Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания по теме;
- развитие орфографической зоркости, умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- закрепить умение употреблять числительные в речи;
- воспитывать любовь к родному городу.
Вид урока: заочная экскурсия;
Оборудование: карта-схема Москвы, рисунки, тексты, раздаточный материал, проектор.
Перед началом урока звучит музыка О. Газманова о Москве.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами закончили изучать тему “Имя числительное”. Сегодня у нас есть возможность ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по Москве. Она будет длиться 1 урок, т.е. 45 минут. В поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Для начала давайте разберёмся в том, что такое “экскурсия”.
Ученики дают разное толкование. Ответ подготовленного ученика.
“Экскурсия” - это
1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем – либо;
2. Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого у нас есть всё необходимое. У вас на столах лежат буклеты, по которым можно будет узнать о наших остановках, о также “Путевые листки”, где вы будете делать необходимые записи.
Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, проедем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную общеобразовательную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе.
2 ученика выходят с изображением автобуса. Рассказывают в 2-3 предложениях о нём с использованием числительных
(описание, технические характеристики).
УЧИТЕЛЬ:
Вот на таком автобусе мы и отправляемся в путь. У нас сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики.
НА ЭКРАНЕ появляются картинки: Москва, центр, герб.
ЭКСКУРСОВОД-1 (читает текст, потом садится на место)
Москва – столица Российской Федерации, административный, исторический и культурный центр страны. Девятое столетие стоит она на русской земле на 7 холмах. Первое упоминание о городе относится к 1147 году. Москва расположена в европейской части России на Москве-реке. Площадь столицы свыше 1 тысячи км2.
Символом столицы стал Кремль, территория которого защищена 20 башнями.
УЧИТЕЛЬ: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
- Какие бывают числительные по значению?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- А чем отличаются порядковые числительные от прилагательных?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Наш автобус сделал первую остановку. Встречающиеся в тексте СС “сущ.+числ.” занесите в нужные графы таблицы. Запишите каждое числительное прописью. Запись ведите аккуратно.
Ученики работают 3 мин.
УЧИТЕЛЬ: Назовите порядковые числительные в тексте. (Первое, девятое). Как склоняются порядковые числительные?
Устно склоняют.
НА ЭКРАНЕ: набережная Москвы-реки.
УЧИТЕЛЬ: Наш автобус продолжает путь. Мы едем по набережной Москвы-реки. Где берёт начало Москва-река? С этим вопросом обратимся к нашему экскурсоводу.
ЭКСКУРСОВОД-2: Москва-река берёт своё начало на Смоленско-Московской возвышенности. Устье реки лежит на 58м ниже уровня океана. Москва - река принимает около 92 притоков. Общая протяжённость реки более 473 квадратных километров. К бассейну Москвы-реки примыкают 362 реки и около 550 ручьёв.
УЧИТЕЛЬ: Сделаем небольшую остановку. Продолжим нашу запись в путевом листке.
Запишем СС с числительными из текста. Вспомним орфограмму. В каких числительных пишется Ь знак в середине? Приведите примеры из текста. (Семьдесят).
УЧИТЕЛЬ:
Трогаемся в путь. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км\час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70-ти и даже 80-ти км\час.
Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочла? О каких числительных идёт речь и в чём их особенность?
Ответ: О склонении числительных от 50 до 80.
УЧИТЕЛЬ: Пока наш автобус двигается медленно, запишите числительное 50 в Т.п. и П.п. (Дети выполняют). У меня к вам вопрос. Слова, обозначающие 20, 30, 50, 60. 70, 80, похожи между собой: два+дцать; три+дцать и т.д. Почему слово СОРОК не похоже ни на одно из них? Как появилось числительное 40?
ОТВЕТЫ.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, мы вот сейчас едем на комфортабельном автобусе, а знаете ли вы, когда появился в Москве первый автобус? Давайте спросим у экскурсовода.
НА ЭКРАНЕ: изображение первого автобуса.
ЭКСКУРСОВОД-3: Первые электрические автобусы в России были построены в 1901 году на московском заводе “Дукс”. Новые автобусы Москвы имели всего 10 мест и могли развивать скорость до 20 км/час и имели запас хода 60 км. В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года.
УЧИТЕЛЬ: В каком падеже употребляются названия месяцев в СС с порядковым числительными?
Ответ учеников с приведением примеров.
НА ЭКРАНЕ: карта-схема города.
УЧИТЕЛЬ: Давайте посмотрим на карту – схему города. Большие площади, широкие набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают великолепный вид столице. Слово нашему экскурсоводу.
ЭКСКУРСОВОД-4: Москва делится на 10 округов. В городе насчитывается более З500 улиц, проспектов и переулков. На территории города 800 бульваров, 700 скверов, 84 парка.
Самый короткий московский бульвар – Стретенский (около 314) метров), самый широкий – Страстной (около 123 метров), самый длинный – Тверской (около 875 метров).
