Цели:
- научить определять лексические и синтаксические особенности официально-делового стиля
- формирование усваивание норм официально-делового стиля для свободного использования в процессе письменного общения
- формировать умения выделять главную информацию и устанавливать принадлежность текста к определенному стилю
Ход урока
1. Вступительное слово
Русский язык - это и художественная литература, и деловая речь, и разговорная речь. В зависимости от того, что надо выразить, русский язык меняется, стараясь выполнить коммуникативное намерение, т.е. цель общения. Одни слова, обороты, грамматические средства используются в рассказе или стихотворении, другие – в учебниках, третьи- в деловой речи. И в каждом случае используется определенный стиль речи: разговорный стиль, научный стиль, публицистический стиль, художественный.
2. Прочитайте тему урока, записанную на доске.
– Что вы знаете об официально-деловом стиле?
На ваших столах лежит лист с изображением дерева.
Назовем его “Дерево знаний”. Отметьте свое имя на том месте, которое соответствует вашим знаниям об официально-деловом стиле. Уверена, что к концу урока ваши имена вы сможете поставить на верхушке (или почти верхушке) дерева.
Знакомство с информацией на стр. 49 учебника
Беседа:
- Когда используется официально-деловой стиль?
- Каковы особенности этого стиля (точность изложения, использование специальных слов, оборотов речи)
Послушайте 2 текста и определите, какой из них относится к официально-деловому?
1. У одного крестьянина были два сына. Старший рос умным и проворным, с любой работой справлялся. А младший был так себе. Ни к какому делу его не тянуло. Целыми днями пропадал он в лесу или бродил по берегу моря да играл на дудочке.
2
Справка
Выдана Сергееву Дмитрию в том, что 20.09.2014 г он находился на лечении в поликлинике №3.Справка дана по месту требования.
20.09.2014г Врач Лепилкина А.Н.
- Почему вы считаете, что текст №2 относится к официально-деловому стилю?
Выполните упр №88: Какие из слов преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают (на партах – Толковые словари)
Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг (заявлением, распиской, объяснительной запиской, доверенностью) и узнаем, как оформляются эти деловые бумаги.
Упражнение 89. В чем особенность оформления заявления?(в верхнем правом углу-кому чье заявление, в центре - слово “заявление” с прописной буквы, далее излагается просьба, дата, подпись). Значит, для официально-делового стиля характерно следующее:
*стандартность расположения частей текста(это записывается в тетрадях и на доске, можно напечатать на листах)
- Кто из вас писал объявление? А кто читал? Прочитайте объявления, которые вы нашли в газетах. (Прослушиваются 3-4 объявления)
- На какие части можно разделить объявление? Есть ли стандартность расположения частей? В какой форме используются глаголы в объявлениях? (чаще в форме 1 лица единст и множ числа наст времени)- Что характерно для объявлений?
- точность, не допускающая иного толкования
- краткость
- ясность (запись в тетрадях)
Физминутка.
Объяснительная записка – еще один вид деловых бумаг официально-делового стиля.
Выполняем упр №90, стр 50. Прочитайте текст самостоятельно и скажите, из каких частей он состоит.
- Как вы думаете, в каких случаях такой документ вам может пригодиться?
- Какую еще особенность деловых бумаг вы можете назвать?
- отсутствие эмоциональности(учитель добавляет: экспрессивности. Объяснить лексическое значение слова)
У вас на партах лежат справки, приказы. Прочитайте их. Каково назначение каждого из этих документов?
Справка-документ, удостоверяющий, подтверждающий какой-либо факт.
Приказ-документ, который предписывает (указывает) совершить какое-либо действие.
- Какую особенность вы подметили, знакомясь с этими видами деловых бумаг?
- единая внешняя форма (характер формулировок, устойчивые обороты речи)
Итак, назовите особенности официально-делового стиля (используются записи в тетрадях/открывается доска с записями).
Теперь оформите любой вид деловых бумаг. Все необходимые образцы - перед вами в учебниках, газетах или парте. (работы выполняются в паре)
- Прочитайте составленную вами деловую бумагу.
- Почему ты выбрал именно этот вид документа?
- Вы можете теперь помочь другому человеку в написании заявления? объяснительной записки? объявления?
- Вы составили документ в паре с одноклассником. Вам понравилось с ним работать? А ему - с вами, как вы думаете? Подведение итогов.
1. Что нового узнал на уроке? Какую работу ты выполнял с удовольствием? Что было сложным?
2. Посмотрите на дерево знаний и теперь отметьте то место, которое соответствует сейчас вашему знанию об официально-деловом стиле и вашим умениям оформлять деловые бумаги.
- Вы переместились выше? А кто-нибудь находится на самой-самой верхушке? (Нет) И вы првы, потому что есть еще другие виды деловых бумаг (доверенность, договор и тд.), которые нам предстоит узнать. Предлагаю выполнить проектную работу на тему: “Виды деловых бумаг в школе”. Мы создадим альбом с образцами деловых бумаг, которым смогут воспользоваться учащиеся нашей школы.(работа будет выполняться в течение 2 недель)
Домашнее задание: написать заявление о приеме вас в музыкальную школу №15.
Литература к уроку.
1. Вялкова Г.М., Чернова Т.А., Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. По программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского М., “Планета” 2014
2. Г.В.Цветкова “Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся”. Волгоград, “Учитель”. 2009
3. Русский язык, учебник для 6 класса под редакцией Ладыженской