Русский язык
-
Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов 2006
Вашему вниманию представляется описание общественного смотра знаний по русскому языку за курс начальной школы. Проведение данного смотра позволяет проверить теоретические знания, практические умения и навыки каждого ученика и всего класса в целом, проверить степень понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
-
Урок русского языка по теме: "Односоставные предложения с использованием технологии модульного обучения" 2006
Данная работа - конспект контрольно-обобщающего урока "Односоставные предложения" в 8-м классе. Используя на уроке элементы технологии модульного обучения, удается всесторонне повторить и систематизировать материал по теме, а также создать условия для развития у школьников умений аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
-
Урок русского языка по теме: "Повторение в начале года". "Словосочетание. Соединение слов, не образующих словосочетаний" 2006
Учитывая, что в 9-м классе завершается систематический курс русского языка, повторение в начале года организую так, чтобы охватить основные темы ранее изученного по языку: это знания, умения по фонетике, графике и орфоэпии; лексике, словообразованию и морфемике; важнейшие сведения по морфологии и синтаксису простого предложения; знания, умения и навыки в области орфографии и пунктуации. Предложенные на уроках повторения упражнения рассчитаны не на разовое их выполнение, а на систематическое возвращение к рекомендуемой системе заданий.
-
Тема урока: "Предлог. Знакомый незнакомец". 7-й класс 2006
Урок русского языка по теме "Предлог. Знакомый незнакомец" в 7-м классе позволяет не только обобщить знания учащихся по заявленной теме, но и раскрыть творческие способности детей в процессе создания и представления проектов на лингвистические темы.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Разработка урока по теме: "Падеж имен существительных". 5-й класс 2006
Урок русского языка в пятом классе разработан в соответствии с требованиями школьной программы, по учебнику "Русский язык" 5-й класс, авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой. При разработке урока ход и этапы ориентированны на достижение конкретного результата, на усвоение умений и навыков. "Орфографическая разминка" включена с учётом повторения тех знаний, умений и навыков, которые уже отработаны учащимися на предыдущих уроках. Работа над "Синтаксической пятиминуткой" решает задачу формирования главных, опорных синтаксических умений.
-
Элективный курс "Жизнь языка" 2006
Материал элективного курса "Жизнь языка" основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
-
Использование элементов безотметочной системы обучения на уроках русского языка в 5-х классах 2006
При безотметочной системе обучения учитель и ученик должны выяснить для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы оценивалось умение учащимися видеть ошибкоопасные места и умение применять правила правописания в определённой ситуации. Результаты данной работы были занесены в "Лист индивидуальных достижений", который имеется у каждого ученика.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи) 2006
Работа над пейзажными сочинениями требует особого внимания. Целесообразно ориентировать детей сначала на описание не развёрнутых картин, а на создание конкретных по теме, маленьких по объёму и совершенных по форме сочинений-миниатюр. Для того чтобы дети смогли описать картину природы, необходимо провести коллективный анализ литературных образцов с использованием словесного рисования.
-
Дидактические материалы по литературе и русскому языку 2006
Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и подобран по смысловым темам: "Образ Мастера", "Образ Маргариты", "Образ Ивана Бездомного", "Образ Понтия Пилата". Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа, выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.
-
Разработка урока-зачета в 9-м классе по теме: "Бессоюзное сложное предложение" 2006
На уроке повторяется и систематизируется изученный по данной теме материал. Используются разные формы организации повторения и контроля: тестирование, игра-аукцион, составление предложений по данным схемам, графический слуховой диктант. Учащиеся-консультанты проверяют работы, выставляя количество баллов в зачётные листы, а также использована самопроверка теста.
-
Интегрированный урок русского языка и ИЗО по теме: "Творческое изложение текста-описания" 2006
Творческое изложение с созданием собственного рисунка хорошо подготавливает учащихся к написанию сочинений, повышает эффективность работы по формированию коммуникативных умений школьников, помогает связно и последовательно излагать содержание, учит выражать собственное отношение к излагаемому. Примерная схема уроков, на которых используется собственный рисунок ребенка к тексту-образцу такова: восприятие и анализ текста-образца - словесное иллюстрирование - создание учеником рисунка к тексту-образцу - анализ рисунка - составление высказывания.
-
"По родному краю я весело шагаю". Урок-игра на тему: "Уральские речения и топонимы" 2006
В школьном курсе изучения русского языка мы лишь знакомим учащихся с диалектной лексикой и совсем не уделяем внимания топонимам. Урок "По родному краю я весело шагаю", посвященный уральским речениям и топонимам Урала, построен в форме командной игры "Крестики-нолики", позволяющей в развлекательно-познавательной форме знакомиться с особенностями уральской земли, выраженными в географических названиях, что повышает интерес к русскому языку в его самобытной разновидности.
