Цель урока: сформировать умение различать типы речи.
Ход урока
I. Синтаксическая пятиминутка.
Составьте схему предложения, дайте характеристику, выпишите словосочетания.
Роса стекает по белым стволам.
- А какие типы предложений по цели высказывания вы еще знаете?
- А почему все предложения по типам высказывания разделены на три группы? Какова цель создающего эти предложения?
- А как вы думаете, тип текста зависит от цели, с которой мы его создаем?
- Давайте с вами посмотрим на карту урока “Типы речи” и вспомним, как можно определить тип текста.
Cхема 1 (Приложение 1)
Повествование рассказывает о событиях. Такой текст имеет определенную структуру: вступление, изложение событий, заключение. Как правило, используется большое количество глаголов.
В описании передаются детали предметов и явлений, признаки. Такой текст, как правило, имеет вступление, изображение предмета или еще чего-либо при помощи прилагательных (эпитетов).
Рассуждение. Обязательно выдвигается тезис, затем приводятся доказательства, и делается вывод.
II. Работа с текстом (работа по алгоритму).
Cхема 2 (Приложение 2)
1. - Прочитайте текст.
- О чем он? Какова тема?
- Обратите внимание, какие средства использует автор, чтобы раскрыть тему текста.
- Каков тип текста?
Текст
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы. (Описание. Действия происходят одновременно. Используется много прилагательных (причастий)).
2. Докажите, что это текст-повествование.
Кто сажает лес?
За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.
А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.
А кто?
Долго не мог угадать.
Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.
Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.
Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает. (Событие. Есть временная последовательность, нет одновременности, много глаголов).
3. Найди в тексте предложение, в котором выражена основная мысль сказки. Составьте план и напишите сочинение-рассуждение о том, как сказки передают мудрость поколений.
Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.
Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.
III. Срезовая работа
1. Докажите, что данный текст – это текст-повествование.
Стоит охотник на краю леса, ждет. Колобок не колобок – катится через дорогу серый.
Свистнул охотник. Остановился серый, встал на задние лапы, поднял уши – слушает, далеко ли собаки.
Поднял охотник ружье.
2. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.
Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно валятся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.
У большого соснового пня жарко полыхает костер, синий, пахучий стелется дым
Греются у огня озябшие лесорубы, громко смеются: “Ай да Мороз!”.
3. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.
А лучше, а теплее всех Михайле Михайловичу: забрался он в берлогу, припал к лапе – и на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.
Хуже всех бездомнику – волку: от куста под куст, от беды к беде, в морозные ночи, когда под звездным небом мерцает снег, будет он и жалобно петь на перекрестке свою горькую волчью песню: “У- у – у! У – у – у! У – у – у!”.
IV. Домашняя работа.
Составьте план сказки “Солдатская шинель” и напишите сочинение-рассуждение о том, как сказки передают мудрость поколений.