Цели урока:
- Обобщить знания, полученные обучающимися в процессе изучения раздела Древняя Греция
- Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древней Греции
- Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать
- Информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- Закрепить грамматические навыки и умения по разделам “Фонетика”, “Морфемика”, “Синтаксис” по русскому языку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у обучающихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древней Греции.
- Воспитывать бережное отношение к родному языку
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта
Тип урока: обобщающий урок
Форма проведения урока: урок-путешествие
План проведения урока:
- Организационный момент. Сообщение целей урока.
- Сообщение темы урока
- Основная часть. Обобщающее повторение в форме путешествия
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель истории
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок. И название у этого урока необычное “Перелистнув назад страницы...”. Мы обобщим знания, полученные в разделе “Древняя Греция”
Учитель русского языка
а также закрепим ваши грамматические навыки и умения по предмету “Русский язык”.
2. Итак, тема нашего урока звучит так: Перелистнув назад страницы...
3. Основная часть. Обобщающее повторение в форме путешествия.
Учитель истории
- А проведем мы наш урок в форме путешествия. Еще раз окунемся в волшебный мир Древней Греции.
Учитель русского языка
- Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.
“БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ”
Исторический диктант
Греция, Афины, Спарта, Фермопилы, Перикл, Фемистокл,
театр, комедия, трагедия,
гимнасия, стиль, гражданин,
Олимп, Гера, Афина, Аполлон, Гермес, Геракл, Дионс, Гефест.
“ЗНАЙКИНО”
- Мы с вами уже много знаем о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории и мифологии этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова.
1) “ ...афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса... о боги черный цвет парусов. Мой сын, погиб"” (Эгей)
2) “Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом” (Дедал)
3) “Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире” (Афродита)
4) “О, владыка морей” Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме” (Полифем, циклоп)
5)
“Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой, сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная...” (Солон)
6) “Да, я упал лишь один раз” Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?” (Милон)
7) “Стыдно нам, перешедшим морской пролив бояться ручейка” (Александр Македонский)
Учитель русского языка
Грамматическое задание.
- Я думаю, что и в древнегреческих школах были ученики, которые иногда ленились и не учили уроки. Уже в Древней Греции оратор Исократ поучал детей и взрослых:
“Ученость – сладкий плод горького корня”.
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., не осложнено).
- Произведите пунктуационный разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему предложения, прокомментируйте знаки препинания и охарактеризуйте это предложение.
- Хорошо, молодцы.
“МИФИНО”
- Сейчас вашему вниманию будут названы предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.
Миф 1. Меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре
Миф 2. Корабль и чёрные паруса (Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. Перья, воск, нитки. (Дедал и Икар)
Миф 4. Яблоко с надписью “Прекраснейшей” (миф о начале Троянской войны)
Миф 5. Огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)
“ТЕРМИНОВО”
Учитель истории
- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. Я называю определение. А вы записываете термин в свою карту урока.
- Демос - Простой народ
- Полис - Город – государство
- Ипподром - Место для проведения конных соревнований
- Стратег - Военачальник
- Педагог - Сопровождающий ребёнка
- Ксеркс - Персидский царь, попытавшийся завоевать Грецию
- Эллада - Так древние греки называли свою страну
Учитель русского языка
Грамматическое задание:
- Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните, почему. (Эллада, ипподром)
- Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.
Физкультминутка
Мы писали, отвечали,
А теперь мы дружно встали!
Ручками похлопаем,
Раз-два-три!
Ножками потопаем,
Раз-два-три!
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней!
От зарядки станет легче!
Будешь крепче и сильней!
“ХРОНОЛОГИЯ”
Учитель истории
- Каждому событию найдите соответствующую дату и расставьте от самого раннего до самого позднего периода
- 776 г. н. э. – первые Олимпийские игры
- 594 г. до н. э. – реформы Солона
- 490 г. до н. э. - Марафонская битва
- 338 г. до н.э. – сражение близ города Хиронее
- 334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник
“ПРАВДИНО”
Учитель истории
- В этом пункте назначения игра “Детектор лжи”. Задача: соглашаться или нет с утверждениями.
- Если Вы согласны, то вы встаете, а если нет, то останетесь сидеть на своих местах.
- Верно ли, что...
- Участником Олимпийских игр могли быть Эллины, кроме женщин и рабов (да)
- Гомер является автором поэм “Илиада” и “Одиссея” (да)
- Марафонская дистанция оставляет 30 км. (нет)
- Элладой древние греки называли свою Родину (да)
- Спарта - город-государство в Южной Греции (да)
- Перикл - афинский государственный деятель (да)
- Олимпийские игры длились семь дней (нет)
Учитель русского языка
В слове Ксеркс все согласные звуки звонкие (нет)
Слово Зевс является именем существительным (да)
В слове Посейдон есть приставка (нет)
Слово Афродита пишется со строчной буквы (нет)
В слове Эллада, нет удвоенных согласных (нет)
“ОШИБКИНО”
- Найдите шесть ошибок в тексте
В начале 5 века до нашей эры Греция вела борьбу с римлянами. Во главе римлян стоял царь Дарий, а во главе греков спартанский царь Фемистокл. В 490 году до нашей эры у Фермопил, в Южной Греции, произошло сражение. Все попытки римлян овладеть Фермопильским ущельем ни к чему не приводили. Греки держались мужественно, римляне не могли их сломить. На третий день к Дарию пришел местный житель, готовый за царскую награду стать предателем. Изменник показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл к грекам. Спасая войско, Фемистокл приказал всем отступать. Сам же вместе с трехтысячным войском остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья-греки дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого. Битва кончилась поражением греков, и царь Дарий захватил всю страну.
“ТЕСТОВО”
Подведение итогов.
Учитель истории
Учитель русского языка
-Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык и история идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно и интересоваться и историей и русским языком.
Учитель русского языка
5. Домашнее задание.
Написать слова-существительные, которые у вас ассоциируются с Грецией.
6. Рефлексия
Учитель истории
Если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.