Наречие как часть речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  1. определить совместно с учащимися, что такое наречие;
  2. обратить внимание на роль наречий в предложении;
  3. формировать умение отыскивать наречия среди других частей речи и в тексте;

Развивающие:

  1. развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи;
  2. способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления

Воспитательные:

  1. формировать потребности к новым знаниям;
  2. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  3. создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  1. регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  2. познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме);
  3. коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат: дети должны к концу урока уметь различать наречия и ставить к ним вопросы.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Цель: создать доброжелательную атмосферы, мотивацию на учёбу.

– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проблемная ситуация.

Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

Метель, бежит, по-медвежьи, красивый, еле-еле, молодая, втридорога, звонок, куда-то, будет читать.

Как можно сгруппировать эти слова? (по частям речи)

– С какими трудностями вы столкнулись? (есть слова, которые дети ещё не знают)

– Кто знает, к какой части речи относятся слова ПО-МЕДВЕЖЬИ, ЕЛЕ-ЕЛЕ, ВТРИДОРОГА, КУДА-ТО.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 

– Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Наречие как часть речи»)

– С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока.

– Представьте, вы вошли в огромный магазин, где продают электротехнику. Вам необходимо купить новый фотоаппарат. Отыскивая его среди другой техники, вы должны знать…

  1. Как он выглядит.
  2. Чем отличается от другой техники.
  3. Как он работает.

– Наречие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи.

– Какие цели можем поставить?

  1. уметь…
  2. находить в…
  3. научиться правильно…
  4. выяснить…

– Сегодня у нас необычный урок, потому что мы с вами обязательно должны помочь Виктору Перестукину из сказочной повести Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков» вернуться домой. Он был ленивым ребенком и нерадивым учеником, за это и был наказан. Простить его сможет только король НАРЕЧИЕ из страны Морфологии.

Ставят цели, формируют тему урока.

Цели урока:

  1. уметь давать определение;
  2. находить в тексте;
  3. научиться правильно употреблять в речи;
  4. выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении.

 

 

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений

 

 

 

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

1. Давайте выясним, на какие вопросы отвечают наречия.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

2. – От каких частей речи может зависеть наречие? Продолжите фразу «Наречие обозначает признак…»

  • ЛЕТЕЛ ВВЕРХ
  • ОЧЕНЬ ДАЛЕКО
  • РУБАШКА НАВЫПУСК
  • ЧЕРЕСЧУР СЛОЖНАЯ

ВЫВОД: ?

3. Работа с учебником стр.68.

(этимологическая минутка)

4. Лингвистический эксперимент. Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Чем отличаются предложения?

Метель вскоре закончилась.

Метель закончилась.

– Завтра будем играть в футбол.

Будем играть в футбол.

Вчера начались соревнования по волейболу.

Начались соревнования по волейболу.

5. Синтаксическая роль.

– Задайте вопрос к наречиям. Какими членами предложения они являются?

Он задумался (как?) глубоко. Мама сварила яйцо (какое?) всмятку. Ошибка (какова?) была налицо.

6. Работа в паре.

– Вспомним правила работы в паре.

1 ряд – измените наречие по лицам и числам. (Приложение 1)

2 ряд – …по падежам. (Приложение 2)

3 ряд – …по временам и родам. (Приложение 3)

А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует? Какой части речи не может быть у наречия? (окончания)

  1. Задают вопросы от глагола к наречиям, затем записывают вопросы в тетрадь.
  2. Делают вывод: «Наречия обозначают признак действия, признак признака и признак предмета»
  3. Читают статью «Это интересно».
  4. Приходят к выводу: НАРЕЧИЯ ДЕЛАЮТ РЕЧЬ ТОЧНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, ОБРАЗНОЙ.
  5. Выясняют, что в предложении наречия бывают обстоятельствами, определениями и сказуемыми.
  6. Вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других.

Регулятивные:

определять степень успешности своей работы и работы других

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

V. Первичное закрепление.

Цель: развивать умения применять новые знания

 

Виктор Перестукин как всегда все перепутал. Найдите ошибки:

НАРЕЧИЕ …

  1. Служебная часть речи.
  2. Отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «что?», «какой?».
  3. Обозначает признак действия, признак признака.
  4. В предложении чаще всего подлежащее.
  5. У наречий есть окончания.

ФИЗМИНУТКА.

Выясняют, что НАРЕЧИЕ

  1. Это самостоятельная часть речи.
  2. Наречие не отвечает на вопросы «что?», «какой?».
  3. Еще обозначают признак предмета.
  4. Обстоятельство.
  5. У наречий не бывает окончаний.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме.

 

VI. Самостоятельная работа.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 

1. Анализ диалога.

