ЦЕЛИ КУРСА
- Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурной межнационального общения;
- Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- Углубление знаний по лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
- Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения развития и жизни языка;
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
ЗАДАЧИ КУРСА
- Дополнить программный материал по основному курсу русского языка о происхождении языка, его месте среди других языков мира, о развитии письменности и культурной речи.
- Раскрыть сущность ряда явлений современного русского языка, таких, как чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т.д.
- Формировать умения лингвистического и этимологического анализа лексического состава текста.
- Прививать навыки исследовательской творческой работы с текстом, со словарями, справочной и художественной литературой.
- Обучение сочинению текстов, составлению словарей-синонимов, толковых и этимологических статей, родословного древа славянского языка.
- Обучение созданию слайд-фильмов на компьютере.
- Обучение созданию кроссвордов.
- Показать связь истории языка и истории народа.
- Дать синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Воспитывать патриотизм и любовь к языку.
- Пробудить интерес к русскому языку как к связующему звену между прошлым и будущим.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ | Вопросы. | Ответы. |
1 | На каком содержательном материале построен курс? | Материал основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка. |
2 | Чем содержание курса будет отличаться от базового курса? | В программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в “обратном” порядке в целях постепенного погружения в глубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка. Занятия построены как увлекательное путешествие в сопровождении вымышленного персонажа Гривны. Практическая роль программы в дополнении материала о происхождении русского языка, его месте среди других языков мира, развития письменности и культурной речи. Ярче иллюстрируется историческая сущность ряда явлений современного русского языка, для которых программа предусматривает “исторический комментарий” (чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т. д.) |
3 | Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс? | 1. Костомаров В. Г. Жизнь языка. От
вятичей до москвичей. М: “Педагогика- Пресс” 1994г. 2. Тер-Акопян А.К. Санскрит в реке русской речи. М: Новый центр 2002г. 3. Утевская П. Слов драгоценные клады. Рассказы о письменности. М: Детская литература |
4 | Какие виды деятельности учащимися возможны? |
|
5 | Какова доля самостоятельности ученика при составлении курса? | Учащиеся могут выбрать вид деятельности на занятиях: участие в инсценировках, составление схемы, таблицы, рисунка, написание письменного ответа, сообщения, доклада, научной работы, выбрать позицию в споре, дискуссии, создание кроссворда, чайнворда, шарады, ребуса, создание слайд-фильма или текстового документа на компьютере. |
6 | Каковы критерии успешности учащихся? | Критерии успешности работы учащихся на
занятиях следующие: Присутствие на занятиях – 2 б. (опоздание - -1 б.). Письменные работы – 10 б. Сообщение – 8 б. Доклад – 10 б. Слайд – фильм – 10 б. Текстовый документ от 8 до 10 б. Участие в инсценировках – 5 – 10 б. Творческая работа в группе – до 10 б. Турнир, игра – участие – 5 б., победа – 10 б. Словарь от 5 до 10 б. Схемы, рисунки от 5 до 10 б. Кроссворды, шарады, ребусы – от 5 до 10 б. Работа с карточками – 5 б. Зачет: за 30 б. – “3”; за 40 б. – “4”; за 50 б. и больше – “5”. |
7 | Каким образом в процессе работы будет фиксироваться успех? | В процессе работы проводится анкета
после первого занятия, тестирование в процессе
знакомства с материалом, совместная разработка
проектов докладов и занятий, репетиция
инсценировок и т.д. Итоговая форма отчетности: зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу. Доклады, сообщения, творческие работы, работы по карточкам, тесты, кроссворды, шарады, ребусы, проекты занятий, сценарии, выступление на НПК. |
