Краеведение на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Краеведение


Введение

Работа по краеведению ведётся в рамках государственной программы “Патриотическое воспитание граждан в 2001-2005 гг ” и в рамках областной программы по организации краеведческой работы со школьниками “Мой Калужский край”.

Цель программы по изучению Калужского края определена в документах:

  • активизация знаний школьников о краеведении как науке и о калужском крае;
  • распространение знаний о краеведении Калужского края среди школьников района и области;
  • развитие умения узнавать памятники истории и культуры, независимо от того, где они находятся- в музее, дома, на улице;

-формирование у школьников стремления к сохранению природы, бережного отношения к окружающей среде, а также к сохранению культурного наследия края.

Вопрос о месте краеведения в современной школе, перспективах её вхождения в базисный учебный план, о значимости краеведческих знаний в обучении и воспитании школьников актуален и сегодня. Работа об использовании краеведческого материала в процессе изучения русского языка включает как теоретический материал, так и практический.

К вопросу о методической помощи

Краеведческий материал на уроках русского языка - это тема многих публикаций в методических газетах и журналах разных лет .

Немало специальных методических пособий по использованию краеведческих материалов в процессе обучения школьников русскому языку содержат советы использовать материалы: тексты о природе и истории родного края, писателях и деятелях искусства и в опубликованной в журнале “Русский язык в школе” статье “ Краеведение на уроках русского языка” автор А.Ф.Макеев (Камчатская обл.) даёт краткий анализ литературы по использованию краеведческих материалов в процессе изучения русского языка и приводит читателей к убеждению, что необходимо шире использовать на уроках русского языка не только общекраеведческие, но собственно лингвокраеведческие материалы. Немало специальных методических пособий по использованию краеведческих материалов на уроках русского языка содержат советы использовать материалы: тексты о природе и истории родного края, писателях и деятелях искусства и культуры.

В 60-е годы появились книги:

В.А.Магин “Организация краеведческой работы по русскому языку”(Ростов-на-Дону,1966), Е.А.Хоменко “Пособие по использованию краеведческого материала на уроках русского языка (Красноярск,1969)”, Р.С.Иткин “Краеведческий материал на уроках русского языка” (Воронеж,1970) и другие. С конца семидесятых годов издаются книги с рекомендациями использовать при изучении русского языка конкретные материалы, как общего (нелингвистического), так и лингвистического краеведения. В 1989 году в Воронежском университете издано учебное пособие А.К.Соколовой “Практикум по русскому языку (На материале краеведения)”, издана позднее и книга дидактических материалов для учащихся 5-9 классов “Краеведение на уроках русского языка” (Мурманск,1993). В этом первом краеведческом пособии по русскому языку для учащихся представлены в основном материалы общего краеведения . Выходные данные указанных книг “говорят” о том, что нет возможности использовать их многим учителям.

Поиски нового материала.

Опубликованные материалы говорят и о многообразии исканий педагогов, которых волнуют проблемы развития краеведения, краеведческого движения и вопросы преподавания краеведческих знаний. И немало вопросов задаёт себе творческий учитель. Как развить стремление школьников к краеведческим знаниям ? Как в повседневной (академической) деятельности помочь увидеть, заметить, понять такие вещи, такие явления, о существовании которых он не задумывался раньше.

Проект.

В поисках ответа на тот или другой вопрос, был создан автором данной работы проект “Повышение творческой активности педагогов”.

Цель проекта: - активизировать деятельность учителей в плане самостоятельного создания необходимых пособий .

Важно дать творческий импульс учителю: не дожидаясь полного обеспечения всех школ разнообразными пособиями, учитель может самостоятельно “обеспечить” свои уроки разнообразными краеведческими материалами. Краеведческая работа-общее дело как учителя географии, истории, так и учителей других предметов.

Краеведение - это свободная школа познания мира, без однообразного заучивания, зубрёжки параграфов, без забывания и других проблем, с которыми сталкивается любой школьник, какого бы возраста он ни был . Можно всё знать назубок, но при этом оставаться равнодушным.