Витя и кот увидели хлебное дерево. Пока они ели булочки и болтали, из лесу вышла большая рогатая корова и уставилась на них.
– Здравствуйте! В каком классе ты учишься, молодой человек?
– Здравствуйте, корова! В четвертом «Бы»!
– "БЫ"? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело:
– Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Нормально! В пух и прах хвалит! Да ты, мальчик…
Корова нагнула рога и подошла ближе. Кузя и Вася переглянулись.
– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибка?

2. Сценка «Нормально»

Посмотрите сценку. Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну, я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь.
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)
– Почему нельзя использовать наречие нормально так, как один из приятелей в рассказе?

– Исправьте речевые ошибки в диалоге. Какие синонимы можно подобрать к наречию нормально? (прекрасно, отлично, хорошо, обычно, все в порядке…)

3. Употребление наречий в речи.

– А вы умеете правильно употреблять наречия? Найдите ошибки в предложениях.

Ты обратно (СНОВА) все делаешь наоборот.

Мы не знали, куда идти дальше, и решили вернуться опять (НАЗАД).

Вперед (СНАЧАЛА) подумай, потом отвечай.

4. Замените фразеологизмы наречиями.

Стояла страшная жара.
– Ах, как хочется пить, – проговорили одновременно Кузя и Витя.
Но нигде не было ни одного ручейка. Герои просто изнывал от жажды. Вдруг вдалеке они увидели двух кругленьких человечков в белых халатиках и шапочках, которые продавали газированную воду.
– Скажите, – робко спросил Кузя, – а вода у вас настоящая?
– Положительно настоящая, – ответил Плюс. – Не желаете ли выпить?
Кузя облизнулся. Им очень хотелось пить, но вот беда – у них не было ни копейки.
– У меня нет денег, – признался Витя продавцам.
– А у нас вода продается не за деньги, а за правильные ответы.
Минус хитро прищурился и спросил:
– Будете отвечать на вопросы?
– Да! – ответили путешественники.
– Замените фразеологизмы наречиями:

  • Пальчики оближешь – (ВКУСНО)
  • Расти как на дрожжах – (БЫСТРО)
  • Кот наплакал – (МАЛО)
  • На край света – (ДАЛЕКО)
  • Как снег на голову – (НЕОЖИДАННО)

5. Задание было выполнено, и Витя и Кузя получили по стаканчику газированной воды. И вскоре они добрались до дворца Наречия. Но войти в ворота он не смог. Витя получил следующее задание: исправить ошибки в диктанте.

– Давайте поможем Вите исправить его ошибки, подберём проверочные слова.

ДИКТАНТ.

Давным-давно жыл на свете Кащей Безсмертный. Волей-неволей прихадилось ему выполнять много не приятных обязанностей. Ежедневно должен был пиритаскивать точь-в-точь по одному коту в свой мало-помалу развалившийся замок, и накапилось их там очень много. И вот остался он сними один на один, бок о бок. Разозлились кошки и сьели в насмежку жадного Кащея, хотя он был безсмертным.

– Выпишите наречия (давным-давно, волей-неволей, ежедневно, точь-в-точь, мало-помалу, очень, много, один на один, бок о бок, в насмешку)

6. Работа с этимологическим словарём.

– Вошел Витя в настежь открытые ворота и пошел по тропинке во дворец…В глубине зала на высоком троне сидел старик с белыми волосами и белой бородой…

Что обозначает слово НАСТЕЖЬ?

НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

– Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

– Король Наречие сказал: «Витя, если ты составишь правильно предложение из данных слов, то ты вновь окажешься дома».

  • ЗАВТРА
  • А
  • СЕЙЧАС
  • ВЫУЧУ
  • ОТДОХНУ
  • ПОИГРАЮ
  • ПОЧИТАЮ
  • НАПИШУ

Школьники находят речевые ошибки:

  • постоянно повторяет «НОРМАЛЬНО»;
  • фразеологизм «В ПУХ И ПРАХ» обозначает «окончательно, полностью»…

Регулятивные:

умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка

 

– Если отгадаете кроссворд, то поймете, как теперь будет учиться Витя Перестукин.

  1. Что отсутствует у наречия?
  2. …в учении – легко в бою. Какое наречие пропущено?
  3. Какой частью речи является главное слово в словосочетании РАБОТАТЬ МОЛЧА?
  4. Наречие обозначает признак…
  5. Наречие – это самостоятельная … речи.
  6. ЕЛЕ-ЕЛЕ – какая часть речи?
  7. Чаще всего наречия в предложении бывают…

(получается слово ОТЛИЧНО)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные:

развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VIII. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

Дети проговаривают новые правила в громкой речи.

 

 

IX. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Упр. №412.
  2. Выписать из сказочной повести «В стране невыученных уроков» 8 предложений с наречиями.

 

 

Презентация, Приложения.