-
Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10-м классе по теме: "Красота, с красотою, о красоте…" 2006
Стихотворение А.А.Фета "Осенняя роза", являясь высоконравственным и высокохудожественным произведением, на уроке русского языка помимо задач этического и эстетического воспитания решило ряд методических вопросов. Оно обогатило учащихся красотой поэтического чувства, заворожило задушевной мелодией стиха, запомнилось своей выразительностью и мудростью.
-
Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении 2006
Использование ЭВМ на уроках русского языка (уроках-зачетах, уроках-практикумах). Организация групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся на уроке (тесты, индивидуальные карточки, работа в творческой лаборатории). Предоставление учащимся возможности выбора задания (основного уровня или повышенной сложности) позволяет каждому ребенку продвигаться вперед индивидуально, в своем собственном темпе.
-
Краеведение на уроках русского языка 2006
Вопрос о месте краеведения в современной школе, перспективах его вхождения в базисный учебный план, о значимости краеведческих знаний в обучении и воспитании школьников актуален и сегодня. Работа об использовании краеведческого материала в процессе изучения русского языка включает как теоретический, так и практический материал.
-
Сценарий праздника-игры "Путешествие по Лингвинии" 2006
Праздник-игра "Путешествие по Лингвинии" сочетает в себе интеллектуальную игру и выступления детской самодеятельности. Чередование командных и зрительских конкурсов с творческими выступлениями позволяет удержать внимание зрителей на высоком уровне, сделать зал непосредственным активным участником праздника, вызвать у аудитории познавательный интерес к русскому языку, служит развитию речи и расширению кругозора учащихся, не переутомляя их. Соблюдаются принципы доступности, перспективности и наглядности.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы" 2006
Урок построен по технологии модульного обучения. Цель урока совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы и фигуры. Урок предлагает анализ прозаического текста с последующей характеристикой изобразительно-выразительных средств языка.
-
Урок с применением компьютеров по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2006
Урок «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» построен с учетом межпредметных связей. Современное общество, новые коммуникационные технологии требуют от школьника свободного владения компьютерной техникой. Соединение преподавания русского языка и закрепления основ компьютерной грамотности на одном уроке позволило создать у школьников дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуализировать учебные задачи, использовать компьютер в системе тренингов, дало возможность ученикам в индивидуальном темпе больше поработать самостоятельно.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Урок постановки учебной задачи по теме: "Правописание не с причастиями" 2006
Дидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенностью данного урока является то, что учитель ставит перед учениками определенную учебную задачу, создает условия для способов ее решения. В традиционной системе этот урок соответствует уроку изучения нового материала.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Устаревшие слова" 2006
Урок развивает общеучебные умения и навыки, а также умения и навыки, формируемые непосредственно на уроках русского языка.
-
Тема урока: "Будущее простое и сложное время глагола" (по системе Л.В. Занкова) 2006
Цели урока: сравнить понятия будущее простое и будущее сложное время глагола; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; развивать умение формулировать правила на основе подводящих к этому выводу упражнений.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: "Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении" 2006
Данный урок предлагается проводить в декабре перед днем Конституции, которому также предшествует день рождения русского поэта Н.А. Некрасова. Таким образом, в интегрировании задействованы три дисциплины, а именно: русский язык, литература и граждановедение. Данный урок был опробирован 09.12.2005 г. в школе № 18 г. Черногорска, республики Хакасия.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление" 2006
Тема "Стили речи" является сквозной в курсе русского языка для 5–11-х классов средней школы. Обучение составлению деловых бумаг ставит цель развить устную и письменную речь, практически усвоить стилевые особенности деловой речи, уметь составлять документы, соответствующие нормам и особенностям официально-делового стиля.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний) 2006
Разработка урока, на котором в ходе повторения теоретических сведений о вводных словах и конструкциях и знаках препинания при них, происходит развитие языкового чутья и языковой культуры, развитие правильности и выразительности речи.
-
Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка 2006
В статье рассматриваются проблемы развития логического мышления младших школьников. Приводятся оригинальные мыслительные задания по русскому языку, которые позволяют формировать у ребенка интеллектуальные умения и мотивацию достижения успеха, необходимые в учебе и в жизни.
-
Программа курса по теме: "Основы журналистики" 2006
Программа курса создана для студентов колледжа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, - умения, которые актуальны для специалистов любого профиля. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа. Программа может быть также рекомендована в качестве элективного курса.
-
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2006
В последние годы перед учителями средней школы все чаще встает проблема падения интереса учащихся к изучаемым предметам. В силу различных обстоятельств и причин учащиеся в старших классах не очень охотно занимаются на уроках и дома. Поэтому учителя постоянно ведут поиски новых форм и методов работы. Одним из таких методов являются нестандартные уроки. В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег урок-исследование по русскому языку.
-
Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: "Единицы измерения на Руси". 5-й класс 2006
Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "математика" и "русский язык". Тема "Единицы измерения на Руси" во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и арифметике из учебника Магницкого Л.Ф. органично переплетаются и дополняют друг друга. Мысль Менделеева Д.И. "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, точная наука не мыслима без меры" как нельзя лучше убеждает учеников в необходимости овладевать знаниями.