Тема урока: "Будущее простое и сложное время глагола" (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Сравнить понятия будущее простое и будущее сложное время глагола.
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
  3. Развивать умение формулировать правила на основе подводящих к этому выводу упражнений.

Оборудование: опорные таблички, доска

Ход урока

I. Организационный момент

Слышите, звенит звонок, говорит: “Начнем урок!”

Садитесь дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.

II. Давайте, ребята, поиграем в ассоциации.

– Вот на доске записаны слова. Какие ассоциации – словарные слова у вас они вызывают.

Новосибирск Ученики называют слова-ассоциации,

Яма более подходящее словарное слово

Лекарство записывают на доске.

Подвиг
Костюм
Ступеньки

- Через 3-5 сек. закрываю слова. И прошу написать в тетради словарные слова в том порядке в котором они были.

- Если вы верно записали слова, то по первым буквам этих слов должно получиться слово -

Город
Лопата
Аптека
Герой
Одежда
Лестница

- И так какое слово получилось? (ГЛАГОЛ)

III. – Что вы знаете о глаголе?

(Ответы детей, на доске прикрепляются опорные таблички)

В будущем времени остались 2 таблички не раскрыты. Ребята в недоумении, что же это может быть.

- А эту тайну нам предстоит сегодня раскрыть.

IV. Раскрытие новой темы

На доске записаны слова.

-Что вы можете сказать?

Одеваться
Умываться
Завтракать
Заниматься
Обедать
Играть
Смотреть

Ответы детей:

-Это все глаголы.

-Они неопределенной формы

-Отвечают на вопрос –Что делать?

- Это режим дня

-Действия

-Нельзя определить время, лицо, число

-Составим режим дня на завтра.

- Как изменяются эти слова?

(Ответы детей)

Что буду делать? Что сделаю?
Буду одеваться оденусь
Буду умываться умоюсь
Буду завтракать позавтракаю
Буду обедать пообедаю
Буду играть поиграю
Буду смотреть посмотрю

-Что заметили?

Ответы детей:

-В первом столбике ответ состоит из 2 слов, поэтому и в словах добавляется слово “буду”.

- Во втором столбике нет слова “буду”.

Что у них общего?

Ответы детей:

-Они все будущего втемени

- В первом столбике глаголы не меняются, меняется только “буду”.

-Во втором столбике имеются приставки.

- Хорошо, все они в будущем времени, как бы вы назвали каждый столбик?

Ответы детей:

-будущее приставочное

-будущее со словом буду

-будущее с одним словом и с двумя словами

- А вот лингвисты назвали их просто: будущее простое и будущее сложное. Вот две не раскрытые таблички.

Будущее
простое

Будущее
сложное

 -К какому столбику вы их прикрепите и почему?

 Ответы детей:

Сложное. Из двух слов – это будущее сложное к 1 столбику, будущее простое ко 2 столбику.

V. Закрепление.

(Полякова. 4 класс. 1 часть стр. 50 упражнение 76)

-Выпишите глаголы в будущем сложном времени и пронаблюдайте какой глагол изменяется по лицам и числам в будущем сложном времени.

Дети выполняют задания и делают вывод.

Ответы детей:

-В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам глагол –быть.

VI. Итог урока

Самооценка своих знаний по оценочной шкале

Домашнее задание. Составить режим дня в связи с переходом на 2 смену.