Технологическая карта урока
Класс: 10
Предмет: элективный курс “Избранные вопросы русского языка”
Цель урока:
- дать представление о способах аргументации
- раскрыть содержание понятий “аргумент”, “аргументация”;
- познакомиться с видами аргументов;
- повторить оценивание критерия 4;
- развивать умение подбирать аргументы к конкретным проблемам;
- создать банк аргументов из художественной литературы.
Метапредметные:
1. Познавательные общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; знаково-символические действия (моделирование); владеть смысловым чтением, критически оценивать информацию.
Логические универсальные действия: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты логическое мышление, речь, память, творческие способности ,умения строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи;
2. Регулятивные: формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания;
3. Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию. Совершенствовать устную и письменную речь.
4. Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты
Предметные | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Знать понятия “аргумент”,
“аргументация”; виды аргументов; оценивание критерия 4; уметь подбирать аргументы к конкретным проблемам. Уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. |
Осуществлять сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач; воспринимать речь учителя(одноклассников), сравнивать разные точки зрения; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. | Уметь формулировать цели урока, работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания, соотнесение полученного результата с поставленной задачей. | Осуществлять поиск и выделение информации; знаково-символические действия (моделирование); владеть смысловым чтением, критически оценивать информацию. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками– определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формулировать и отстаивать свою позицию, совершенствование устной и письменной речи. Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить. |
Технологии: ИКТ, развития критического мышления.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, парная, фронтальная.
Методы и приёмы обучения: словесный: объяснение, метод самостоятельной работы, кластер, метод устного контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха, метод сотрудничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, конверты для парной и групповой работы, тесты для индивидуальной работы, листы самооценки, папка “Алгоритмы выполнения заданий”.
Этапы учебного урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание учебного материала | Формируемые УУД | |||
1. Организационный момент (1 мин.) Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Подготовка рабочего места. |
Создаёт эмоциональный настрой. Готовность детей к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. |
-Здравствуйте, садитесь. -Как
написать на ЕГЭ сочиненье? -В конце урока мы узнаем, всё ли у вас заполнено в таблице, чему вы научились. В течение урока вы будете также оценивать свою деятельность на каждом этапе урока: 1 – работа в парах, 2 – групповая работа, 3 – индивидуальная работа. |
РегулятивныеУУД: обеспечение
учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные УУД: Смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). |
|||
2. Актуализация знаний (6 мин.) Цель: актуализировать знания об аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ; -организовать актуализацию умений ; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности; -повторить структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
Проговаривают, что повторили. Проговаривают цель урока.
Составляют кластер (парная работа) Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Создаёт условия для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия; |
- Не случайно я начала урок с этого
четверостишия. Каждый из вас, ребята, знает, что
на выпускном экзамене по русскому языку
предстоит написать сочинение по прочитанному
тексту. Это задание проверяет практические
речевые умения, ряд коммуникативных умений и
навыков, например: умение аргументировать
собственное мнение, подбирать аргументы из
художественной литературы по заявленной
проблеме. Этому сегодня посвящён наш урок. -Сформулируйте тему урока. -Какую цель поставим для себя? -А как вы думаете, для чего нам необходимо это? Обратите внимание, у каждого на парте лежит карточка. Сейчас попробуете ее заполнить, чтобы определить, что вы уже знаете, а где есть еще трудности по нашей теме.
- Сначала вспомним структуру сочинения, я предлагаю вам объединиться в пары и составить кластеры в течение 4-х минут. Не забывайте об алгоритме составления кластера, он перед вами на доске. |
Познавательные УУД:
преобразовывают информацию из одной формы в
другую. Коммуникативные УУД:Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Предметные УУД: знания о структуре сочинения- рассуждения. Регулятивные УУД: Учащиеся планируют учебное сотрудничество со сверстниками, устанавливают аналогии |
|||
3. Применение знаний и способов
действий. (3 мин.) Цель – выявить уровни овладения знаниями и способами действий. |
Представляют кластеры Работают на интерактивной доске, на обычной доске. |
Организует деятельность детей по
обобщению способов действия. Побуждает к высказыванию своего мнения. |
Составление кластеров и выступления учеников с презентациями кластеров (на обычной доске, на интерактивной доске, на листах А4) | Личностные УУД:
Учебно-познавательный интерес. КоммуникативныеУУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|||
4. Изучение нового материала. (10 мин.)
