Повторительно-обобщающий урок по темам «Древняя Греция» (история) и «Разделы науки о языке» (русский язык)

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (599 кБ)


Цели урока:

  • Обобщить знания, полученные обучающимися в процессе изучения раздела Древняя Греция
  • Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древней Греции
  • Способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать
  • Информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • Закрепить грамматические навыки и умения по разделам “Фонетика”, “Морфемика”, “Синтаксис” по русскому языку.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у обучающихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древней Греции.
  • Воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, карточки, дополнительный материал, карта

Тип урока: обобщающий урок

Форма проведения урока: урок-путешествие

План проведения урока:

- Организационный момент. Сообщение целей урока.

- Сообщение темы урока

- Основная часть. Обобщающее повторение в форме путешествия

- Подведение итогов

- Домашнее задание

- Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель истории

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. И название у этого урока необычное “Перелистнув назад страницы...”. Мы обобщим знания, полученные в разделе “Древняя Греция”

Учитель русского языка

а также закрепим ваши грамматические навыки и умения по предмету “Русский язык”.

2. Итак, тема нашего урока звучит так: Перелистнув назад страницы...

3. Основная часть. Обобщающее повторение в форме путешествия.

Учитель истории

- А проведем мы наш урок в форме путешествия. Еще раз окунемся в волшебный мир Древней Греции.

Учитель русского языка

- Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания по истории и русскому языку.

“БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ”

Исторический диктант

Греция, Афины, Спарта, Фермопилы, Перикл, Фемистокл,   

театр, комедия,  трагедия,  

гимнасия,  стиль, гражданин,

Олимп, Гера, Афина, Аполлон, Гермес, Геракл,  Дионс, Гефест.

“ЗНАЙКИНО”

- Мы с вами уже много знаем о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории и мифологии этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова.

1) “ ...афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса... о боги черный цвет парусов. Мой сын, погиб"” (Эгей)

2) “Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом” (Дедал)

3) “Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире” (Афродита)

4) “О, владыка морей” Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме” (Полифем, циклоп)

5)

“Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой, сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная...” (Солон)

6) “Да, я упал лишь один раз” Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?” (Милон)

7) “Стыдно нам, перешедшим морской пролив бояться ручейка” (Александр Македонский)

Учитель русского языка

Грамматическое задание.

- Я думаю, что и в древнегреческих школах были ученики, которые иногда ленились и не учили уроки. Уже в Древней Греции оратор Исократ поучал детей и взрослых:

“Ученость – сладкий плод горького корня”.

(Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., не осложнено).

- Произведите пунктуационный разбор данного предложения. Подчерните главные члены. Какими частями речи они выражены? Начертите схему предложения, прокомментируйте знаки препинания и охарактеризуйте это предложение.

- Хорошо, молодцы.

“МИФИНО”

- Сейчас вашему вниманию будут названы предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.

Миф 1. Меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре

Миф 2. Корабль и чёрные паруса (Эгей и его сын Тесей)

Миф 3. Перья, воск, нитки. (Дедал и Икар)

Миф 4. Яблоко с надписью “Прекраснейшей” (миф о начале Троянской войны)

Миф 5. Огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)

“ТЕРМИНОВО”

Учитель истории

- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. Я называю определение. А вы записываете термин в свою карту урока.

  • Демос - Простой народ
  • Полис - Город – государство
  • Ипподром - Место для проведения конных соревнований
  • Стратег - Военачальник
  • Педагог - Сопровождающий ребёнка
  • Ксеркс - Персидский царь, попытавшийся завоевать Грецию
  • Эллада - Так древние греки называли свою страну

Учитель русского языка

Грамматическое задание:

- Среди этих слов подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните, почему. (Эллада, ипподром)

- Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.

Физкультминутка

Мы писали, отвечали,
А теперь мы дружно встали!
Ручками похлопаем,
Раз-два-три!
Ножками потопаем,
Раз-два-три!
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней!
От зарядки станет легче!
Будешь крепче и сильней!

“ХРОНОЛОГИЯ”

Учитель истории

- Каждому событию найдите соответствующую дату и расставьте от самого раннего до самого позднего периода

  • 776 г. н. э. – первые Олимпийские игры
  • 594 г. до н. э. – реформы Солона
  • 490 г. до н. э. - Марафонская битва
  • 338 г. до н.э. – сражение близ города Хиронее
  • 334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник

“ПРАВДИНО”

Учитель истории

- В этом пункте назначения игра “Детектор лжи”. Задача: соглашаться или нет с утверждениями.

  1. Если Вы согласны, то вы встаете, а если нет, то останетесь сидеть на своих местах.
  2. Верно ли, что...
  3. Участником Олимпийских игр могли быть Эллины, кроме женщин и рабов (да)
  4. Гомер является автором поэм “Илиада” и “Одиссея” (да)
  5. Марафонская дистанция оставляет 30 км. (нет)
  6. Элладой древние греки называли свою Родину (да)
  7. Спарта - город-государство в Южной Греции (да)
  8. Перикл - афинский государственный деятель (да)
  9. Олимпийские игры длились семь дней (нет)

Учитель русского языка

В слове Ксеркс все согласные звуки звонкие (нет)

Слово Зевс является именем существительным (да)

В слове Посейдон есть приставка (нет)

Слово Афродита пишется со строчной буквы (нет)

В слове Эллада, нет удвоенных согласных (нет)

“ОШИБКИНО”

- Найдите шесть ошибок в тексте

В начале 5 века до нашей эры Греция вела борьбу с римлянами. Во главе римлян стоял царь Дарий, а во главе греков спартанский царь Фемистокл. В 490 году до нашей эры у Фермопил, в Южной Греции, произошло сражение. Все попытки римлян овладеть Фермопильским ущельем ни к чему не приводили. Греки держались мужественно, римляне не могли их сломить. На третий день к Дарию пришел местный житель, готовый за царскую награду стать предателем. Изменник показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл к грекам. Спасая войско, Фемистокл приказал всем отступать. Сам же вместе с трехтысячным войском остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья-греки дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого. Битва кончилась поражением греков, и царь Дарий захватил всю страну.

“ТЕСТОВО”

Подведение итогов.

Учитель истории

Учитель русского языка

-Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что предметы русский язык и история идут рука об руку друг с другом, и чтобы быть успешным учеником, нужно и интересоваться и историей и русским языком.

Учитель русского языка

5. Домашнее задание.

Написать слова-существительные, которые у вас ассоциируются с Грецией.

6. Рефлексия

Учитель истории

Если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА