Цели урока:
Образовательные:
- определить совместно с учащимися, что такое наречие;
- обратить внимание на роль наречий в предложении;
- формировать умение отыскивать наречия среди других частей речи и в тексте;
Развивающие:
- развивать умение правильно употреблять наречия в устной и письменной речи;
- способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления
Воспитательные:
- формировать потребности к новым знаниям;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
- познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Ожидаемый результат: дети должны к концу урока уметь различать наречия и ставить к ним вопросы.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент. Цель: создать доброжелательную атмосферы, мотивацию на учёбу. |
– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация. Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
– Прочитайте слова, записанные на доске. Метель, бежит, по-медвежьи, красивый, еле-еле, молодая, втридорога, звонок, куда-то, будет читать. – Как можно сгруппировать эти слова? (по частям речи) – С какими трудностями вы столкнулись? (есть слова, которые дети ещё не знают) – Кто знает, к какой части речи относятся слова ПО-МЕДВЕЖЬИ, ЕЛЕ-ЕЛЕ, ВТРИДОРОГА, КУДА-ТО. |
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; |
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
|
– Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Наречие как часть речи») – С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. – Представьте, вы вошли в огромный магазин, где продают электротехнику. Вам необходимо купить новый фотоаппарат. Отыскивая его среди другой техники, вы должны знать…
– Наречие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи. – Какие цели можем поставить?
– Сегодня у нас необычный урок, потому что мы с вами обязательно должны помочь Виктору Перестукину из сказочной повести Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков» вернуться домой. Он был ленивым ребенком и нерадивым учеником, за это и был наказан. Простить его сможет только король НАРЕЧИЕ из страны Морфологии. |
Ставят цели, формируют тему урока. Цели урока:
|
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»; Коммуникативные: выражение своих мыслей;
|
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. 1. Давайте выясним, на какие вопросы отвечают наречия.
2. – От каких частей речи может зависеть наречие? Продолжите фразу «Наречие обозначает признак…»
ВЫВОД: ? 3. Работа с учебником стр.68. (этимологическая минутка) 4. Лингвистический эксперимент. Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Чем отличаются предложения? – Метель вскоре закончилась. Метель закончилась. – Завтра будем играть в футбол. Будем играть в футбол. – Вчера начались соревнования по волейболу. Начались соревнования по волейболу. 5. Синтаксическая роль. – Задайте вопрос к наречиям. Какими членами предложения они являются? Он задумался (как?) глубоко. Мама сварила яйцо (какое?) всмятку. Ошибка (какова?) была налицо. 6. Работа в паре. – Вспомним правила работы в паре. 1 ряд – измените наречие по лицам и числам. (Приложение 1) 2 ряд – …по падежам. (Приложение 2) 3 ряд – …по временам и родам. (Приложение 3) – А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует? Какой части речи не может быть у наречия? (окончания) |
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других. Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|
V. Первичное закрепление. Цель: развивать умения применять новые знания
|
Виктор Перестукин как всегда все перепутал. Найдите ошибки: НАРЕЧИЕ …
ФИЗМИНУТКА. |
Выясняют, что НАРЕЧИЕ
|
Коммуникативные: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме.
|
VI. Самостоятельная работа. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
1. Анализ диалога. – Витя и кот увидели хлебное дерево. Пока они ели булочки и болтали, из лесу вышла большая рогатая корова и уставилась на них. 2. Сценка «Нормально» Посмотрите сценку.
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю: – Исправьте речевые ошибки в диалоге. Какие синонимы можно подобрать к наречию нормально? (прекрасно, отлично, хорошо, обычно, все в порядке…) 3. Употребление наречий в речи. – А вы умеете правильно употреблять наречия? Найдите ошибки в предложениях. Ты обратно (СНОВА) все делаешь наоборот. Мы не знали, куда идти дальше, и решили вернуться опять (НАЗАД). Вперед (СНАЧАЛА) подумай, потом отвечай. 4. Замените фразеологизмы наречиями. Стояла страшная жара.
5. Задание было выполнено, и Витя и Кузя получили по стаканчику газированной воды. И вскоре они добрались до дворца Наречия. Но войти в ворота он не смог. Витя получил следующее задание: исправить ошибки в диктанте. – Давайте поможем Вите исправить его ошибки, подберём проверочные слова. ДИКТАНТ. Давным-давно жыл на свете Кащей Безсмертный. Волей-неволей прихадилось ему выполнять много не приятных обязанностей. Ежедневно должен был пиритаскивать точь-в-точь по одному коту в свой мало-помалу развалившийся замок, и накапилось их там очень много. И вот остался он сними один на один, бок о бок. Разозлились кошки и сьели в насмежку жадного Кащея, хотя он был безсмертным. – Выпишите наречия (давным-давно, волей-неволей, ежедневно, точь-в-точь, мало-помалу, очень, много, один на один, бок о бок, в насмешку) 6. Работа с этимологическим словарём. – Вошел Витя в настежь открытые ворота и пошел по тропинке во дворец…В глубине зала на высоком троне сидел старик с белыми волосами и белой бородой… – Что обозначает слово НАСТЕЖЬ? НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто». – Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать). – Король Наречие сказал: «Витя, если ты составишь правильно предложение из данных слов, то ты вновь окажешься дома».
|
Школьники находят речевые ошибки:
|
Регулятивные: умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ;
|
VII. Рефлексия деятельности. Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка
|
– Если отгадаете кроссворд, то поймете, как теперь будет учиться Витя Перестукин.
(получается слово ОТЛИЧНО) |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; |
VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Вопросы:
|
Дети проговаривают новые правила в громкой речи.
|
|
IX. Домашнее задание. |
По выбору:
|
|
|