Концептуальная цель: развитие языкового чутья и языковой культуры.
Цель: развитие правильности и выразительности речи.
Задачи:
1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.
2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.
3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.
4. Роль вводных слов и конструкции в речи.
Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?
Этапы (стадии) урока | Деятельность учителя на уроке, комментарий к ходу урока | Деятельность учащихся на уроке |
1 стадия Вызов |
1. Вступительное слово о целях и
задачах урока. Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали несколько уроков. Поэтому частично повторим теорию, будем развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. Конечно же, как и на любом уроке, опираясь уже на известное, изученное, узнаем что-то новое и интересное о вводных словах и конструкциях. И новое – это роль вводных слов в речи. Мы будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи. 2. Актуализация опорных знаний. Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов. (вводное – ВВОДИТЬ (вспомнить лексическое значение слов вводить, ввести: 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим), слово, КОНСТРУКЦИЯ (новое) – дается лексическое значение (1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение); |
Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически. |
отличие слова от словосочетания и предложения (СЛОВО – единица языка, которая служит для называния отдельного понятия, ОТДЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – сочетание двух или нескольких слов грамматически и по смыслу, ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль), пунктуация – расстановка знаков препинания). | Вводными могут быть словосочетания и
предложения (Учащиеся вспоминают уже известное) |
|
А так ли важно ставить знаки препинания?
(ответы учащихся). В классическом примере КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины: Кисель там варят из резины Галоши делают из глины Кувшины лепят пирожки… - Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых. |
||
Кроме того, знаки препинания могут
выступать в качестве специального
художественного приема, когда писатель с его
помощью ярче, эмоциональнее, глубже может
выразить речь. Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в предложениях с вводными словами и конструкциями (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
|
||
(Составляется обобщающая таблица
“Пунктуация в предложениях с вводными словами и
конструкциями) – таблицу составляет учащийся с
помощью учителя и учащихся (более сильным
учащимся предлагается составить свой вариант
таблицы, схемы, кластера) Затем коллективно анализируем таблицу. |
||
Систематизация информации, материала
(таблица, схема, кластер), рассказ по ключевым
словам, задают вопросы, на которые хотел бы
получить ответы.
|
||
- Итак, на таблице мы видим три типа
знаков препинания, соответственно три типа
предложений. С какой же интонацией произносятся
предложения каждой группы, выберите примеры,
вводные слова и конструкции выделить маркером. Таблица дополняется примерами (примеры выбираются из предложенных учащимися предложений). - Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, скобками, тире. Учащиеся читают, учитель вычерчивает на доске “партитуру” интонации, указывая стрелочками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – паузу. |
||
2 стадия СМЫСЛОВАЯ |
1. Новое – стилистическая роль вводных
слов и конструкций. Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления. |
Учащиеся читают или слушают текст,
ведут записи, отбирают материал . САМОЯТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Учащиеся называют значения) |
Мы уже знаем, что вводные слова могут
выражать различные значения: ЗАДАНИЕ: Отобрать слова в связи с их значениями (игровая форма – кто быстрее?) – работа в парах. |
Работа в парах
(рассуждения учащихся). |
|
Итак, давайте вместе подумаем, где и
когда уместно применение вводных слов? Можно привести примеры: В разговорной речи - Я думаю, завтра будет хорошая погода. В художественном тексте – Может, скажешь что-нибудь Что может краткое свиданье Мне в утешенье принести? (М. Лермонтов) В тексте-рассуждении – Во-первых, ………… Во-вторых, ……….. В-третьих, …………. Наконец, …………. Итак, …………. Следовательно, ………… Таким образом,…………………. |
||
ЗАДАНИЕ: Раздаются тексты (различного стиля и типа речи). |
||
Пары должны проработать текст,
определить стиль и тип речи, сделать вывод о роли
вводных слов в этих текстах. После выполнения задания каждая группа делает вывод по своему тексту. |
||
ОБЩИЙ ВЫВОД (записывается): Вводные слова и предложения широко используются в разговорной, художественной и публицистической речи |
||
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
ЗАДАНИЕ: Используя вводные слова, словосочетания и предложения напишите небольшое рассуждение на тему “Для чего нужны вводные слова”. (Наиболее сильным учащимся) |
Выполнение творческого задания (сильные уч-ся) |
Остальные дополняют предложения: При помощи вводных слов говорящий выражает…….. Вводные слова могут иметь следующие значения:……… Вводные слова и конструкции на письме выделяются……., а в устной речи … |
Учащиеся зачитывают свои работы. | |
ИТОГ: зачитываются сначала дополненные
предложения о вводных словах, затем – творческие
работы. Подводятся итоги работы на уроке . |