Цели урока:
- развитие коммуникативных качеств учащихся
- развитие образного – логического мышления
- развитие эмоционально- эстетического восприятия учащихся.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о тексте-рассуждении;
- закрепить умения анализировать текст;
- учить планировать композицию высказывания;
- формировать умение отбирать необходимые языковые средства.
Орг.момент.
На партах учащихся лежат листочки, на которых написаны загадки. Учитель просит прочитать загадки и отгадать их.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветкаЯ шарик пушистый
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелек.
На какую тему эти загадки? Почему все загадки на одну тему? О чем пойдет речь на уроке?
Сообщение темы урока
Учитель сообщает учащимся о предстоящей подготовке к изложению с творческим заданием и просит приготовить необходимые принадлежности для иллюстрирования предложенного текста.
Основная часть
1. Текст проецируется на экран с помощью медиапроектора. Учитель читает текст, учащиеся внимательно следят за чтением.
Золотой луг
Мы жили в деревне, а перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однако луг был непростым.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.
( По М. Пришвину)
2. Учитель: К какому типу речи мы отнесем этот текст? (Описание + рассуждение) Докажите.
Какова тема и основная мысль текста? Почему так назван текст? Сколько картинок можно нарисовать?
3. Словесное рисование
1 картина.
- Что можно изобразить? (Луг; дом, а перед ним — поляна с одуванчиками.)
- Что на рисунке будет самым главным?
- Каким показан луг? (Зеленый.)
- Какими вы представляете себе одуванчики? (Они зеленые, а сверху, словно ворсинки кисточки, выглядывают желтые лепестки; Пришвин сравнивает одуванчики с кулачком.)
- Что еще можно нарисовать? (Закат солнца. Для этого возьмем темно-синюю краску, а в том месте, где солнце садится, будем использовать нежно-розовый или ярко-красный цвет.)
2 картина.
- Как выглядит луг днем? (Он становится золотым.)
- Как это показать на бумаге? (Среди зеленой травы светятся ярко-желтые одуванчики.)
- Каким вы представляете себе одуванчик? (Цветок круглый, лепестки продолговатые. Можно изобразить в виде ладошек, которые раскрыты навстречу солнцу.)
- Какого цвета небо? (Ярко-голубое.)
- Что еще можно добавить? (Солнце.)
- Как вы его изобразите?
4. Практическая работа: создание рисунков, словесное описание своей работы.
5. Лексико-стилистическая и орфографическая работа.
Учащиеся объясняют значение отдельных слов и трудные орфограммы, записывают слова-помощники, подбирают синонимы, эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.
Создается схема текста типа “рассуждение”:
- Тезис
- Доказательство
- Вывод
Подведение итогов урока. Рефлексия
Учащимся раздаются бумажные цветки одуванчиков, на которых учитель предлагает выразить свое отношение к уроку. Все одуванчики с ответами приклеиваются на импровизированный луг (листок зеленой бумаги).
Домашнее задание:
Представьте, что вам необходимо объяснить младшему брату или сестре, почему рано утром или поздно вечером луг, на котором растут одуванчики, — зеленый, а днем — желтый, золотой. Постройте так свое высказывание, чтобы слушатель понял ваше объяснение.