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель – включить учащихся в продуктивную
обучающую деятельность. Задачи: -раскрыть содержание понятий “аргумент”, “аргументация”; - познакомиться с видами аргументов; -повторить оценивание критерия 4; -развивать умение подбирать аргументы к конкретным проблемам; -создать банк аргументов |
Слушают объяснение учителя. Работа в группах. Проверяют работу друг друга. (Оценивают работу). Учащиеся дают объяснения. Записывают в тетрадь. |
Организует самостоятельную работу
с текстом и деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия. |
-Сегодня мы рассматриваем один из
структурных элементов сочинения-рассуждения в
формате ЕГЭ - аргументацию собственного мнения.
Качество выполнения этого задания связано с
пониманием проблемы исходного текста и позиции
автора – именно в этом случае вы получаете
возможность изложения собственного мнения .
Вспомним, как звучит это задание: (выступление
ученика). Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения. Мы начинаем второй этап нашего урока - работу в группах, каждая из которых получает задание. Не забывайте о правилах групповой работы, памятка перед вами. Время выполнения заданий – 10 минут. |
Личностные УУД: Проявление
интереса к новому учебному материалу. Познавательные УУД: ориентируются в словаре, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнёра. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные УУД: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. |
|||
5. Первичная проверка понимания
изученного. (10 мин.) Цель – выявить уровень выполнения заданий (овладение знаниями и способами действий). |
Выступают по группам. Фиксируют
новое знание. Учащиеся взаимодействуют друг с другом. Работают на интерактивной доске. |
Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения. |
- Предоставляю слово сначала одной группе, а вторая внимательно слушает, затем – наоборот. | Познавательные УУД: строят
логическую цепь рассуждений. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД:готовность слушать собеседника и вести диалог, монолог, признавать возможность существования различных точек зрения Личностные УУД: развивают способность к самооценке. |
|||
6. Контроль и самоконтроль знаний и
способов действий.(5 мин.) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать взаимопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Ученики выполняют тестовую работу. Выполняют задание самостоятельно (на карточках).
Выполняют самопроверку по эталону. |
Предлагает индивидуальные задания.
Организует выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание.
Организует взаимопроверку по эталону. |
На 3 этапе урока предлагаю вам
выполнить тестовую работу индивидуально:
подобрать аргументы к тезисам, а затем проведём
самопроверку по эталону, который будет
представлен на доске.
- Поднимите руку те, кто сегодня справился с учебной задачей на “5”, на “4”, на “3”. |
Регулятивные УУД: уметь вносить
необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Оценивают собственную учебную деятельность. |
|||
7. Рефлексия учебной
деятельности на уроке. Подведение итогов урока. (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Выполняют самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. |
- Оцените свою деятельность на
уроке. Возьмите лист самооценки. - Какую цель ставили перед собой? - Достиг ли результата? - Что нового узнали ? О чём ещё говорили на уроке? - Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни? - Какое задание было интересно выполнять? - Какое задание было для вас самым сложным? |
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
8. Домашнее задание. (2 мин.) Составить кластер или презентацию по теме “Виды аргументов” (по алгоритму) |
Записывают домашнее задание . | Конкретизирует домашнее задание |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением на уроке
Ф. И. учащихся 10 класса | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Бабкина А. | + | + | + | + | + | + |
Грехова Т. | + | + | _ | _ | _ | + |
Жигалов А. | + | + | + | + | + | + |
Калистратова Н. | + | + | + | + | + | + |
Пермякова К. | + | + | _ | + | + | + |
Табуев С. | + | + | _ | _ | _ | + |
Толмачёв Д. | + | + | _ | _ | _ | + |
Цывилько К. | + | + | + | + | + | + |
100% | 100% | 50% | 63% | 63% | 100% |