Цели урока:
- знать определение понятия;
- учить находить обращение в предложении;
- учить отличать подлежащее от обращения;
- учить составлять предложения с обращением;
- учить постановке знаков препинания при обращении;
- развивать письменную и устную речь учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему. Какую? Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.
- Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
- Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
- Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
- Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
- Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
- Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
- Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Итак, тема нашего урока “Обращение”. Запишите её.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.
Посмотрите на рисунок. Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их.
Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В каком падеже? Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой? Какое существительное вы использовали в качестве обращения?“Ворона и Лисица”.
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
Откройте страницу 161. Рассмотрите предложения для наблюдения!
Прочитайте их выразительно. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
- Чем может быть выражено обращение?
- Где в предложении может находиться обращение?
- Как в предложении выделяется обращение?
- Для чего нужны обращения?
Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.
На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.
IV. Изучение новой темы.
Итак, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.
1) На странице 161 читаем правило.
2) Отличие обращения от подлежащего. Упр. 480 (письменно).
Сравните два предложения. Разберите по членам предложения. Каковы эти предложения по цели высказывания? Сделайте вывод о роли выделенного слова в предложении.
Дима прочитал книгу о животных.
Дима, прочитай книгу о животных.
Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Дима быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).
3) Упр. 486. Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения:
Ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.
... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
... берегите книги!
... прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Упр. 487. Записываем предложения, находим обращения и ставим над ними букву О, расставляем знаки препинания.
Первое предложение разбирается совместно. Два последних предложения можно предложить для самостоятельной работы, чтобы проверить усвоение материала.
1) Не шуми ты, рожь, спелым колосом. Ты не пой, косарь, про широку степь. (А. Кольцов.) 2) Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? (А. Фет.) 3) Спой, светик, не стыдись! (И. Крылов.) 4) Друзья, к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 5)Как, милый петушок, поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)
VII. Самостоятельная работа.
Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в группе. Назовите басни.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? (“Слон и Моська”)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай... Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! (“Демьянова уха”)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. (“Собачья дружба”)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры...(“Волк на псарне”)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? (“Свинья”)
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. (“Осел и Соловей”).
VIII. Резервное задание. Составляем предложения с обращениями (замена подлежащего обращением).
Упр. 484 (только 1, 2 предложения). Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!
1) Маша читает книгу о путешествиях. – Маша, читай книгу о путешествиях.
2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях. – Старшеклассники, принимайте участие в лыжных соревнованиях.
IX. Итоги урока.
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
Повторение правила.
- Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, ...
- В устной речи обращение выделяется ..., а в письменной – ...
- Обращение может быть по составу ...
- Обращение не является ...
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится...
X. Домашнее задание.
Параграф 62 правило выучить, упражнение 484 (3-5), *494
XII. Лингвистическая сказка.
XIII. Выставление оценок.
На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок окончен.
Рефлексия проводится на каждом этапе урока при помощи смайликов.
У нас были затруднения
У нас не получилось
У нас все получилось
Литература
- Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. – М.: Эксмо, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 4-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2008.
- Крылов И.А. Сочинения в двух томах. – М, 1984.