять ее,конструироватьпредложенияпо заданным типам грамматических основ, соблюдать верную интонацию конца предложения, отличать предложение от словосочетания.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным и изучающим), навыками аудирования, преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы в план, таблицу в текст).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Предметные:

6ЛР: анализировать и характеризовать предложение, выявлять его признаки, устанавливать отличие предложения от слова, словосочетания.

Этапы урока

  1. Орг. момент.
  2. Языковая разминка.
  3. Формулирование темы урока с постановкой проблемного вопроса.
  4. Актуализация изученного.
  5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование:

1. Среда Power Point, WORD; (Приложение 1. Приложение 2).

2. Сигнальные карточки зеленого, жёлтого, красного цветов.

3. Мультимедийный проектор.

4. Презентёр.

Литература.

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Пособия для учителей и методистов
  2. Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Электронные ресурсы. ИД “Первое сентября”, Оргкомитет фестиваля “Открытый урок”.
Этапы
урока
Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.  
II. Языковая разминка. Слуховой диктант с языковой трансформацией.

Составить предложение из слов, выполнив ряд действий (слова записываются по мере выполнения задания).

1) Из предложения Мы вчера ходили встречать рассвет. Взять дополнение. (Рассвет.)

2) Добавить сказуемое из предложения Своим вопросом ты застал меня врасплох. (Застал.)

3) Существительное в именительном падеже в предложении Туристы с трудом преодолели подъём. Употребить в родительном падеже мн. числа. (Туристов.)

4) Из предложения На нашем пути встретилось много препятствий. Взять обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом. (На пути.)

5) Из предложения Над рекой расстилался туман. Взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить в Д.п. ед. числа с предлогом. (К реке.)

- Прочитайте получившееся предложение. (Рассвет застал туристов на пути к реке.)

- Что о нём вы можете рассказать? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое.)

-Добавьте к этому предложению вторую часть, чтобы получилось 

сложное. Запишите получившееся предложение, составьте его схему.

Познавательные УУД

1. Анализировать, подводить факты под понятия.

2. Конструировать по заданным параметрам.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

III. Формулирование темы урока с постановкой проблемного вопроса. - На основе выполненных заданий спрогнозируйте тему урока. (Предложение).

- Сформулируйте цели урока.

- Сформулируйте вопросы по теме урока. (Что такое предложение?

Какие признаки оно имеет? Чем предложение отличается от слова?)

- Выполняя предыдущее задание, вы составляли предложение из отдельных слов. Как вы думаете, может ли предложение состоять из одного слова? Например, тишина – это слово или предложение?

- Достаточно ли информации, чтобы ответить на этот вопрос? – Докажите, что слово тишина может быть предложением. Какие доказательства вы используете?

Тишина… Тишина. Тишина!

1. Предложение содержит сообщение о чём-либо: здесь сообщается о тишине.

2. В предложении обязательно есть грамматическая основа; здесь основа – это только подлежащее (такое предложение называется односоставным).

3. Предложение должно быть интонационно завершено, в конце ставится какой-то знак: здесь можно поставить точку, многоточие или восклицательный знак.

- Какой ещё признак предложения вы не назвали? Почему? (Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически, но здесь предложение состоит из одного слова.)

Рефлексия.

- Что же такое предложение?

Продукт урока. На столе ученика лежит карточка для заполнения.

Предложение – это основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли.

Предложение – это единица синтаксиса.

Предложение состоит из 1 или нескольких слов, в которых заключено сообщение. Вопрос, просьба и т.д. Предложение воспринимается как единое грамматическое целое. Функция предложения в языке – коммуникативная, т.е. функция общения.

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему и проблему урока.

2. Планировать содержание деятельности на уроке.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свой выбор.

IV. Актуализация изученного. Прочитаем текст. (См. стр. 56 учебника)

Мой друг едет в Москву.
Кто ваш друг?
Какой друг!

- Попробуйте определить интонацию предложения. (Фиксирует мнения на доске.)

- Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?

- Какой же возникает вопрос?

- Повышается или понижается голос в начале предложения (в конце)?

- Как выделить слово при произношении? Зачем?

Интонация (запись в тетрадь для правил).

Восходящая, нисходящая.

Логическое ударение.

Паузы: длинная, короткие.

1. Анализ системы вопросов с составлением на их основе плана урока.

2. Ответы на вопросы, не требующие подготовки.

- Где встречаются признаки предложения, которые вы можете назвать без предварительной подготовки? (В синтаксическом разборе предложения.)

- А какие вопросы требуют вдумчивой, более серьёзной работы? (Связанные с отличием предложения от слова и словосочетания.)

Продукт урока.

- Чем отличается предложение от словосочетания?

& 28, 26 Чтение параграфа на стр. 56. 50. Приложение 1

3. Извлечение информации из параграфа об особенностях синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

Заполнение таблицы и составление связного рассказа на основе таблицы об отличии предложения от словосочетания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (вопросы, таблица).

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

V. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений. 1. Выделить грамматическую основу.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял этот мальчик.

3) Кудри берёз расчёсывает ветер.

4) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.

5) Приметы осени во всём встречает взор.

6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

7) Сказки Пушкина читают все.

Найти средства художественной выразительности. Расставить логические ударения в тексте, интонацию, паузы.

2. Составьте и запишите предложение по схемам.

3. Прочитайте предложения. Выпишите из предложений грамматические основы.

1) Хорошо в лесу ранней весной! 2) В полдень идёшь по тропинке между зазеленевших деревьев. 3) Лес оглашается птичьим гомоном. 4) Это пернатые спешат устроить понадёжнее свои жилища. 5) Берегите птиц! 6) Не разоряйте леса и гнёзда!

Синтаксический разбор

4. Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать.

5. Расставьте знаки препинания в предложениях. Покажите по схемам, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым

1) Птицы наши друзья.

2) Над опустевшими полями кружатся стаи галок и ворон.

3) Излюбленная пища соек жёлуди.

4) Беречь природу наша общая задача.

5) Увлекательное занятие читать интересные книги.

6) Учить ум точить.

7) Семь нечётное число.

8) Дважды два четыре.

Взаимопроверка (одну из тетрадей передают на проверку другой группе).

Регулятивные УУД

1. Разрабатывать собственные алгоритмы учебных действий.

2. Осуществлять учебную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. - Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание. &28, упр.136.(развернутый ответ: почему эту запись нельзя назвать текстом? Обозначить границы предложений знаками препинания).