Цели урока:
- Сравнить понятия будущее простое и будущее сложное время глагола.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
- Развивать умение формулировать правила на основе подводящих к этому выводу упражнений.
Оборудование: опорные таблички, доска
Ход урока
I. Организационный момент
Слышите, звенит звонок, говорит: “Начнем урок!”
Садитесь дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.
II. Давайте, ребята, поиграем в ассоциации.
– Вот на доске записаны слова. Какие ассоциации – словарные слова у вас они вызывают.
Новосибирск Ученики называют слова-ассоциации,
Яма более подходящее словарное слово
Лекарство записывают на доске.
Подвиг
Костюм
Ступеньки
- Через 3-5 сек. закрываю слова. И прошу написать в тетради словарные слова в том порядке в котором они были.
- Если вы верно записали слова, то по первым буквам этих слов должно получиться слово -
Город
Лопата
Аптека
Герой
Одежда
Лестница
- И так какое слово получилось? (ГЛАГОЛ)
III. – Что вы знаете о глаголе?
(Ответы детей, на доске прикрепляются опорные таблички)
В будущем времени остались 2 таблички не раскрыты. Ребята в недоумении, что же это может быть.
- А эту тайну нам предстоит сегодня раскрыть.
IV. Раскрытие новой темы
На доске записаны слова.
-Что вы можете сказать?
Одеваться
Умываться
Завтракать
Заниматься
Обедать
Играть
Смотреть
Ответы детей:
-Это все глаголы.
-Они неопределенной формы
-Отвечают на вопрос –Что делать?
- Это режим дня
-Действия
-Нельзя определить время, лицо, число
-Составим режим дня на завтра.
- Как изменяются эти слова?
(Ответы детей)
Что буду делать? | Что сделаю? |
Буду одеваться | оденусь |
Буду умываться | умоюсь |
Буду завтракать | позавтракаю |
Буду обедать | пообедаю |
Буду играть | поиграю |
Буду смотреть | посмотрю |
-Что заметили?
Ответы детей:
-В первом столбике ответ состоит из 2 слов, поэтому и в словах добавляется слово “буду”.
- Во втором столбике нет слова “буду”.
Что у них общего?
Ответы детей:
-Они все будущего втемени
- В первом столбике глаголы не меняются, меняется только “буду”.
-Во втором столбике имеются приставки.
- Хорошо, все они в будущем времени, как бы вы назвали каждый столбик?
Ответы детей:
-будущее приставочное
-будущее со словом буду
-будущее с одним словом и с двумя словами
- А вот лингвисты назвали их просто: будущее простое и будущее сложное. Вот две не раскрытые таблички.
Будущее |
Будущее |
-К какому столбику вы их прикрепите и почему?
Ответы детей:
Сложное. Из двух слов – это будущее сложное к 1 столбику, будущее простое ко 2 столбику.
V. Закрепление.
(Полякова. 4 класс. 1 часть стр. 50 упражнение 76)
-Выпишите глаголы в будущем сложном времени и пронаблюдайте какой глагол изменяется по лицам и числам в будущем сложном времени.
Дети выполняют задания и делают вывод.
Ответы детей:
-В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам глагол –быть.
VI. Итог урока
Самооценка своих знаний по оценочной шкале
Домашнее задание. Составить режим дня в связи с переходом на 2 смену.