Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Цель: закрепление и обобщение знаний о морфемном составе слова, о способах образования слов.
Задачи:
- образовательная: закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разборы, повторить знания о правописании чередующихся гласных в корне, о чередовании согласных в корне, о средствах выразительности речи художественного текста;
- развивающая: развить орфографическую зоркость с опорой на морфемный состав слова, расширить знания о неморфемных способах словообразования;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его словарному составу.
I. Проверка домашнего задания (рассказ по вариантам о приставке ПОД- или суффиксе –ЧИК-).
II. Сообщение темы урока. Закрепление изученного материала.
1) Повторение теории по морфемике.
- Что изучает морфемика?
- Что изучает словообразование?
- Какая морфема называется корнем?
- Какая морфема называется приставкой?
- Какая морфема называется суффиксом?
- Какая морфема называется окончанием?
- Вспомните порядок морфемного разбора (окончание – основа – корень – приставка – суффикс).
2) Практические задания по морфемике и орфографии.
- Послушайте текст.
Я пробирался по тропинке через поле. Тяжелые колосья словно собирались удержать меня. Лучи солнца осветили далекие поля, лес на горизонте, блестевшую вдали речку. По берегам ее росли густые кусты, и они отражались в прозрачной воде.
- Определите стиль и тип речи (художественный стиль речи, тип речи – описание).
- Какие средства выразительности использовал автор? (сравнение во 2-м предложении, эпитеты во 2-м, 3-м предложениях).
- Запишите текст под диктовку, выполняя морфемный разбор указанных слов (про-бир-а-л-ся, у-держ-а-ть, дал-ек-ие, в-дал-и).
- Объясните знаки препинания в тексте (в 3-м предложении есть однородные дополнения, 4-е предложение сложносочиненное).
- Назовите слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание (пробирался, собирались, блестевшую, росли).
- Назовите слова с чередованием согласных в корне и приведите примеры чередований (осветили – освещенный Т//Щ, речка – река Ч//К, берег – побережье Г//Ж, густые – гуще СТ//Щ).
- Зачем нужно знать морфемный состав слова? (знание морфемного состава помогает правильно писать слово).
3) Повторение теории по словообразованию.
- Что изучает словообразование?
- Какие способы словообразования вам известны? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, переход слов из одной одной части речи в другую).
- Приведите примеры на каждый из способов словообразования.
4) Практические задания по словообразованию.
- Отгадайте загадки, запишите ответы и определите способы образования этих слов.
В перемену мы готовы
Целый час сидеть в ... (столовой – переход из одной части речи в другую).
Вас в Египет довезет
Быстрый белый ... (самолет – сложение основ).
У машины есть свой век,
Называемый ... (пробег – бессуффиксный).
Счастье, радость и веселье
Нам приносит день ... (весенний – суффиксальный).
От времен достался прежних
Вместо лампы нам ... (подсвечник – приставочно-суффиксальный).
Чтоб ответить нам на “пять”,
Книгу надо ... (прочитать – приставочный).
В зоопарке чешет бок
Грозный серый ... (носорог – сложение слов).
На урок труда бегу я
В школе в нашу ... (мастерскую – переход из одной части речи в другую).
- Выполните устно упр.№173 из учебника.
- Восстановите словообразовательные цепочки в упр.№89 в ТПО.
III. Подведение итогов урока.
- Что изучает морфемика?
- Что изучает словообразование?
- Какой словарь поможет вам в изучении этих разделов о языке? (словообразовательный словарь)
- Зачем нужно знать эти разделы науки о языке? (знание морфемики и словообразования помогает правильно писать).
IV. Выставление оценок, домашнее задание (п.33, упр.№174, ТПО 88).