Урок русского языка "Распространные и нераспространенные предложения"

Разделы: Русский язык


Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, под. редакцией Е.Я. Шмелёвой.- М.: Вентана- Граф, 2014; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

Учебник: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А.Д.Шмелёв. - М.: Вентана-Граф., 2014.

Деятельностная цель: создание условий для развития способов деятельности: анализ, сравнение, установление закономерностей, преобразование информации из одной формы в другую (создание алгоритма, конструирование текста), действия по алгоритму.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: распространённые предложения, нераспространённые предложения.

Личностные результаты: достаточный объем лексического запаса слов, грамотное использование грамматических средств с целью выражения мыслей в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты: умение грамотно использовать речевые средства для выражения мыслей, регуляция деятельности.

Предметные результаты: определять вид предложений (распространённые, нераспространённые).

УУД личностные: Л1 – расширение лексического запаса и усвоение грамматических средств с целью выражения мыслей в процессе речевого общения; Л2 – развитие понимания ценности русского языка, Л3 - ориентирование в системе моральных ценностей.

УУД регулятивные: Р1 – определение цели; Р2- планирование деятельности; Р3 - принятие решений в проблемных ситуациях; Р4 - осознанное выстраивание речевых высказываний в устной и письменной форме; Р5 – контроль и оценивание своих действий, Р6 - умение аргументировать свою точку зрения.

УУД познавательные: П1 – сопоставление и классификация объектов по критериям; П2 – выделение основной и второстепенной информации; П3 – построение логических рассуждений; П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: К1 – приобретение опыта работы в группе; К2 - приобретение опыта работы в паре; К3 - усвоение морально-этических норм общения и сотрудничества; К4 – действия с учётом позиции другого, умения соотносить свои действия, К5 - умение слушать собеседника.

  Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1. Этап мотивации к учебной деятельности Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Готовятся к восприятию информации. К3, К5
2. Этап актуализации и пробного учебного действия “Веришь ли ты, что…” 2.1. Напоминает о необходимости в течение урока оценивать работу  в листах индивидуальных достижений. (Приложение 2)

Критерии оценки:

  – цель достигнута;

  –  справляюсь, но есть ошибки;    

 – ещё нужно над этим работать).

2.2. Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям вспомнить материал по теме.

1. Зима.

2. Ты радуешься её приходу?

3. На деревьях лежат огромные шапки снега.

4. Красив лес!

На доске – схемы этих предложений.

Предлагает выбрать, какой схеме соответствует оно, объясните, почему.

“Веришь ли ты, что…”

- эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания?

- эти предложения можно объединить в группы по интонации?

Готовятся к выполнению работы.

2.2.Групповая работа.

Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.

Делят предложенные предложения на группы.

Л1

Р3

Р4

Р5

Р6

П1

П2

К1

К4

3. Этап выявления места и причины затруднения;

“Веришь ли ты, что…”

3.1. “Веришь ли ты, что…”

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

Кто сможет распределить по этому признаку?

А кто знает, как называются эти предложения?

Анализируют, делают выводы. Л1, Р3, Р4,

Р5, Р6, П1, П3, К1, К4

4. Этап построения проекта выхода из затруднения;

“Инсерт” (маркировка текста)

4.1. Предлагает сформулировать тему урока, цель урока.

4.2.Предлагает выполнить задание № 1  из маршрутного листа:
–  Прочитать информацию в учебнике о  видах предложений по наличию второстепенных членов – стр. 29.
–  Читая информацию, поставить карандашом знаки: (“Инсерт”)
v  знаю
+ новое
!  интересное
? не понимаю

 4.3.Организует на   выполнение задания:  распределить в группы распространённые и нераспространённые предложения?

4.1. Формулируют тему урока, цель.

4.2. Индивидуальная работа.

Читают текст на стр. 29, перерабатывают информацию

4.3. Групповая работа.

Распределяют предложения на доске в группы: распространённые и нераспространённые.

Р1, Р2, Л1, Л2, П2

Р2, Р3, Р6, П1, П2, П3

К1, К3

5. Этап реализации построенного проекта; 5.1. Предлагает создать алгоритм определения вида предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов. 5.1. Групповая работа.

Создают алгоритм определения вида предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Р2, Р3, Р4, Р6, П1, П3, П4, К1, К4
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 6.1. Предлагает выполнить следующее задание: стр. 30 упр.28, з.1.

6.2. Организует работу по составлению нераспространённых и распространённых предложений по схемам.

6.1. Групповая работа.

Составляют предложения, подчёркивают главные члены предложения.

6.2. Работа в парах.

Выполняют, представляют классу.

П3, К1, К4,

Л1, Р4, Р5

К2, К3, К4,

К5,

Р4, П3, Л1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 7.1. Предлагает выполнить следующее задание из маршрутного листа.

Стр.30 упр.27.

7.1. Индивидуальная работа.

Стр.30 упр. 27

Проверяют по образцу

Самопроверка по образцу.

Р3, Р5, П1,

П3

8. Этап включения в систему знаний и повторения; 8.1. Предлагает выполнить тестовую работу по определению типов предложения.

8.2. Организует работу по конструированию текста.

8.1. Индивидуальная работа.

Выполняют, осуществляют взаимопроверку

8.2. Работа в парах.

Распространяют предложения, представляют классу, записывают текст.

Р2, Р3, П1, К2, К3

Л1, Л2, Р3, Р4, К2, К3, К4, К5, П3

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Л1, Л2, Л3, Р4, Р5, Р6, К3, К5
  Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок Задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся:

1. Стр. 30 упр.28, з.2.

2. Миниатюра с использованием нераспространённых предложений.

3. Лингвистическая сказка “Два предложения”.

Самостоятельная домашняя работа  

Приложение 1

Приложение 2