Учебно-тематическое планирование программы “Жизнь языка”
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Форма занятия и виды деятельности. |
1. | Введение. Слов драгоценные клады. Рассказ о письменности, ее роли в развитии цивилизации. Виды письменности. Письменные памятники. Берестяная грамота, клинопись, знаки-символы; иероглифы и т.д. | 1 ч. | Презентация слайд-фильма. Работа с компьютером. Конспектирование лекции. |
2. | Бессмертный Язык и смертные языки. Как и почему изменялся наш язык? Изобретение славянского языка. Кириллица и глаголица Изменения в языке в алфавите, орфографии и грамматике. Почему современный школьник не может свободно читать тексты, написанные в XVII в.? Когда возник современный русский язык? | 1 ч. | Урок-путешествие экскурсия в музей. Гид – вымышленный персонаж Гривна. Инсценировка и письменный ответ на вопрос. |
3. | От наших дней до Пушкина Изменения в русском литературном языке в XXI - XIX веках. | 1ч. | Путешествие в глубь времен. Спор Петербурга и Москвы. Творческая работа в группах, изложение своей позиции. |
4. | Русский язык в XVIII в. Штили и чужеродные речения, признаки разных штилей у Ломоносова, Сумарокова, Крылова. | 1ч. | Диалог с девицей Олимпией. Инсценировка. Сообщение. |
5. | Письменность в XVII в. Гражданская азбука с поправками Петра I. Признаки разных языков. Двуязычие. Буквари. | 1ч. | Ларец с книгами (слайд-фильм). Работа с компьютером. Доклад. |
6. | Деловой язык. XVI в. Язык и деньги. Челобитные. Приказной язык. Появление фамилий. | 1ч. | Наблюдение над текстом. |
7. | Славянская письменность. XV в. Живая речь и книжная. Словари-азбуковники. | 1ч. | Составление словарей-синонимов. |
8. | Прародитель трех языков. Три ветви единого дерева Общие и отличительные черты русского, украинского и белорусского языков. | 1ч. | Составление родословного древа трех языков. Схемы, рисунки. |
9. | Языковые особенности Московии. Книжность - могучая скрепа. | 1ч. | Наблюдения над текстом. |
10. | Отзвуки праславянского языка. | 1ч. | В гостях у вятичей. Инсценировка и тест. |
11. | Пращур и его сказ. | 1ч. | Наблюдение над текстом, дискуссия. |
12. | Санскрит в реке русской речи. | 2ч. | Беседа о священном санскрите. Работа по карточкам. Рисунки. |
13. | Санскрит – родитель русских слов. | 2 ч. | Открываем тайны слова. Работа по карточкам. |
14. | Имена и фамилии. | 1 ч. | Игра “Я и мое имя”. |
15. | Турнир знатоков русского языка от Аз до Яз. | 2 ч. | Работа в группах. Конкурсы. |
Результаты обучения.
В результате обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые предполагают развитие речемысленных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Ученик должен знать/понимать.
- Функции языка; основные сведения о языкознании как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам.
Уметь.
- Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и ультуры русского и других народов.
Аудирование и чтение.
- Использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе в электронном виде;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текстов.
Список используемой литературы:
1. Костомаров В. Г. Жизнь языка От вятичей до москвичей. М: “Педагогика- Пресс” 1994г.
2. Тер - Акопян А.К. Санскрит в реке русской речи. М: Новый центр 2002г.
3. Утевская П. Слов драгоценные клады. Рассказы о письменности. М: Детская литература.
4. С. Алексеев. Сокровища Валькирий, 1 – 3 кн. М: ОЛМА – ПРЕСС, 1997 г.
5. С. Алексеев. “Сокровища Валькирий”. Правда и вымысел. Роман – эссе. М: ОЛМА – ПРЕСС, 2003 г.
6. С. Алексеев. “Слово”. М: 2001 г.
7. С. Алексеев. “Крамола”. М: 1996 г.
8. С. Алексеев. “Родина богов. Арвары”. М: 2004 г.
9. Этимологический справочник 1 – 2 ч. Томск, 2001 г.
10. Этимологический словарь. М., 2000 г.
11. Словарь лингвистических терминов. М: 1997 г.
12. Толковый словарь Ожегова. М., 1994 г.
13. Толковый словарь Даля. М., 1995 г.
14. О.А. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1969 г.
15. В. Распутин “Дочь Ивана, мать Ивана” ж. Сибирь, 2003 г. И: 2004 г.