Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний)

Разделы: Русский язык


Концептуальная цель: развитие языкового чутья и языковой культуры.

Цель: развитие правильности и выразительности речи.

Задачи:

1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.

2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.

3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.

4. Роль вводных слов и конструкции в речи.

Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?

Этапы (стадии) урока Деятельность учителя на уроке, комментарий к ходу урока Деятельность учащихся на уроке
1 стадия

Вызов

1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

    Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали несколько уроков. Поэтому частично повторим теорию, будем развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. Конечно же, как и на любом уроке, опираясь уже на известное, изученное, узнаем что-то новое и интересное о вводных словах и конструкциях. И новое – это роль вводных слов в речи.

    Мы будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи.

2. Актуализация опорных знаний.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов.

(вводное – ВВОДИТЬ (вспомнить лексическое значение слов вводить, ввести: 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим), слово, КОНСТРУКЦИЯ (новое) – дается лексическое значение (1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение);

Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически.
  отличие слова от словосочетания и предложения (СЛОВО – единица языка, которая служит для называния отдельного понятия, ОТДЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – сочетание двух или нескольких слов грамматически и по смыслу, ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль), пунктуация – расстановка знаков препинания). Вводными могут быть словосочетания и предложения

(Учащиеся вспоминают уже известное)

  А так ли важно ставить знаки препинания?

(ответы учащихся).

В классическом примере КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины:

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки… -

Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

  Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального художественного приема, когда писатель с его помощью ярче, эмоциональнее, глубже может выразить речь.

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в предложениях с вводными словами и конструкциями (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  • ЗАПЯТАЯ
  • СКОБКИ
  • ТИРЕ
 
  (Составляется обобщающая таблица “Пунктуация в предложениях с вводными словами и конструкциями) – таблицу составляет учащийся с помощью учителя и учащихся (более сильным учащимся предлагается составить свой вариант таблицы, схемы, кластера)

Затем коллективно анализируем таблицу.

 
 

Систематизация информации, материала (таблица, схема, кластер), рассказ по ключевым словам, задают вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

 

 

 

 

 

 

 

  - Итак, на таблице мы видим три типа знаков препинания, соответственно три типа предложений. С какой же интонацией произносятся предложения каждой группы, выберите примеры, вводные слова и конструкции выделить маркером.

Таблица дополняется примерами (примеры выбираются из предложенных учащимися предложений).

- Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, скобками, тире.

Учащиеся читают, учитель вычерчивает на доске “партитуру” интонации, указывая стрелочками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – паузу.

 
2 стадия

СМЫСЛОВАЯ

1. Новое – стилистическая роль вводных слов и конструкций.

Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления.

Учащиеся читают или слушают текст, ведут записи, отбирают материал .

САМОЯТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

(Учащиеся называют значения)

  Мы уже знаем, что вводные слова могут выражать различные значения:

ЗАДАНИЕ:

Отобрать слова в связи с их значениями (игровая форма – кто быстрее?) – работа в парах.

Работа в парах

 

 

(рассуждения учащихся).

  Итак, давайте вместе подумаем, где и когда уместно применение вводных слов?

Можно привести примеры:

В разговорной речи -

Я думаю, завтра будет хорошая погода.

В художественном тексте –

Может, скажешь что-нибудь

Что может краткое свиданье

Мне в утешенье принести? (М. Лермонтов)

В тексте-рассуждении –

Во-первых, …………

Во-вторых, ………..

В-третьих, ………….

Наконец, ………….

Итак, ………….

Следовательно, …………

Таким образом,………………….

 
  ЗАДАНИЕ:

Раздаются тексты (различного стиля и типа речи).

 
    Пары должны проработать текст, определить стиль и тип речи, сделать вывод о роли вводных слов в этих текстах.

После выполнения задания каждая группа делает вывод по своему тексту.

  ОБЩИЙ ВЫВОД (записывается):

Вводные слова и предложения широко используются в разговорной, художественной и публицистической речи

 
3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

ЗАДАНИЕ:

Используя вводные слова, словосочетания и предложения напишите небольшое рассуждение на тему “Для чего нужны вводные слова”. (Наиболее сильным учащимся)

Выполнение творческого задания (сильные уч-ся)
  Остальные дополняют предложения:

При помощи вводных слов говорящий выражает……..

Вводные слова могут иметь следующие значения:………

Вводные слова и конструкции на письме выделяются……., а в устной речи …

Учащиеся зачитывают свои работы.
  ИТОГ: зачитываются сначала дополненные предложения о вводных словах, затем – творческие работы.

Подводятся итоги работы на уроке .