Цели урока:
учебно-познавательные:
- обобщение и систематизация изученного материала по теме “Синтаксис”;
- формирование языковой и речевой компетенций;
- введение в лексикон учащихся термина “фонетика”;
интеллектуально-развивающие:
- развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
- обучение умению сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов;
воспитывающая:
- формирование у учащихся коммуникативных умений;
- воспитание самостоятельности, творческого отношения к каждому заданию.
Формы обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.
Оборудование: карточки; текст; презентация “Фонетика. Гласные звуки”, фонограмма “Звуки природы”.
Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа с текстом, взаимоконтроль, различные виды опроса. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого ученика в активную деятельность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать гласные и согласные звуки; составлять простые осложненные и сложные предложения, соблюдать нормы орфографии и пунктуации, составлять текст; уметь работать самостоятельно, в парах и группах.
Применение элементов сингапурской методики позволяет добиться следующих результатов:
- совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
- участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну “Фонетика” и обещаю вам удивительные открытия. Этот урок мы проведем по сингапурской методике.
Первая структура называется Менедж Мет (Мanage Mat)
За каждым столом (пять столов) сидят по пять учеников.
Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один.
Встаньте ученики под номером два.
Поднимите левую руку ученики под номером три.
Поднимите обе руки ученики под номером четыре.
Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей (определение партнера по лицу, партнера по плечу).
III Актуализация знаний учащихся по теме “Синтаксис”.
Вторая структура называется Финк – Райт – Раунд - Робин (Think-Write-Round Robin) (подумай - запиши- обсуди в команде)
Каждая команда получает папку с заданиями-карточками. Там содержится
Карточка-подсказка
- Предложение с прямой речью
- Сложное предложение
- Предложение с однородными членами
- Предложение с прямой речью и обращением
- Пять карточек с предложениями (у каждого ученика индивидуальная карточка).
Карточки содержат следующие предложения:
- Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
- “Дождь пойдет”, – проговорила Нина.
- Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
- Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
- Валерка громко закричал: “Бежим, ребята!”.
В команде ребята обсуждают виды предложений, данные в карточке – подсказке, объясняют партнеру по плечу, по лицу. Каждый ученик получает свою карточку, записывает в тетради и выполняет синтаксический разбор предложения.(Партнер по плечу помогает, если ученик в команде затрудняется в определении вида предложения.)
Следующая структура называется “Конэрс”
На четырех углах прикреплены карточки с записями:
1. Предложение с прямой речью
2. Сложное предложение
3. Предложение с однородными членами
4. Предложение с прямой речью и обращением
По видам предложений ученики находят свои углы, по команде становятся в парах и рассказывают друг другу, почему именно этот угол выбрали. Отдельные пары из каждого угла объясняют свой вид предложений. Другие пары составляют на этот вид свои предложения, озвучивают их.
Ребята, поблагодарите друг друга и займите свои места. Спасибо.
СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin) – “однократный раунд робин”
Теперь из этих пяти предложений составьте текст. Объясните расположение предложений в тексте проговаривайте ответы на данный вопрос по кругу один раз.
IV. Изучение нового материала.
- Давайте послушаем фонограмму. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
– Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Из них образуются слова.)
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Слайд 1)
V. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Это слово пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
- Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
- Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
- Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
- Микрофон (прибор для усиления голоса);
- Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
- Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
- Фонотека (собрание звукозаписей);
- Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
- Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
- Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему?
(Слово “фон” обозначает
- 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
- Как мы различаем звуки и буквы?
Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим.
Какие бывают звуки? Гласные и согласные
– Что изображено в этих двух столбиках? (Буквы.)
– Что изменится, если я начну их произносить? (Это уже будут звуки.)
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы?
– А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
– А как мы можем доказать, что слова образуются из звуков? (У каждого слова есть свой смысл, своё значение.) Если заменить 1 звук в слове на другой, можно изменить смысл и значение слова:
– На какие 2 группы мы можем разделить звуки? (Гласные и согласные.)
– Чем отличаются гласные буквы от гласных звуков?
Следующая структура ТАЙМД РАУНД РОБИН.
Каждому ученику в команде дается 30 секунд ответить на вопрос:- Назовите, сколько гласных звуков в русском языке? Составьте слова с гласными звуками.
VI. Закрепление нового материала.
- А всегда ли слова по произношению совпадают с написанием? Что нам помогает отчетливо увидеть эту разницу? (Транскрипция.) (Слайд 2)
1. Измените первый звук.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сом – ком | чайка – гайка | моль – роль |
том | зайка | соль |
дом | байка | боль |
лом | лайка | ноль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. (Слайд 3)
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки (Слайд 4). Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).(Слайд 5)
VII. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
Словарная работа. (Слайд 6)
- Удивительный - вызывающий удивление, необычайный;
- Поразительный – производящий сильное впечатление;
- Изумительный - восхитительный, необыкновенный, приводящий в изумление;
- Дивный - удивительный.
Какие эти слова? Чем они похожи? Составьте с этими словами предложения.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упражнение 256. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
РАУНД РОБИН (Round Robin)
Ученики под номером 2, раздайте листочки команде.
Приведите примеры односложных слов, где содержатся следующие гласные звуки. Ученик 1 – с гласным звуком [а], ученик 2 – с гласным звуком [и], ученик 3 – с гласным звуком [у], ученик 4 – с гласным звуком [э], ученик 5 - с гласным звуком [о]
(Дается время, чтобы каждый мог подумать. Далее каждый участник высказывается в команде.)
Обсудите в команде по кругу. Начинает ученик 1.
Поблагодарите друг друга.
Проверим итог работы. Какая команда смогла придумать больше слов с гласными?
VII. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
- Каких звуков больше: гласных или согласных?
Фразы на завершение. Всей командой пишут продолжение фраз. Ученики под номером 2 читают полученные ответы. (Слайд 7)
На уроке
- Я узнал...
- Я научился...
- Мне понравилось...
- Мне показалось сложным...
- Мое настроение...
IX. Домашнее задание. Запомнить по упражнению 258 написание словарных слов (использовать при выполнении орфографический словарь), придумать небольшой рассказ по вариантам на темы “В стране гласных”, “В стране согласных”.