УЧИТЕЛЬ:
А вы знаете, ребята, ведь есть в Москве улицы, названия которых содержат имена числительные. Давайте, пока наш автобус едет, вспомним и назовём эти улицы.
ОТВЕТЫ учеников:
Первый Басманский переулок; Улица 8 Марта; 2-я Басманская улица;
Первый Крутитский переулок; Улица 1905 года;
проспект 40 лет Октября и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Продолжим нашу экскурсию.
НА ЭКРАНЕ: картинки с изображением жителей Москвы.
ЭКСКУРСОВОД-5: Москва – крупный населённый город России. В 1350 году в Москве проживало примерно 30000 тысяч человек. К началу ХV века население увеличилось примерно в 1,5 раза. На 1 января 2011 года население Москвы составило 11551930 человек.
Средний рост москвича около 170 см, москвички – 158. Рост молодых людей выше, пожилых – ниже. Москва – многонациональный город. Здесь проживает более 15 национальностей.
УЧИТЕЛЬ: Определите стиль текста. (Публицистический). Докажите. (Точные сведения, данные, факты).
Куда в путевом листке мы можем записать числительное 1,5 раза? (Ответ).
Разберите предложение “Здесь проживает более 15 национальностей”. Чем выражено подлежащее?
Ребята, а что вы знаете об истории числительного МИЛЛИОН? А как оно пишется?
ОТВЕТЫ дети подготавливали дома. Объясняют 2-3 ученика.
УЧИТЕЛЬ: Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы с вами направляемся в гости к братьям нашим меньшим. Мы подъехали к зоопарку.
НА ЭКРАНЕ: Зоопарк с единственной записью у входа.
УЧИТЕЛЬ: Странно, а нас никто не встречает, нет экскурсовода. Придётся самим разбираться. Я думаю, вам это сделать будет нетрудно. Мы будем подходить к вольерам и знакомиться с их обитателями.
Читает любой ученик.
Ученик-1: Московский зоопарк основан в 1864 году. На его территории проживает более 1000 видов животных, что составляет более 6000 особей. В зоопарке насчитывается 175 видов и 1386 экземпляров млекопитающих.
На экране появляется картинка.
Ученик-2: Полосатая гиена, продолжительность её жизни составляет 23-24 года.
На экране появляется картинка.
Ученик-3: В 2009 году сюда были Завезены сурикаты из ЮАР. У молодой мамаши родилось четверо больших и крепких малышей весом в 30 грамм.
На экране появляется картинка.
Ученик-4: На территории зоопарка в большом здании, построенном в восточном стиле, проживают три азиатских слона: один самец и две самки. Эти слоны приехали из Вьетнама в 1985 году.
На экране появляется картинка.
Ученик-5: Жираф Самсон родился в Ленинградском зоопарке в 1993 году. Самсон является одним из символов зоопарка.
УЧИТЕЛЬ:
Назовите собирательное числительное, которое встретилось в тексте. (ЧЕТВЕРО)
- С помощью чего образуются собирательные числительные?
- Приведите пример с собирательным числительным.
- Что вы можете рассказать о собирательных числительных ОБА, ОБЕ?
Заполните, пожалуйста, нужные графы в путевом листке.
Дети выполняют задание.
УЧИТЕЛЬ: Образовалась на дороге небольшая пробка. Чтобы не было скучно в долгом, утомительном ожидании, давайте вспомним фильмы, в которых встречаются числительные.
Предполагаемые ответы учеников: “Три+Два”,
“Трое в лодке, не считая собаки” и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Едем дальше.
НА ЭКРАНЕ: коллаж с изображением вузов Москвы
ЭКСКУРСОВОД: Москва – многонациональный город. Здесь проживает более 15 национальностей. В Москве свыше 250 вузов, в том числе МГУ, консерватория, более 100 музеев, свыше 140 профессиональных театров.
УЧИТЕЛЬ: Мы подъехали к РУДН. Посмотрите, стоит группа студентов! Давайте подойдём к ним и спросим, откуда они, и, если можно будет, сфотографируемся: они такие красивые!
СЦЕНКА на 2-3 минутки. Стоят студенты-иностранцы в национальных костюмах. К ним подходят ученики (2-3ч.), поздоровавшись, начинают спрашивать, откуда они, на каком факультете, курсе учатся, сколько им лет, когда приехали в Москву и т.д. Раздаётся сигнал автобуса.
Попрощавшись, дети расходятся.
УЧИТЕЛЬ: Итак, что мы сегодня интересного узнали на уроке?
Дети отвечают.
(Можно задать вопросы по экскурсии: год основания Москвы, о протяжённости реки Москва и т.д.)
УЧИТЕЛЬ: Путевые листки нужно будет сдать на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. Закончилась наша познавательная экскурсия по Москве, в ходе которой вы многое узнали не только о ней, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном. Благодарю вас за активное участие.
Выставление оценок. Запись домашнего задания: написать свои впечатления об экскурсии.