При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:
- групповая;
- работа в малых группах;
- индивидуальная работа.
Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных чужой речью в различных позициях.
Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.
К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения обо всех способах передачи чужой речи; знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).
Цели урока:
- Систематизировать изученное по ранее изученной теме.
- Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
- Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
- Повторить правила конструирования предложений.
- Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
- Обобщить и систематизировать материал по теме.
- Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
- Организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения ранее изученного материала.
Форма проведения урока: Урок-практикум.
Оборудование урока:
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.
- Раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.
II. Актуализация изученного об обращениях.
-
Укажите неверное утверждение.
А. Прямая речь — это точная передача чужой речи говорящим.
Б. Прямая речь и слова автора не соединяются союзами.
В. Слова автора могут стоять перед и после прямой речи, но не могут ее разрывать.
Г. Прямая речь выделяется кавычками. -
Укажите схему, которой соответствует предложение «Старушки, сидящие на скамейке, дружно заохали: «Какой грубый, какой невоспитанный мальчик!».
А. А: «П…»
Б. А: «П?»
В. А: «П!»
Г. А: «П». -
Укажите неправильное утверждение.
А. Существует несколько способов оформления прямой речи, выбор которых зависит от положения слов автора относительно собственно прямой речи.
Б. Прямая речь может быть оформлена с помощью абзацного выделения каждой из реплик и в подбор.
В. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится тире и прямая речь начинается со строчной буквы.
Г. Слова автора могут стоять перед прямой речью, в середине или после нее, а также включать прямую речь.
III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме (выполняются коллективно с объяснением).
-
Укажите предложение с прямой речью (некоторые знаки препинания не расставлены). Произведите его полный синтаксический разбор.
А. Капитан сел и сказал, что дальнейшие действия отменяются.
Б. Наташа говорила шепотом, да и дед с лесничим тоже говорили вполголоса.
В. Правильно, сестренка, спорт — это здоровье и грация одобрил мой выбор брат.
Г. Савельич спросил у Гринева, узнал ли он атамана. -
Укажите схему, которой соответствует данное предложение: «Нет, ты уж не такая как прежде,—продолжал я,—прежде видно было, что ты во всем с нами заодно». Произведите его полный синтаксический разбор.
А. «П,— а.— П».
Б. «П,— а,— п».
В. «П! — а.— П».
Г. «П? — а.— П». -
Укажите правильный вариант оформления предложения с прямой речью.
А. «Приезжайте еще»,— кричали нам вдогонку дети.
Б. «Приезжайте еще» — кричали нам вдогонку дети.
В. «Приезжайте еще!» — кричали нам вдогонку дети.
Г. «Приезжайте еще! — кричали нам вдогонку дети.»
IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.
V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. (Самостоятельная работа)
VI. Объяснение нового домашнего задания.
- Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
- Повторить изученное об обособленных обстоятельствах различных видов
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.
- Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.
- Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.
- Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
- Розенталъ Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.