В рамках указанного проекта проведена кропотливая работа:

  • по обобщению собранного в течение десятилетий материала;
  • по сбору новых источников (литературных, архивных, исторических);
  • по систематизации собранного краеведческого материала;
  • по распределению его в тематические папки;
  • по созданию пособий в помощь учителю.

Форма подачи материала.

Ценность и важность работы определяется тем, что не только собран разнообразный материал, но самое главное- найдена и форма подачи, которой придаётся некоторое композиционное единство.

Путешествие - в мир книги “Изучай родной край”
- к водопаду Гремячий
- в национальный парк “Угра”
- Спас-Прогнанье, Троицкое
Устный журнал

“Имя дома твоего”

Топоним и имя собственное

Топонимы как отражение природных особенностей природных особенностей

Жуковского района

Словообразование и топонимика

Угро-финские слова на карте района

Викторина

- лингвистическая
- археологическая
- историческая
- природоохранная

Красота географического названия

Огубское городище

Моя родословная.

“Калужские засеки”

Направления в работе.

Многообразие и разноплановость краеведческих знаний (краеведение историческое, географическое, литературное, мемориальное, биологическое и др.) дали общие направления в работе по систематизации полученных данных .

Для отбора текстового материала были и определены критерии (важность, доступность, актуальность, занимательность). По В.И.Далю, занимательность- “занимающий других или привлекающий внимание, интересный, заманчивый, привлекательный или любопытный”, по современному словарю синонимов , “увлекательность, занятность”. Интересные знания усваиваются “основательно, прочно” - /см. “Российская педагогическая энциклопедия”/, а это значит, занимательность - первый шаг на пути к формировании более глубокого, устойчивого и действенного интереса к учёбе.

Тематический каталог.

Необходимое условие “оперативной” работы при подготовке к уроку - создание тематического каталога . Помощь в его создании оказал сборник авторских работ по историческому краеведению. Так созданы тематические “банки данных” по следующим темам

Первый “банк” данных

  1. Краеведение. История Краеведения.
  2. Краеведы.
  3. Источники краеведческих знаний.
  4. Музеи.
  5. Библиотеки.

Второй “ банк” данных

  1. Археология.
  2. Археологические памятники долины р.Протвы.
  3. История изучения памятников.
  4. Археологи. Археологические коллекции Обнинского и Калужского музеев.

Текст и работа с ним.

На подготовительном этапе знакомства с текстом осуществляется словарная работа.

Лексическое значение некоторых слов неизвестно учащимся (термины, устаревшая лексика) и поэтому требуют пояснения.

В современной методической науке существует точка зрения, что значение должно чаще раскрываться в “контексте”. Такая позиция находит практическое применение при организации работы с текстом. Создаётся так называемый “понятийный словарь”.

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Комплексному обучению языку и речи служит текст, который, по мнению методистов, основной дидактической единицей. Организация такого обучения на примере использования текстов краеведческого характера приносит хорошие результаты.

Краеведение - многоплановая дисциплина. Растёт интерес к истории России. Внимание к проблемам изучения родного края не ослабевает. При этом краеведение предоставляет немалые возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина. В первые десятилетия советской власти академик С.Ольденбург, тогда первый председатель Центрального бюро краеведения, сказал такие слова : “Без краеведения мы бессильны …” В 1991 году вышел альманах “Отечество”.Этот краеведческий альманах “благословил” на долгую успешную жизнь Д. С.Лихачёв: “Я желаю успеха всем, кто причастен к созданию этого альманаха, и надеюсь, что он окажет существенную помощь в решении назревших и непростых задач, стоящих перед отечественными краеведами.” Важные задачи: возрождение краеведения и как науки, и как массового движения по изучению родного края – решают сегодня и педагоги.

Краеведение - это школа открытия родного края, его культуры и традиций. Д С.Лихачёв в говорил, что краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень”.По мнению Д.С.Лихачёва, краеведение- это “ самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие учёные и школьники”.

“Родиноведение” - краеведение – москвоведение - …И пусть продолжится этот ряд… поисков, открытий, нового пути “ к пробуждению патриотизма”.